Что значит букв больше чем звуков. Звуки и буквы. Изменение качества звуков

Фонетика - раздел русского языка, который изу­чает звуки и буквы.

Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, ко­торые мы слышим и произносим.

Буквы - условные графические знаки, которые вы­ражают звуки речи на письме.

Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.

Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.


Гласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков - 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йоти­рованные буквы обозначают:

Один звук после мягкого согласного: [э] - [м"эл]; [о] - [л"от]; Гу] - [л"ук]; [а] - [м"ач];

Два звука:

а) в начале слова: [йама];

б) после Ь и Ъ: [п"йут];

в) после гласного звука: [пайут].

Все гласные звуки делятся на:

Ударные;

Безударные.

Согласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух встречает в полости рта какую-нибудь пре­граду.

Согласных звуков - 37: [б], [б"], [в], [в*], , [Д]. [дЧ. [з], [а»], [п], [п"], [ф], [фЧ, [к], [кЧ, [т], [тЧ, [с], [сЧ. [л], [лЧ, [м], [мЧ. [н], [нЧ, [р], 1рЧ> М, [хЧ, [ж], ГжЧ, [ш], [щЧ, [чЧ, [д], [йЧ.

Все согласные звуки делятся на группы:

Звонкие - глухие;

Твердые - мягкие.

Парные согласные по звонкости - глухости:

[б] [В] [г] [Д] [ж]
и [ф] [к] [т] [ш] [С]

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости - мягкости:

[б] - - [вЧ, [Г] - [гЧ, [д] - [дЧ, - [зЧ, [К] - [к"], [л] - [лЧ, [м] - [мЧ, [Н] - [нЧ, [п] - [пЧ, [р] ~ [РЧ> [с] - [сЧ. [т] - [тЧ, [ф] - [ФЧ. W - [хЧ.

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [чЧ> [щЧ» [**4-

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

На конце слова: лоб [лоп];

Перед глухими согласными: лодка [лотка]. Озвончение наблюдается перед звонкими согласны­ми: молотьба [малат"ба].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный глас­ный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. В каком ряду во всех словах есть гласный [Э]?

а) гребень, тень, клетка

б) дремать, энциклопедия, дерево

в) плести, эра, эмоции

г) трепать, эмиграция, трель

5. Укажите, в каком слове все согласные звуки твер­дые.

б) желтизна

в) широкий

г) жернова

6. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

а) щуриться

б) чистить

в) мелкий

г) щетина

7. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

8. В каком ряду располагаются слова, где все согля ные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ходовой

г) пес, крот, тоска

9. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?

а) петь, яма, льняной

б) емкость, рояль, стоять

в) клев, прелесть, бьют

г) тряпка, сядет, яркий

В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

11. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?

а) деготь, дом, род

б) мода, код, дерево

в) сода, доступ, доблестный

г) стадо, дебаты, дар

12. В каком ряду во всех словах есть звук [Д"]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, труд

13. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф]?

а) кафе, фронт, федерация

б) феномен, строфа, фикус

в) фурункул, катастрофа, факт

г) фанера, фейерверк, фельдшер

14. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф"]?

а) футбол, дефицит, вприпрыжку

б) функция, правка, плов

в) фильм, циферблат, отправь

г) феерия, червь, вползти

15. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

а) образ, глаз, матрас

б) здоровье, косьба, трасса

в) массовый, корыстный, сделать

г) сбросить, вывоз, дрозд

16. В каком ряду во всех словах произносится звук [С"]?

а) сувенир, сюрприз, счет

б) изморозь, сигнал, присесть

в) посев, сбитый, плесень

г) корсет, сейф, ситец

17. В каком раду во всех словах произносится звук [Т]?

а) огород, склад, брод

б) местный, демократия, тонус

в) опасный, тревожный, разъезд

г) трогательный, теннисный, проезд

18. В каком ряду во всех словах есть звук [Т*]?

а) карате, партер, тембр

б) табель, скатиться, убедиться

в) титульный, петь, тяжкий

г) тысяча, бороться, трон

19. В каком ряду во всех словах встречается звук [В]?

а) вера, добавить, завидовать

б) водить, оловянный, свобода

в) вширь, выдержать, готовь

г) вода, добавление, вышина

20. В каком ряду во всех словах встречается звук [Б]?

а) столб, богатый, берег

б) буравить, болезнь, подобраться

в) белеть, пробежать, бокс

г) пробка, робкий, блажь

21. В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?

а) шарж, шорты, шинковать

б) широкий, пробежка, вожжи

в) булочная, конечно, дрожжи

г) счастливый, шествовать, шерсть

22. В каком ряду во всех словах есть звук [Ж]?

а) жареный, стежка, живот

б) грабёж, желтый, живительный

в) кожа, жатва, рубеж

г) божественный, ухаживать, жевать

23. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч"]7

а) черный, алчный, нарочно

б) вечность, чемодан, яичница

в) конечно, чулки, чахнуть

г) чудовище, численность, чрезмерный

24. В каком ряду во всех словах встречается звук [Щ]?

а) щавель, счастье, пощада

б) счет, щель, расчистить

в) перебежчик, щенок, плюшевый

г) грузчик, щи, широкий

25. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) выдающийся

б) восемьсот

в) пьедестал

г) укрываться

26. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) расписание

б) необъятный

в) просьба

г) проезжающие

27. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

б) портьера

в) прилетать

г) указание

28. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) просьба, косьба, сжал

б) свадьба, жуткий, грозди в) вокзал, гербарий, позже

г) футбол, брызжут, сожженное

29. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) столб, низкий, ров

б) друг, испуг, косьба

в) вперед, дрожь, шефствовать

г) огород, веревка, сердце

30. Укажите случаи, в которых написание и произно­шение совпадают.

б) расплата

г) обаяние

31. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 зву­ков.

а) полет, пьесы, пальто

б) сапог, вожжи, драться

в) язык, съемка, ветер

г) польза, сатин, яркий

Ответ от Невроз [активный]
Скажу по одному слову:
Ёжик, тетрадь, пенал


Ответ от Любовь тымченко [гуру]


Ответ от Гироскоп [гуру]
1)звуков больше чем букв: яблоко йогурт ёлка яма ягода ёж маяк юла юбка маятник
2)букв больше чем звуков: печь дочь кровать мебель модель цель зелень лень лагерь любовь
3)звуков столько же сколько и букв: вьюга подъезд объезд объявление подъём объем объект въезд съемка семья


Ответ от Осокорь [новичек]
деревья полька яркий полёт


Ответ от NeoGeo [новичек]
2 Rasp
йогурт - это 3-я категория. Букв и звуков одинаково. Вот если бы писалось ёгурт, тогда да: было б 5 букв, но 6 звуков. а так - йогурт - 6 и 6


Ответ от Гульнара Курбиева [новичек]
1. поставь буквы е, ё,я, ю в начале слова или после гласной и будкт звуков больше чем букв. эти буквы дают по 2 звука. юла, пою.
2. непроизносимые согласнык сердце, солнце, здравствуйте и т. д.
з дом, том, лес, пена, собака, квартира, абрикос, дело, ученик.


Ответ от Анастасия Мотигуллина [новичек]
1. поставь буквы е, ё,я, ю в начале слова или после гласной и будет звуков больше чем букв. эти буквы дают по 2 звука. юла, пою.
2. непроизносимые согласнык сердце, солнце, здравствуйте и т. д.
з дом, том, лес, пена, собака, квартира, абрикос, дело, ученик.


Ответ от 1 [новичек]
дом ежик солнце

В русском языке слова пишутся не всегда так, как слышатся. Часто бывает, что количество букв и звуков не совпадает.

Буква ь

  • властный [власный] - восемь б., семь зв.;
  • солнце [сонцэ] - шесть б., пять зв.;
  • праздничный [празн"ич"ный] - одиннадцать б., десять зв.;
  • известный [изв"эсный] - девять б., восемь зв.

Если присутствуют непроизносимые согласные, то это слова, где букв больше звуков.

Нужно помнить, что орфограмму «непроизносимые согласные» надо проверять сильной позицией. В некоторых случаях нет таких букв:

  • ужасный [ужасный] - семь б. и семь зв.;
  • ровесник [ров"эсн"ик] - восемь б., восемь зв.;
  • вкусный [фкусный] - семь б., семь зв.

Двойные согласные

Существует ещё такое явление, как двойные и При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:

  • телевизионная антенна [антэна] - семь б., шесть зв.;
  • дружный коллектив [кол"икт"иф] - девять б., восемь зв.;
  • старые дрожжи [дрожи] - шесть б., пять зв.;
  • искусственный кристалл [кр"истал] - восемь б., семь зв.
  • станционный [станцыоный] домик - одиннадцать б., десять зв.;
  • стеклянный [ст"икл"аный] - десять б., девять зв.

В этих словах букв больше, чем звуков.

Изменение качества звуков

В словах нередко наблюдается упрощение в местах стечения согласных. Тогда вместо нескольких звуков произносится один, который отличается по качеству от исходных. Например:

  • от глаз скрывается [скрываица] - десять б. и девять зв.;
  • великий спортсмен [спорцмен] - девять б., восемь зв.;
  • городской [гарацкой] житель - девять б., восемь зв.

Практическое задание № 3

1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • чувствовать разочарование;
  • участвовать в соревнованиях;
  • неуместный вопрос;
  • сверстник моих родителей;
  • длинные ресницы;
  • частное лицо;
  • опасный возраст;
  • ненастный день;
  • вкусные яства;
  • липовая аллея;
  • ссорить друзей;
  • захваченная территория;
  • подать апелляцию;
  • изобразительное искусство;
  • аппетитное пирожное.

2. Диктант.

Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.

Задания ЕГЭ А1, А 2 по русскому языку.

Фонетический анализ слова. Орфоэпические нормы

(произношение согласных звуков, ударение).

При выполнении заданий А1 – А2 обязательно произнесите слово, прислушиваясь к собственному произношению, и запишите его в транскрипции. Посчитайте буквы и звуки или найдите требуемый(-ые) в задании звук(и).

ОБРАЗЕЦ выполнения задания: В каком слове букв больше, чем звуков?

тростник [трасник] – 8 букв, 7 звуков

легкий [л"охк"ий] – 6 букв, 6 звуков

судья [суд"йа] – 5 букв, 5 звуков

чистого [чистава] – 7 букв, 7 звуков Ответ: 1.

Для правильного выполнения заданий по установлению ударения в словах необходимо овладеть акцентологическим минимумом:

алкогОль, алфавИт, апострОф, афЕра, баловАть, бАнты, бАрмен, безУдержный, блАговест, благоволИть, бОчковый, вЕрба, волгодОнский, водопровОд, газопровОд, гЕнезис, грУшевый, дЕвичий, дефИс, диспансЕр, добЫча, дОгмат, договОр, договОрный, досУг, дочернА, дремОта, духовнИк, жалюзИ, завИдно, зАгнутый, задОлго, заИндеветь, закУпорить, заржАветь, звонИт, знАмение, знАхарство, зубчАтый, Игрище, Иконопись, Искра, каталОг, кАтарсис, каучУк, кАшлянуть, квартАл, кедрОвый, коклЮш, кОлледж, коллЕж, кОмпас, красИвее, кУхонный, кремЕнь, ломОта, ломОть, лососЁвый, мастерскИ, мЕльком, мизЕрный, мытАрство, некролОг, нефтепровОд, обеспЕчение, облегчИть, оптОвый, освЕдомить, осуждЁнный, откУпорить, паралИч, пАхота, плЕсневеть, пОхороны, предрЕкший, премировАть, приговОр, придАное, принУдить, прозорлИвый, пулОвер, ремЕнь, свЁкла, сирОты, сосредотОчение, срЕдств, статУт, столЯр, танцОвщица, тОрты, трИптих, тУфля, украИнский, усугубИть, факсИмиле, фенОмен, фетИш, филИстер, фОрзац, ходАтайствовать, хозЯева, христианИн, цемЕнт, цепОчка, цыгАн, чЕрпать, шассИ, шАрфы, шАхтинский, шпрИцы, шофЁры, щавЕль, экспЕрт.

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) тростник

4) чистого

2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) убедиться

2) любитель

3) горький

4) стебелек

3. В каком слове все согласные звуки твердые?

2) мировой

3) самобытный

4) простота

4. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) мучение

2) писательский

3) исчезнуть

4) щемящий

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) объяснить

2) отсутствие

4) искатель

6. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) фюзеляж

3) стебель

4) стерлядь

7. В каком слове звуков больше, чем букв?

4) подъехать

8. В каком слове все согласные звуки мягкие?

2) степень

4) слиться

9. В каком слове все согласные звуки глухие?

2) легкость

10. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

3) изваяние

11. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт

2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, свекла, поняли

4) тортов, начала, звонит

12. В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает?

1) вьюжная, деревня

2) купаешься, июньский

3) статуя, помощник

4) грамматика, чтобы

13. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) воюю, страстная

2) тюльпан, юркий

3) двоякий, оппозиция

4) значение, явление

14. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

1) углубить, каталог, диспансер

2) намерение, закупорить, брала

3) приняли, апостроф, алфавит

4) дедовский, догнала, хозяева

15. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

3) акаДемик

16. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

2) буТерброд

4) анамНез

17. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

18. В словах какого ряда ударение на первом слоге?

1) начала, ломоть, квартал,

2) свекла, статуя, звонишь,

3) мельком, искра, верба,

4) оптовый, черпать, пахота

19. В словах какого ряда ударение на третьем слоге?

1) откупорить, плесневеть, баловать,

2) обеспечение, некролог, ходатайство,

3) апостроф, диспансер, заняла,

4) жалюзи, крапива, исчерпать

20. В каком ряду слов на месте букв ЧН произносится [шн]?

1) булочная, Ильинична,

2) яичница, нечто,

3) конечно, скучный,

4) сливочный, нарочно

21. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Алкоголь

2) духовнИк

3) катАлог

22. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) ходатАйство

3) плесневЕть

4) нефтепровОд

23. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) углубить

2) принудить

3) исчерпать

4) красивее

24. В каком слове ударение не на первом слоге?

1) кашлянуть

3) ржаветь

4) мизерный

25. В каком слове ударение падает на первый слог?

3) звонишь

26. В каком слове ударение падает на первый слог?

27. В каком ряду во всех словах есть звук [г]?

1) к залу, экзаменационный

2) снег, вокзал

3) глина, сапоги

4) гора, диалог

28. В каком ряду во всех словах есть звук [д"]?

1) деготь, подъем, свадьба

2) подиум, дикий, сядь

3) дерматин, молотьба, диагональ

4) сладкий, поддержка, подьячий

29. В каком ряду во всех словах есть звук [з]?

1) позже, зорька, зонтик

2) гвоздь, запястье, зенит

3) развитие, скользит, близко

4) визг, сделать, запятая

30. В каком ряду во всех словах нет звука [з]?

1) сделать, позиция, заинька

2) мозжечок, здание, зуммер

3) указ, сказка, приезжать

4) повозка, зависть, разум

31. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕпочка

2) обОдришься

3) ободралА

Одна из главных особенностей русского языка заключается в том, что далеко не всегда слова пишутся так, как слышатся. Фонетический анализ показывает, что в русском языке есть слова, в которых звуков больше, чем букв.

Зная правила и секреты языкознания, учащийся сможет вести правильный подсчет при разборе, а также верно записывать транскрипцию.

Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.

Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.

Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я».

Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.

В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» — «у», «я» — «а».

Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»); люк («ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).

В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.

Это происходит в позициях, когда:

  • «хитрые» гласные находятся в начале слова (енот, ёлка, юнга, яблоко);
  • идут после гласных (воевал, твоё, краюшка, моя).

Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.

Определение количества звуков

Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.

Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.

Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».

Если есть, то определить их позицию:

  • после согласной;
  • после твердого или мягкого знаков;
  • после гласной;
  • самое начало.

Продолжить анализ в зависимости от позиции:

  1. Если они идут после согласной, тогда, скорее всего, количество совпадет (если нет других особых случаев фонетики, а также ъ/ь);
  2. Когда перечисленные гласные стоят после ъ/ь – скорее всего, количество совпадет (эти знаки не имеют фонемы);
  3. Позиции вначале слова и после гласного свидетельствуют о том, что перед нами рассматриваемая ситуация с образованием дополнительной фонемы.
  4. Чтобы подтвердить правильность своих рассуждений, нужно убедиться, что в исследуемой лексической единице отсутствуют другие особые случаи фонетики.

Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.

План фонетического разбора слова

Это следующие случаи:

  • удвоенные и непроизносимые согласные;
  • твердый/мягкий знаки;
  • гласные «е», «ё», «ю», «я».

Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.

Пример анализа слов

Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:

  1. Маяк. Здесь есть «я», она стоит в позиции после гласного «а» — значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» — согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
  2. Вьюга. Здесь есть «ю», ее позиция – после «ь» — значит, распадается на «й-у». Также присутствует «ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») — 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
  3. Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «ю», позиция — начало, значит, распадается на «й-у». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» — 4 звука. Количество не совпало.
  4. Ёлочная (игрушка). Здесь есть «ё», позиция – начало, значит, распадается на «й-о». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «й-а». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» — 9 зв., 7 б.

Каюта: фонетический разбор слова

Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.

Примеры слов

Лексем в русском языке, в которых звуков больше, чем букв, немало – это явление считается достаточно распространенным.

Бегает: фонетический разбор слова

Рассмотрим несколько примеров:

  • ералаш – «йиралаш»;
  • яблоко – «йаблака» (сюда же яблочный и подобные);
  • едкий – «йэтк`ий»;
  • енот – «йинот»;
  • ёлка – «йолка» (ель не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • ёмкий – «йомк`ий» (ёмкость не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • юрист – «йур`ист»;
  • ястреб – «йастр`ип»;
  • юноша – «йунаша» (юность не подходит, т.к. есть «ь», он уравнивает значение);
  • рояль – «райал`»;
  • уныние – «унын`ийи»;
  • светлая – «св`этлайа»;
  • красивая – «крас`ивайа».

Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).

3 буквы и 4 звука

Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:

  • яма – «йама»;
  • юла – «йула»;
  • уют – «уйут»;
  • еда – «йида»;
  • шея – «шэйа»;
  • пою – «пайу»;
  • ёрш – «йорш»;
  • туя – «туйа».

Юла: фонетический разбор слова

3 б. и 4 зв. в лексеме может быть, если она содержит гласные, распадающиеся на 2: е, ё, ю, я. Это происходит в случаях, если указанная гласная стоит в начале, или она идет после другой гласной.

5 звуков и 4 буквы

В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:

  • маяк – «майак»;
  • дают – «дайут»;
  • поёт – «пойот»;
  • змея – «зм`ийа»;
  • моет – «мойит»;
  • своё – «свайо»;
  • ярко – «йарка»»
  • енот – «йинот».

Ежик: фонетический разбор слова

Здесь меньше графических знаков, чем звуков, по тем же причинам — е, ё, ю, я распадаются на 2 значения, потому что находятся в начальной позиции или после гласной.

Полезное видео

Подведем итоги

Запомнив фонетические законы языка, ученик и студент без проблем смогут выполнить фонетический анализ.

Вспомнить правила, найти их применение в исследуемом слове, сделать транскрипцию – вот и все, что необходимо для верного выполнения задания по подсчету графических и фонетических единиц.

Случайные статьи

Вверх