Как используется Past Continuous?
В английском языке время Past Continuous Tense (прошедшее длительное время) — это комбинация и английского времени...
В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. - 708 с. ISBN 5-89329-397-5
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров
в рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть
по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»
Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина
Рецензенты:
Данное учебное пособие представляет новую академическую дисциплину - гендерные исследования, которые рассматривают различные аспекты социальных проблем пола. гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых - таких как политология, антропология, культурные исследования, мужские исследования, феминистская теория, экология и другие.
Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой.
OCR: Ихтик (г.Уфа)
ihtik.lib.ru
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2001 г.
Предисловие 14
Возникновение и развитие гендерных исследований
в США и Западной Европе
17
Елена Ярская-Смирнова
1. Возникновение и развитие женских исследований - Связь женских исследований с новыми социальными движениями - Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960х-1970-е годы) - Вторая стадия развития женских исследований: институциализация - Третья стадия развития женских исследований: принцип мультикультурализма - Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации - Женские исследования в Западной Европе - Ген- дерное образование: от «скрытого учебного плана» к «феминист ской педагогике» - 2. Возникновение и развитие гендерных исследований - Причины возникновения и основные отличия университетских программ гендерных исследований - Феминистские и гендерные исследования: методологические проблемы определения - Перспективы развития женских и гендерных исследований в структуре академического образования
Феминистская теория 90-х годов:
проблематизация женской субъективности 49
Ирина Жеребкина
1. Постановка проблемы и методологические предпосылки -
ти (Тереза де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Кософски Сэджвик) - 3. Женская сексуальность в феминистской теории - 1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ - 2) Сексуальное различие в философской концепции Рози Брайдотти - 3) Джудит Батлер: сексуаль ность как «цитатность» и понятие «принудительной гетеросексуальности» - 4) Теории квир-сексуальности и их значение для современной феминистской теории - 4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
Гендерная проблематика в политических науках
1. Гендерная проблематика в политической
Теории 80
Ирина Чикалова
1. Новое женское движение - 2. Женщины в традиционной поли тической теории - 3. Феминистская методология в политической теории - 4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории - 1) Публичное и приватное пространство - 2) «Личное есть политическое» - 3) Концептуализация понятий «различие» и «сексуальное различие» - 5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма - 1) Феминизм и демократическая концепция гражданства - 2) Концепция обретения/осознания силы - 3) Те ория представительства - 4) Концепция интеграции - 5) Концепция маргинальности - 6. Политические требования феминизма - 7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
2. Политическая теория феминизма:
Современные дебаты 107
Сергей Ушакин
1. Пол и политика: постановка проблемы - 2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма - 3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер - 4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер - 5. Значение и про блематичность аргументации «конкретной морали» в феминист ской политической теории Шейлы Бенхабиб - 6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
Социология гендера
1. Социальное конструирование гендера:
Феминистская теория 147
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика - 2. Теоретические основания - 1) Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана - 2) Этнометодо-логия Г. Гарфинкеля: случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности - 3) Драматургический интеракционизм И. Гофмана: гендерный дисплей - 3. Основные положения - 1) Гендер и власть - 2) Задачи конструктивистского анализа - 4. Заключение
2. Феминистская критика эпистемологических
оснований социологии:
Перспективы социологии гендерных отношений... 174 Елена Здравомыслова, Анна Темкина
1 . Феминистская критика социологической эпистемологии - 1) Понятие феминистской эпистемологии - 2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания -
3) Субъект познания: феминистские интерпретации -
4) Объект познания: феминистские интерпретации
- 5) Отно
шения между субъектом и объектом: феминистские интерпре
тации - 2. Альтернативные эпистемологии
- 1) Женский опыт
как основание феминистской эпистемологии
- 2) Феминистс
кий эмпиризм
- «включение женщин»
- 3) Феминистский по
зиционный подход
- 4) Социально-конструктивистская эпис
темология
- 5) Постмодернистская феминистская эпистемо
логия
- 3. Методы феминистского исследования
- 4. Заключе
ние: значение феминистской эпистемологии для социологии ген
дерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
качественных данных: методы анализа текста,
интеракции и изображения 197
Елена Мещеркина
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования - 2. Проблема выбора метода - 1) Партийность, анга жированность и «частичная идентификация» как методологи-
ческие стратегии: проблемы и противоречия - 2) «Взгляд снизу» - 3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости» - 4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей - 3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы - 4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях - 1) Биографическое исследование - 2) Анализ дискурса - 3) Содержательный анализ - 4) Анализ и интерпретация изображений - 5) Анализ фото- и фильмома-териалов - 6) Психоаналитическая интерпретация текста - 7) Объективная герменевтика - 8) Конверсационный анализ - 9) Анализ языка тела - 5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
гендерная проблематика
в экономической теории
Елена Мезенцева
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли - 2. Частная сфера как объект изучения ген-дерной экономики - 3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики - 4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики - 5. Заключение. Возмож ности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
гендерная проблематика
в исторических науках ,
Наталья Пушкарева
1. Введение: гендерная методология в истории - 2. «Ее история»: рождение исторической феминологии - 3. Что такое историческая феминология? - 4. Чего достигла историческая фемикология? - 5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории - 6. От «истории женщин» к «гендерной истории» - 7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-» - 8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма» - 9. Гендерная методология в науках о про шлом: перспективы 90-х годов
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Г ендерные исследования в психологии 312
Елена Иванова
Ирина Жеребкина
Елена Гапова
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии - 2. Значение и ограниче ния женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид - 3. Тезис «знание-власть» в антропологии - 4. Основные положения феминистского проекта в антропологии - 1) Жен щина как субъект в антропологии - 2) Концепция «обмена женщинами» Гейл Рубин - 3) Природа и культура как женское и мужское в антропологической концепции Шерри Ортнер - 5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стра тификации Джоан Хубер - 6. Феминистская критика антропологии - 1) Критика эволюционных теорий в антропологии - 2) Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти - 3) Феминистская антропология на современном этапе: гендерное неравенство в условиях глобализации
10
гендерная проблематика в философии 390
Сергей Жеребкин
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии - 2. гендерная проблематика в античной фило софии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля - 3. Мизогиния и обоснование патриар-хатных отношений в философии средневековья - 4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации - I ) Руссо: женская чувственность в терминах разума - 2) Кант о различии мужского и женского разума - 3) Мери Уоллстонкрафт в защиту женских прав и женской эмансипации - 5. «Эпоха чувственности». Метафизи ческое оборачивание: новая концепция женского в философии ро мантизма - 6. Женское/телесное в философии Ницше - 7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы кон цептуализации женского - 8. Заключение. Особенности и значе ние философии феминизма для современного философского дискурса
Гендерная проблематика в теории культуры
1.
Гендерная проблематика в парадигме
культурных исследований 427
Альмира Усманова
1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-куль тура» - 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм - 3. Культурология и/или «культурные исследования»
Политики репрезентации 465
Альмира Усманова
1 . Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства - 2. Основные положения феминистской крити-
ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве - 3. Flashback : взгляд в недавнее прошлое феминистской критики - 4. Основные темы феминистской критики искусства - 5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»? - 6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации - 7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
Гендерная проблематика в экологии 493
Екатерина Карпенко
Елена Горошко
1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии - 2. Возникновение феминистской лингвистики -
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
- 4. Ос
новные течения в феминистской лингвистике
- 5. Граммати
ческая категория рода и проблема референции
- 6. «Дискурсив
ное направление» феминистской лингвистики
- 7. Р. Лакофф,
Язык и место женщины - 8. Теория двух культур Д. Таннен
-
9. Феминистское планирование и реформирование языка. Новые
гендерные политики
- 10. Значение феминистской лингвисти
ки для языкознания
Феминистская литературная критика 543
Ирина Жеребкина
ложения теории «женского чтения» - 2) Критика теорий «женского чтения» - 4. Понятие «женского письма» - 1) Основные положения теории «женского письма» - 2) Критика концепций «женского письма» - 5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта» - 6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
Мужские исследования: меняющиеся мужчины
в изменяющемся мире 562
Игорь Кон
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения - 2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности - 1) Биолого-эволюционный подход - 2) Психоаналитический подход - 3) Маскулинность и мужские роли - 4) От мужских ролей к гендерным идентичностям - 3. Маскулинность как история - 4. Заклю-
Гендерная проблематика в праве:
права женщин 606
Светлана Поленина
1. Права женщин в контексте прав человека - 2. Право женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность - 3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути - 4. Права женщин в экономической и социальной сферах - 5. Политические права женщин - 6. Заключение
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Теория и практика современного феминизма:
Женское движение в США 635
Людмила Попкова
1. Введение. Новое женское движение в США и его разновидности - 2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке - 3. Либеральная концепция феминизма в женском движении США - 4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в США - 5. Концепция радикального феминизма в женском
движении США - 6. Проблема сексуальности и репродуктивных прав в теории и практике женского движения США - 1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика - 2) Суламифь Фай-ерстоун. Диалектика пола: доводы для феминистской революции - 3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения - 7. Значение темы насилия для теории и практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам - 1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в США - 2) Роль лесбийской политики внутри женского движения - 8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму» - 9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении США - 10. Заключение: значение женского движения США для развития демократии
2. Женское движение второй волны:
Истоки, концептуализация и результаты 664
Анна Темкина
1. Женское движение как общественное движение: исследовательские подходы - 2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей - 3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии - 4. Влияние движения на политику
Алфавитный указатель
Предисловие
Главная цель данного учебного пособия - способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветского образования в тех формах, которые были апробированы в североамериканских университетах в период создания в них программ и кафедр по women " s studies (женским исследованиям) - либо в качестве основных учебных курсов, либо гендерных тем внутри отдельных социальных дисциплин.
Необходимость учебного пособия по гендерным исследованиям для постсоветской академии вызвана интенсивной динамикой их развития за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин. 1
Структурным принципом учебника - при всем понимании междисциплинарного характера гендерных исследований в целом - выбран тем не менее принцип дисциплинарности, соответствующий реальному опыту преподавания социальных дисциплин в постсоветской высшей школе в рамках обязательных учебных планов факультетов и кафедр (в первую очередь в государственных региональных вузах). В результате гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили и в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых, появившихся в качестве учебных дисциплин только в постсоветских университетах - таких как политология (разделы И. Р. Чикало-вой и С. А. Ушакина), антропология (раздел Е. И. Гаповой), культурология, или культурные исследования (раздел А. Р. Ус-мановой), экология (раздел Е. И. Карпенко). Кроме того, пред-
См. базу данных на сайте ХЦГИ http
://
www
.
gender
.
univer
.
kharkov
.
ua
и электронную версию составленного Зоей Хоткиной справочника «гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» по адресу http
://
www
.
owI
.
ru
/
win
/
books
/
dbras
_
who
_
is
_
who
/
15
Ставлены дисциплины, которые не преподаются в постсоветских университетах, но с необходимостью являются частью североамериканских программ и курсов по гендерным исследованиям - например, мужские исследования (раздел И. С. Кона), феминистская теория, феминистская литературная критика, феминизм и психоанализ (разделы И. А. Жеребкиной), права женщин (раздел С. В. Полениной). Данный структурный баланс, учитывающий практики преподавания гендерных исследований как в североамериканских, так и в постсоветских университетах, на наш взгляд, способен обеспечить более мобильную и вариативную систему преподавания их в постсоветской высшей школе в целом. Вместе с тем данное учебное пособие демонстрирует следующую закономерность - выбранный в качестве основного принцип дисциплинарности на самом деле радикальным образом модифицирует академическую дисциплинарность традиционных/классических социальных наук, основанных на принципах классического универсализма, из-за междисциплинарной методологии гендерных исследований. Являясь междисциплинарными, гендерн ые исследования - как, возможно, ни одна другая постсоветская академическая методология - трансформируют и постсоветские социальные дисциплины, и сам принцип постсоветского высшего образования критикой классических/традиционных методологий и утверждением новых/неклассических моделей развития социального знания (см., например, разделы Е. А. Здра-вомысловой и А. А. Темкиной, А. Р. Усмановой, Н. Л. Пушкаре-вой, специально рассматривающие смену научных парадигм внутри отдельных дисциплин социального знания).
Второй принцип, но уже не структуры, а методологии - это особая роль феминистской теории для гендерных исследований во всех разделах данного учебного пособия. В данном случае мы исходим из двух гносеологических тезисов: во-первых, на Западе гендерные исследования связаны с феминистской теорией и обязаны ей своим происхождением; во-вторых, хотя феминистская теория и идеология - сегодня лишь часть более широкой предметной области гендерных исследований (и учебник в целом исходит из замены феминистской теории гендерной, что специально подчеркивается в разделах Е. Р. Ярской-Смир-новой, И. С. Кона и Н. Л. Пушкаревой), однако для патриархат-ных культур, каковы бы ни были их разновидности, тема феминизма является до сих пор чрезвычайно актуальной - до тех
Пор, пока и у нас феминистская теория и политики не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов в изменении гендерного порядка в обществе и социального положения женщин.
Именно поэтому последним разделом учебника является раздел о связи феминистской теории с женским движением (разделы Л. Н. Попковой и А. А. Темкиной) - с целью демонстрации определенных политических результатов как женского движения, так и гендерных исследований, являющихся для него теоретическим источником.
Вместе с тем учебник заканчивается на результатах второй волны женского движения на Западе, оставляя ситуацию дальнейшего развития феминистской и гендерной теории и гендерных исследований открытой - как в западной культуре перехода к новому тысячелетию, так и в постсоветской транзитивной культуре, пытающейся сегодня выработать свои собственные темы и модели, а также, возможно, и методологию гендерных исследований. Потому что сегодня, на наш взгляд, это действительно открытые ситуации, обнаруживающие новые социальные проблемы в жизни женщин и мужчин. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что новые социальные изменения не будут происходить в худшую для женщин сторону.
Возникновение и развитие гендерных
исследований в США
и Западной Европе
Елена Ярская-Смирнова
В этой главе мы рассмотрим эволюцию женских, гендерных и феминистских исследований на Западе, обсудим их задачи и особенности развития в североамериканских университетах, а также привлечем некоторые примеры академических программ Западной Европы и Великобритании.
1. Возникновение и развитие женских исследований
Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин «гендерные исследования» (gender studies ) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women " s studies ) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies ).
Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, в феминистскую критику традиционной науки и высшего образования, которая стала особенно влиятельной после опубликования в 1949 году книги Симоны де Бовуар Второй пол. Ряд курсов по вопросам роли женщин в истории и литературе существовал и ранее, правда, они были разрозненными и единичными; таким образом, вплоть
До начала 1970-х годов женские исследования не фигурировали под таким именем в университетах и колледжах США.
Несмотря на продолжающиеся теоретические споры о том, считать ли женские исследования прямым или косвенным следствием женского движения, а также непрекращающуюся теоретическую дискуссию о характере связи академического феминизма и практики женского движения, факт остается фактом: первые курсы женских исследований в высшей школе США были организованы непосредственно под влиянием женских движений 1960-1970-х годов. Теоретический анализ в то время считался важнейшим условием социальных изменений (что, кстати, было характерно для эмпирической американской социологии в целом), а исследование угнетения женщин ассоциировалось с поиском политических и социальных возможностей преодоления неравенства в патриархальных и капиталистических обществах. Тесная связь теории и практики была главным принципом развития данной академической дисциплины в США, а политический характер знания, в том числе - и особенно - феминистского, казался не только совершенно очевидным, но и необходимым.
Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies ) и черными (black studies ) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализованных групп в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за свои гражданские и экономические права. Утверждая, что «личное есть политическое», феминистки начали открыто обсуждать то, о чем раньше говорилось лишь шепотом - например, сексуальность, изнасилование, сексуальное насилие в форме инцеста и домашнее насилие. Для феминисток было ясно, что все эти проблемы неразрывно связаны между собой, и чтобы достичь свободы для женщин, необходима борьба по каждому отдельному вопросу.
Академические, социальные и политические цели феминистского освободительного движения развивались бок о бок с освободительными движениями чернокожих, американских индейцев и сексуальных меньшинств, движениями за гражданские, студенческие права и антивоенными выступлениями. Все эти
Социальные группы, имеющие представителей в академическом сообществе и вне его, убедительно доказывали, что их культурные практики, жизненный опыт и представления о социальном мире очень важны для понимания, развития и трансформации современного общества. Эти движения, получившие название политик идентичности, способствовали институциализации программ женских и гендерных исследований, а также программ изучения расы и сексуальности в американских университетах. Кроме того, деятельность этих движений привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах.
Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х-1970-е годы) - создание новой академической дисциплины женских исследований (women " s studies ). Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В тот год в университетах США в целом насчитывалось лишь 17 лекционных курсов о женщинах. Однако к 1980 году число таких курсов выросло до 20 тысяч, а количество программ, или специальностей, существующих в рамках традиционных или новых самостоятельных кафедр и факультетов, уже равнялось 350.
Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социальных и гуманитарных дисциплин - в основном, в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Преподавание многочисленных и разнообразных курсов было начато официальным и неофициальным образом, в различных условиях, часто по настоянию студентов. Первые феминистские требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Также были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе несправедливо забытые труды женщин, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин
1. Абибунова Н.И. Что такое гендер?// Общественные науки и современность. - 1996. № 6. - С. 123-125
2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. - 1985. № 3. - С. 135-140
3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.
4. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. - С. 9-26.
5. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.
6. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.
7. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 991 с.
8. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; 2001. - 412 с.
9. Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Дисс. канд. психол.наук. М., 1990. - С. 127-130.
10. Воронина О.А. Философия пола. - М.: Русское слово, 1998. - 407 с.
11. Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.
12. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
13. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ - ООО «Солтэкс», 2005. - С. 19.
14. Жалимбетова Р. Б. Гендерные исследования: история и современность // http://giacgender.narod.ru/n4tl.htm.
15. Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. - 2011. №1. - С. 106 - 116.
16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.
17. Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.
18. Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8-9 декабря 2000 года). Минск, 2001. - С. 168-177.
19. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 27.
20. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. - 2003. - №1.
21. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.
22. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. - М.: Медицина, 1975. - 776 с.
23. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис.... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.
24. О.В. Митина, В.Ф. Петренко. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - №1.
25. Орехова А.В. К вопросу о постпрофессиональной адаптации женщин-спортсменок после окончания спортивной карьеры в СССР и Российской Федерации // http://ms-solutions.ru/index.
26. Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155.
27. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 6-11; 23-31.
28. Степанова Л.Г. Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений // Семья в России. - 2007. - № 4.
29. Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.
30. Хасан Б.И., Тюменева ЮЛ. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - № 3.
31. Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии - 1991. - № 4. - С. 74-82.
Необходимость такого учебного пособия вызвана интенсивной динамикой развития гендерных исследований за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин. Между тем учебные пособия по этой дисциплине в нашей стране практически отсутствуют.
В пособии рассматриваются: история возникновения и становления гендерных исследований, гендерная проблематика в социологии, политологии, в экономической теории, исторических науках, психологии и психоанализе, в антропологии, философии и др. Одна глава учебного пособия, написанная известным российским социологом И. Коном, посвящена мужским гендерным исследованиям.
Вторая часть двухтомника представляет собой хрестоматию и по своей структуре соответствует первой части, основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Большинство текстов хрестоматии - работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков, сыгравших важную роль в создании новой академической социальной дисциплины "гендерные исследования" в системе западного социального знания. Хрестоматия предназначена для использования в качестве базового учебного материала при подготовке учебных курсов по гендерным исследованиям.
ЧАСТЬ 1. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Предисловие
Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной
Европе
(Елена Ярская-Смирнова
)
Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности
(Ирина Жеребкина
)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУКАХ
Гендерная проблематика в политической теории (Ирина Чикалова
)
Политическая теория феминизма: современные дебаты (Сергей Ушакин
)
СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРА
Социальное конструирование гендера: феминистская теория
Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы
социологии гендерных отношений (Елена Здравомыслова, Анна Темкина
)
Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы
анализа текста, интеракции и изображения (Елена Мещеркина
)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (Елена Мезенцева)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКИХ НАУКАХ (Наталья Пушкарева)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПСИХОЛОГИИ (Елена Иванова)
ФЕМИНИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ (Ирина Жеребкина)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТРОПОЛОГИИ (Елена Гапова)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФИЛОСОФИИ (Сергей Жеребкин)
Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований (Альмира
Усманова
)
Женщины и искусство: политики репрезентации (Альмира Усманова
)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОЛОГИИ (Екатерина Карпенко)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ (Елена Горошко)
ФЕМИНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА (Ирина Жеребкина)
МУЖСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕНЯЮЩИЕСЯ МУЖЧИНЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ (Игорь Кон)
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРАВЕ: ПРАВА ЖЕНЩИН (Светлана Поленина)
Теория и практика современного феминизма: женское движение в США
(Людмила Попкова
)
Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты
(Анна Темкина
)
ЧАСТЬ II. ХРЕСТОМАТИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ЖЕНСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУКАХ
СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРА
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКИХ НАУКАХ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПСИХОЛОГИИ
ФЕМИНИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТРОПОЛОГИИ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФИЛОСОФИИ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПАРАДИГМЕ КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЖЕНЩИНЫ И ИСКУССТВО: ПОЛИТИКИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭКОЛОГИИ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ
ФЕМИНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
МУЖСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕНЯЮЩИЕСЯ МУЖЧИНЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРАВЕ: ПРАВА ЖЕНЩИН
ГЕНДЕРНЫЕ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
СОВРЕМЕННОГО ФЕМИНИЗМА
1. Амундсен К. Женщины и американская демократия. Большинство, которое заставляют молчать / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1976.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - С.166-192; 276-335.
3. Аркан Е. А. Об изучении детского коллектива. – М.: Новая Москва, 1927.
4. Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. – М., 1899.
5. Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.-Л., 1981.
6. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 87-95.
7. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства: Монография. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.
8. Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп): Автореферат дис.... канд. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1981.
9. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Ч. I - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
10. Введение в гендерные исследования: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Ч. II - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
11. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Костиковой. Ч. I - М.: Изд-во МГУ, 2000.
12. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. –1993. – № 2. – С. 63-71.
13. ГеймансГ. Психология женщины. – СПб., 1911.
14. Геодакян В. А. Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Е. И. Соколов. - СПб., 1992.
15. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. – № 3. – С. 53-62.
16. Клецина И. С. Гендерная социализация. – СПб., 1998.
Введение в гендерные исследования. Ч.
II : Хрестоматия/ П од ред. С. В. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.- 991с.Данная «Хрестоматия» представляет собой вторую часть учебного издания «Введение в гендерные исследования» и по своей структуре соответствует первой части, основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Большинство текстов «Хрестоматии» - работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков, таких как Джудит Батлер, Рози Брайдотти, Тереза де Лауретис, Люси Иригарэ, Джулиет Митчелл, Гейл Рубин, Элен Сиксу, Джоан Скотт, сыгравшие важную роль в создании новой академической социальной дисциплины «гендерные исследования» в системе западного социального знания.
«Хрестоматия» предназначена для использования в качестве базового учебного материала для создания новых учебных курсов по гендерным дисциплинам в постсоветских университетах на основе опыта западной гендерной и феминистской теории.
ББК С550.53
УДК 301.19
В 24
ISBN 5-89329-422-Х
Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров
в рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»
Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина
Рецензенты:
Д-р философских наук Билык Я.М.
Д-р философских наук Бурова
O .К.Д-р философских наук Черникова В. Е.
©Издательство «Алетейя» (СПб.), 2001
© ХЦГИ, 2001г.
Содержание
Предисловие
Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе
Рози Брайдотти
Женские исследования и политики различия
Тереза де Лауретис
Американский Фрейд
Белл хукс
Наука трансгрессировать.
Образование как практика свободы
Леора Аусландер
Женские + феминистские + лесбийские-гей +
квир исследования = гендерные исследования?
Феминистская теория:
проблематизация женской субъективности
Патриция Эллиот, Нэнси Менделл
Теории феминизма
Люси Иригарэ
Пол, который не единичен
Рози Брайдотти
Путем номадизма
Джудит Батлер
От пародии к политике
Ив Кософски Сэджвик
Эпистемология чулана
Гендерная проблематика в политических науках
I . Г ендерная проблематика в политической теории
Андреа Дворкин
Порнография. Мужчины обладают женщинами
Шанталь Муфф
Феминизм, гражданство и радикальная демократическая политика
II . Политическая теория феминизма: современные дебаты Джудит Батлер
Случайно сложившиеся основания:
феминизм и вопрос о «постмодернизме»
Нэнси Фрейжер
От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в «пост-социалистскую» эпоху
Джудит Батлер
Чисто культурное
Социология гендера
I . Социальное конструирование гендера
Ирвин Гофман
Гендерный дисплей
II . Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии гендерных отношений
Энн Оукли
Гендер, методология и модусы человеческого знания: проблематика феминизма и парадигматические дискуссии в социальных науках
III . Феминистский подход к интерпретации качественных данных:
методика анализа текста, интеракции и изображения
Суламифь Рейнхарц
Феминистское мультиметодное исследование
Гендерная проблематика в экономической теории
Пола Инглэнд
Изолированный индивид: андроцентристский уклон в постулатах неоклассической теории
Гендерная проблематика в исторических науках
Джоан Скотт
Гендерная проблематика в психологи
I . Гендерные исследования в психологии
Рода К. Ангер
Трехстороннее зеркало: психологи, изучающие женщин, глазами феминисток
Гейл Рубин
Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик
II . Феминизм и психоанализ
Джулиет Митчелл
Женская сексуальность.
Жак Лакан и ecole freudiene. Введение
Джейн Гэллоп
Ключи к Доре
Гендерная проблематика в антропологии
Генриетта Мур
Феминизм и антропология:
история взаимоотношений
Гендерная проблематика в философии
Элизабет Гросс
Изменяя очертания тела
Джейн Флекс
Конец невинности
Гендерная проблематика в теории культуры
I . Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований
Гайятри Чакраворти Спивак
Могут ли угнетенные говорить?
Энн Грей
Извлекая уроки из опыта:
культурные исследования и феминизм
II . Женщины и искусство: политики репрезентации
Лиза Тикнер
Феминизм, история искусства и сексуальное различие
Гризельда Полок
Созерцая историю искусства:
видение, позиция и власть
Тереза де Лауретис
В Зазеркалье: женщина, кино и язык
Гендерная проблематика в экологии
Кэролин Мёрчант
Смерть природы.
Женщина, экология и научная революция
Гендерная проблематика в языкознании
Дейл Спендер
Мужчина создал язык
Робин Лакофф
Язык и место женщины
Феминистская литературная критика
Элен Сиксу
Хохот медузы
Аннетт Колодны
Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики
Мужские исследования:
меняющиеся мужчины в изменяющемся мире
Роберт Коннелл
Маскулинности и глобализация
Дэвид Гилмор
Загадка мужественности
Гендерная проблематика в праве: права женщин
Лиз Фогель
По ту сторону равенства:
некоторые феминистские вопросы
Гендерные политики в социальных движениях:
теория и практика современного феминизма
I . Теория и практика современного феминизма:
женское движение в США
белл хукс
Черные женщины:
формирование феминистской теории
Джоан Скотт
Некоторые размышления по поводу
гендера и политики
II . Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты
Верта Тэйлор и Нэнси Уиттьер
Коллективная идентичность в группах
общественных движений:
лесбийская феминистская мобилизация