Лев троцкий - биография, информация, личная жизнь
ТРОЦКИЙ, ого, м. Врун, трепач, болтун, пустомеля. Свистеть как троцкий врать. Л. Д. Троцкий (Бронштейн) известный...
А. В. Карташев
Очерки по истории Русской Церкви
Том II
Патриарший Период (1586-1700)
Введение
.
Учреждение Патриаршества
.
Иов - Патриарх (1589-1605 г.). Политическая роль патр. Иова. Религиозная политика Самозванца. Патриарх Игнатий (1605-1606 г.). Царь Василий Иванович Шуйский. Патриарх Ермоген (1606-1612 гг.). Государственно-церковное служение Святителя Ермогена. Влияние подвига патриарха Ермогена.
7 лет междупатриаршества. Государственная роль Церкви.
Лишения и страдания Церкви от смуты.
Внутренняя жизнь Церкви
.
Попытки исправления богослужебных книг. Патриарх Филарет (1619-1634 гг.). Церковные злобы дня при патр. Филарете. Церковно-книжное дело при Филарете. Начало школы. К характеристике патр. Филарета. Иоасаф I (1634-1640 гг.).
Патриарх Иосиф (1642-1652 гг.). Книжное дело при патр. Иосифе. Школьный вопрос. Идеологическое оживление. Внутренний конфликт в идеологии. «Москва - III Рим». Влияние новой идеи на книжные и обрядовые исправления. Смерть патриарха Иосифа († 15.III.1662 г.). Патриарх Никон (1652-1658 гг.). Исправление книг и обрядов. Порочность метода исправления книг. Возникновение раскола. Недовольство самих православных. Суждение Собора Русский Архиереев 1666 года о книжных и обрядовых исправлениях. Суд над старообрядцами нового собора 1666–1667 года. Тяжба Никона с царем. Идеология патриарха Никона. Суд над Патриархом Никоном (1660 г.). Приезд патриархов (1666 г.). Суд. Суждения Собора 1667 г. об отношении церкви и государства. Конец Никона. Начало особой истории старообрядческого раскола. Соловецкий бунт. Патриарх Иоасаф II (1687-1672 гг.). Патриарх Питирим (1672-1673 гг.). Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.). Собор 1682 года. Стрелецкий бунт. Попытки создания школы. Школьно-богословские разномыслия. Попытки создания Высшей Богословской Школы в Москве. Патриарх Адриан (1690-1700 гг.).
Осуществление Брестской Унии и самозащита
Православия
.
Властные и насильственные приемы введения унии. Базилиане. Самосохранение православной стороны. Роль братств. Борьба с унией. Борьба литературная. Борьба школьная. Заслуги монастырей. Восстановление православной иерархии патр. Феофаном. Легализация Православной Церкви по смерти Сигизмунда III (1633 г.).
Митрополит Петр Могила (1632-1647 г.)
.
Учено-богословское творчество Киевской Могилинской школы.
Плоды православной школы и литературы.
Воссоединение Киевской Руси с Русью Московской и присоединение Киевской Митрополии к Московской
.
Период Синодальный
.
Введение
.
Основной характер и оценка синодального периода.
Церковь при Петре Великом
.
Личная религиозность Петра I. Зарождение реформы протестантского образца. Начало господства малороссийского епископата. Секретное начало церковной реформы. Открытая самодержавная реформа. Манифест и Присяга. Реформа самой Реформы. «Домашняя» реформа Петра и критерий вселенскости. Признание Синода православными патриархами. Отражение реформы в государственном правосознании. Реакция на реформу в церковном сознании.
Высшее Церковное управление и отношения Церкви к государству. Св. Синод после Петра Великого
.
Время Екатерины I (1725-1727 гг.). Время Петра II (1727-1730 гг.). Царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). Организация аппарата высшей церковной власти
в царствование Анны Иоанновны. «Бироновщина» в церкви. Архиерейские процессы. Дело Воронежского архиепископа Льва (Юрлова). Дело Георгия и Игнатия. Дело архиеп. Феофилакта (Лопатинского). Воцарение Иоанна IV Антоновича (1740-1741 гг.). Царствование Елизаветы Петровны (25.ХІ. 1741-1760 гг.). Начало процедуры секуляризации. Император Петр III Федорович (1761-1762 гг.). Воцарение Екатерины II (1792
-
1796 гг.). Секуляризация церковных земель. Личность Екатерины II. Процедура секуляризации. Дело Арсения Мациевича. Суд Синода. Арсений в ссылке. Павел (Канючкевич) митрополит Тобольский и Сибирский. После секуляризации. Иерархи Екатерининского времени.
Приходское духовенство
.
От времени реформ Петра Великого. Наследственность мест служения духовенства. Штатные рамки и разборы. Приходское духовенство при Екатерине II. Испытания Пугачевщины.
Духовная школа
.
Царствование Павла I (1796-1801 гг.)
.
Мы уже отметили условность выделения времени русских патриархов в особый период. Но, с другой стороны, мы признали и то объективное основание, которое продиктовало старым историкам русской церкви видеть в патриаршем времени новую главу истории, поскольку после Смуты вся русская государственность и культура обновились и двинулись вперед навстречу неизбежным реформам всей русской жизни в направлении ее синтеза с Западом.
Мечта о русском патриаршестве неизбежно возникла в половине ХV в. в момент сознания русской церковью перехода на нее из павшего Цареграда вселенской миссии Православия. И один из идеологов этой миссии, посольский толмач Димитрий Герасимов, автор «Повести о белом клобуке», в своем поэтическом прогнозе пророчески предвидит и предсказывает русское патриаршество: «И патриаршеский великий чин от царствующего сего града такожде дан будет рустей земли во времена своя и страна та наречется светлая Россия, Богу тако изволившу прославити тацеми благодарении русскую землю, исполнити православия величество и честнейшу сотворити паче первых сих». В таком самодовлеющем, в сущности автокефально-патриаршем самосознании московская церковь и начала тогда свою историю, разорвав с греками. Что разрыв был полный, на это есть много указаний. Припомним здесь решительные слова вел. кн. Василия III Ивановича в письме к архиепископу новгородскому Ионе по поводу претензий КП патриарха Дионисия в 1469 г. на насильственную отдачу русской церкви под власть бывшего униата, митрополита западно-русского Григория: «да того ми посла патреарша, ни Григореева, и в землю свою впущать не велеть: не требую его, ни его благословенья, ни его неблагословенья, имеем его от себя, самого того патреярха, чюжа и отреченна и его посла и того окаанного Григорья: тебе бы, нашему богомольцу, ведомо было» (Рус. Ист. Библ. т. VI № 100, с. 59). Слова эти были ответом на заявления патриарха Дионисия о незаконности московских митрополитов, потому что они «ставятся собою самочинно и бесчинно», т. е. без благословения КПля. Но заносчивость КП не могла быть поддержана всем греческим Востоком, ибо положение глубоко изменилось с падением КПля, как государственной опоры Православия. Материально на место Цареграда встала царская и богатая Москва. Обнищавший православный Восток решительно к ней потянулся. И Москва использовала эту тягу с целью ликвидации канонической шероховатости, возникшей между ней и вселенской патриархией. Не только иноки Св. Горы и ее славянских монастырей пренебрегали фактом формального разрыва между Москвой и КПлем и смело обращались за милостыней в Москву, рассыпая комплименты московскому царю и русскому православию, но даже и патриархи иерусалимские и антиохийские делали то же самое и готовы были от себя делать прямые формальные заявления о беспорочности московского православия и православности московского царства. Так, еще в 1464 г., при митр. московском Феодосии, иерусалимский патриарх Иоаким собирался приехать в Москву, по выражению митр. Феодосия, «хотя нам по свышней ему силе благодати св. Духа дати свое благословение от руки своея». При этом митрополит Феодосий, критически кивая на Цареград, прибавляет, что Сионский храм патриарха Святой Земли «всем церквам глава и мати сущи всему православию». Известный канонист проф. А. С. Павлов доказал, что это Иоакиму иерусалимскому принадлежит изданная в I т. Акт. Ист. грамота какого-то патриарха русскому велик. князю с благословением и такой формулой: «имеет наше смирение господарство твое прощено во всем церковном запрещении». Таким обходным путем, де факто и де юре КПльское запрещение на русскую церковь постепенно ликвидировалось, сводилось на нет. Смиряемый угнетением и обнищанием Восток должен был признавать и исповедывать православие московского царства и его иерархии. В 1517 г. игумен Синайской обители Даниил величает московского князя полным титулом греческих василевсов: «самодержавным, боговенчанным, величайшим, святым царем всея Руси». Даже сами КПльские патриархи непоследовательно забывают о своем отлучении. КПльский патриарх Феолипт в 1516-17 гг. пишет московскому митрополиту Варлааму на адресе: «Всесвященному митрополиту московскому и всея Руси, нам же государю и владыке набожнейшему». Московские цари не были пассивны, но и прямо добивались получить окончательное и формальное признание со стороны вселенских патриархов и автокефалии своей церкви, и законности совершенного над ними в лице Ивана IV царского венчания. У канонически-совестливых москвичей было сомнение, что это венчание было все-таки совершено митрополитом, а не патриархом, как было в Византии. И вот, когда в 1556 году пришел в Москву от КП патриарха Дионисия за милостыней Иоасаф митр. Евгриппский, то царь Иван IV захотел получить, пользуясь этим случаем, от самого КП патриарха, кроме его комплиментов «святому царству», еще и формальное подтверждение бывшей коронации. При виде этой трогательной скромности, греческий иерарх, вероятно, не без лукавой улыбки, написал в Москву в ответ, что венчание на царство, совершенное митрополитом Макарием, «некрепоствует», что по закону не могут совершать его не только митрополит, но и другие патриархи, кроме римского и константинопольского; поэтому патриарх посылает в Москву своего особого экзарха-митрополита, «да совершит он божественное таинство и благословит государя-царя, как бы от лица патриарха, имея власть творить всякое начало священства невозбранно, как экзарх патриарший истинный и соборный». Но на это уничижение московский царь не пошел и отослал в 1557 г. вместе с экзархом Иоасафом в КП своего посла, архимандрита Феодорита (просветителя лопарей) с богатой милостыней и настойчивым ходатайством простого признания. В результате, после некоторых проволочек, уже преемник Дионисия, Иоасаф II, в 1562 г. прислал соборную грамоту, которая разрешает царю Ивану Грозному «быти и зватися царем законно и благочестно»; «царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана» с поминанием его на востоке в святых дептихах: «да будеши ты между царями как равноапостольный и славный Константин». Так бедность и милостыня сделали свое дело: засыпали канонический ров между Цареградом и Москвой, формально длившийся 83 года (1479-1562 г.). И вершители судеб московской политики во благовремении подняли вопрос о провозглашении Москвы патриархатом по всей законной форме через самих восточных патриархов.
Этот момент на редкость богато представлен источниками и освещен в литературе. Кроме «Истории Русской Церкви» т. 10 митр. Макария, он по архивным материалам описан проф. прот. П. Ф. Николаевским («Хр. Чт». - 1879 г.) и вновь изучен проф. А. Я. Шпаковым (Одесса, 1912).
Архивные источники находятся: 1) больше всего в Московском Архиве Мин.Ин. Дел. Это так наз. «греческие статейные списки» бывш. Посольского Приказа. Затем следуют: 2) Сборник № 703 московской синодальной (бывш. патриаршей) библиотеки (выписки из дел бывш. Патриаршего Приказа). 3) Сборник документов в Соловецкой рукописи № 842 (Библиотеки Казанской Духовн. Академии). Из иностранных и иноязычных (греч.) источников, кроме писем современных восточных иерархов (п. Иеремии II, п. Мелетия Пига), рассеянных в разных русских изданиях, особенно примечательны два мемуарных источника, вышедших из-под пера двух епископов греков, спутников в Москву патр. Иеремии и соучастников в учреждении русского патриаршества:
а) Мемуары Иерофея, митрополита Монемвасийского. Издание в прилож. к?. ???А?. В?о??А???о? ?????А??А П??? ?о? П?о? ??????о? В?? А???А??. 1870.
и б) Мемуары Арсения митр. Элласонского. Напечатано с русс. переводом проф. А. А. Дмитриевским в «Труд. Киевской Дух. Академии», 1898-99 гг.
И еще того же Арсения описание поставления патриарха Иова в нелепой стихотворной форме (напечат. там же в «Тр. К. Д. Ак».)
Мемуары особенно ценны вскрытием закулисных подробностей. В официальных актах, как всегда, много условной фальши. Эта серия документов восполняется давно изданными, так называемыми:
а) «Уставными Грамотами об учреждении патриаршества (напечат. в «Собрании Государственных Грамот и Договоров» т. II);
б) «Уложенной Грамотой Московского Собора 1589 г». (напечатанной в Никоновской Кормчей 1653 г. и в «Жезле Правления»);
в) «Соборной Грамотой Восточных патриархов 8. V. 1590г». (Ibidеm и, кроме того, в нов. изд.
Rеgеl
«Аnаlесtа Вуzаntinо-Russiса» СПБ. 1891 г.);
г) Постановление КПльского собора 1593 г. о месте русского патриарха (в славянском переводе изд. в «Скрижали» 1656 г. и в русском переводе в «Тр. Киев. Духовной Академии» 1865 г., октябрь).
Не упоминаем других второстепенных источников.
Annotation
КАРТАШЕВ Антон Владимирович (1875-1960), рус. правосл. историк, богослов и библеист. Именно он замыкает цепочку церковной академической мысли XIX - середины XX вв., ибо после него пока не создано нового всеохватывающего труда по церковной истории, вышедшего под одним авторским именем.
А. В. Карташев
Предисловие
Введение
Эпоха догосударственная
Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?
Начатки христианства на территории будущей России
І. Начало исторической жизни русского народа
II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством
Первое крещение Киевских руссов
Олег (882-912 г.)
Игорь (912-942 г.)
Княгиня Ольга (945-969 гг.)
Святослав (945-972 г.)
Князь Владимир. Его обращение и крещение
Вне русские, греческие и арабские свидетельства
Осмысление «Повести»
Крещение Киевлян
Преображение самого князя Владимира
Западный миф о крещении Руси
Сношения Римских пап с кн. Владимиром
Кто был первым русским митрополитом?
Деление на периоды
Период Киевский, или до-Монгольский
Распространение христианства
Церковное управление в киевский период
Епархии и епископы
Органы епархиального управления
Церковные законы
Приходское духовенство
Взаимоотношения властей, церковной и государственной
Монашество в до-монгольское время
Христианизация русского народа
B) Нравственность (личная и общественная)
Воспитание власти государственной
Насаждение просвещения
Разобщение с западом
Московский период
А. От нашествия монголов до отпадения юго-западной митрополии
Судьбы Русской митрополии
Развитие ее отношений к греческой церкви, с одной стороны, и к русской государственной власти, с другой (вв. ХIII–XVI)
М. Кирилл (1249-1281 гг.)
Mаксим (1287–1305 гг.)
Петр (1308-1326 гг.)
Фегност (1328-1353 гг.)
Алексий (1353-1378 гг.)
Борьба за единство Русской Митрополии
Михаил по прозванию (фамилии) Митяй
Митрополит Киприан (1390–1406 гг.)
Митрополит Фотий (1408-1431 гг.)
Герасим (1433-1435 гг.)
Исидор (1436-1441 гг.)
Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора
Митрополит Иона (1448-1461 гг.)
Окончательное разделение Русской митрополии (1458 г.)
Феодосий (1461–1464 гг.)
B. От разделения митрополии до установления патриаршества (1496-1596)
Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.)
Филипп (I) (1464–1473 гг.)
Геронтий (1473–1489 гг.)
Зосима (1490–1494 гг.)
Симон (1495–1511 гг.)
Преподобный Нил Сорский (1433–1508 гг.)
Историософский вывод
Варлаам (1511–1521 гг.)
Даниил (1521–1539 гг.)
Иоасаф (1539–1542 гг.)
Макарий (1542–1563 гг.)
Стоглавый Собор
Афанасий (1564–1566 г.)
Св. Филипп (1566–1568 гг.)
Кирилл IV (1568–1572 гг.)
Антоний (1572–1581 гг.)
Дионисий (1581–1587 гг.)
Богословские споры
Стяжательство и нестяжательность
Публицистика князя-инока Вассина
Максим Грек
Предтечи стригольников
Стригольники
Ересь жидовствующих
Ересь Башкина и Косого
Дело игумена Артемия
Дело дьяка Висковатого
Юго-западная митрополия от разделения Русской Церкви в 1458 году до Брестской унии 1596 года
Общее положение Русской Церкви в Литовско-Польском Государстве
Состояние церковных дел при отдельных митрополитах
Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473 гг.)
Митрополит Мисаил (1475-1480 гг.)
Митрополит Сименон (1480-1488 гг.)
Иона Глезна (1488-1494 гг.)
Митрополит Макарий (1494-1497 гг.)
Митрополит Иосиф I Болгаринович
Митрополит Иона II (1503-1507 гг.)
Митрополит Иосиф II Солтан (1507-1522 гг.)
Внутренние церковные взаимоотношения
Положение в бывшей Галицкой митрополии
Митрополит Иосиф III (1522-1534 гг.)
Митрополит Макарий II (1534-1555 гг.)
Вопрос о Галицкой митрополии
Общая характеристика положения православной церкви за первую половину XVI века: правление Сигизмунда I (1506-1548 гг.)
Протестантизм в Польше и Литве
Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548–1572 гг
Положительная сторона либерализма Сигизмунда Августа для православия
Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.)
Иона III Протасевич (1568-1576 гг.)
Литовская государственная уния (1569).
Илья Иоакимович Куча. (1576-1579 гг.)
Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.)
Русское православное просвещение
Острожская Библия 1580-81 г
Острожская школа
Братства
Виленское Св. Троицкое Братство
Братские школы
Литературная борьба русских
Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.)
Сигизмунд III (1587-1632 гг.)
Зачатки унии
Приезд патриарха Иеремии II
Митрополит Михаил Рогоза (1589 - 1596 гг.)
Открытая борьба за унию и против нее
Политический союз православных с протестантами
Действие в Риме
Брест-Литовская Уния 1596 г.
Собор. Начало борьбы с унией
Открытие собора
После Брестского собора
Примечания
А. В. Карташев
Очерки по истории Русской Церкви
Том I
Предисловие. Введение.
Эпоха догосударственная.
Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?
Начатки христианства на территории будущей России.
І. Начало исторической жизни русского народа.
II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством.
Первое крещение Киевских руссов.
Олег (882-912 г.). Игорь (912-942 г.). Княгиня Ольга (945-969 гг.). Святослав (945-972 г.). Князь Владимир. Его обращение и крещение. Внерусские, греческие и арабские свидетельства. Осмысление «Повести». Крещение Киевлян. Преображение самого князя Владимира. Западный миф о крещении Руси. Сношения Римских пап с кн. Владимиром. Кто был первым русским митрополитом?
Деление на периоды.
Период Киевский, или до-Монгольский.
Распространение христианства. Церковное управление в киевский период.
Епархии и епископы. Органы епархиального управления. Церковные законы. Средства содержания высшей иерархии. Приходское духовенство. Взаимоотношения властей, церковной и государственной.
Монашество в до-монгольское время. Христианизация русского народа.
А) Βера. B) Нравственность (личная и общественная).
Воспитание власти государственной. Насаждение просвещения. Разобщение с западом.
Московский период.
А. От нашествия монголов до отпадения юго-западной митрополии. Судьбы Русской митрополии. Развитие ее отношений к греческой церкви, с одной стороны, и к русской государственной власти, с другой (вв. ХIII-XVI).
М. Кирилл (1249-1281 гг.). Mаксим (1287-1305 гг.). Петр (1308-1326 гг.). Фегност (1328-1353 гг.). Алексий (1353-1378 гг.). Борьба за единство Русской Митрополии. Михаил по прозванию (фамилии) Митяй. Пимен. Митрополит Киприан (1390-1406 гг.). Митрополит Фотий (1408-1431 гг.). Герасим (1433-1435 гг.). Исидор (1436-1441 гг.). Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора. Митрополит Иона (1448-1461 гг.). Окончательное разделение Русской митрополии (1458 г.). Феодосий (1461-1464 гг.).
М.: Терра, 1992. — 686 с. - ISBN 5-85255-103-1.
Файл отображает страницы издания.Классический всеохватывающий труд по истории русской Церкви историка и богослова А.В. Карташева (1875-1960).Введение
Период Киевский, или домонгольский
Распространение христианства
Церковное управление в киевский период
Епархии и епископы
Органы епархиального управления
Церковные законы
Средства содержания высшей иерархии
Приходское духовенство
Взаимоотношения властей, церковной и государственной
Монашество в до-монгольское время
Христианизация русского народа
А. Вера
B. Нравственность (личная и общественная)
Воспитание власти государственной
Насаждение просвещения
Разобщение с западом
Библиография Киевского периода
Московский период
А. От нашествия монголов до отпадения юго-западной митрополии
Судьбы Русской митрополии.
Развитие ее отношений к греческой церкви, с одной стороны, и к русской государственной власти, с другой (XIII-XVI вв.)
М. Кирилл (1249-1281 гг.)
Максим (1287-1305 гг.)
Петр (1308-1326 гг.)
Фегност (1328-1353 гг.)
Алексий (1353-1378 гг.)
Борьба за единство Русской Митрополии
Михаил по прозванию (фамилии) Митяй
Пимен
Митрополит Киприан (1390-1406 гг.)
Митрополит Фотий (1408-1431 гг.)
Герасим (1433-1435 гг.)
Исидор (1436-1441 гг.)
Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора
Митрополит Иона (1448-1461 гг.)
Окончательное разделение Русской митрополии (1458 г.)
Феодосий (1461-1464 гг.)
B. От разделения митрополии до установления патриаршества (1496-1596)
Митрополит Феодосий (1461-1464 гг.)
Филипп (I) (1464-1473 гг.)
Геронтий (1473-1489 гг.)
Зосима (1490-1494 гг.)
Симон (1495-1511 гг.)
Живейший вопрос для Московского богословия
Преподобный Нил Сорский (1433-1508 гг.)
Историософский вывод
Варлаам (1511-1521 гг.)
Даниил (1521-1539 гг.)
Иоасаф (1539-1542 гг.)
Макарий (1542-1563 гг.)
Стоглавый Собор
Афанасий (1564-1566 гг.)
Герман
Св. Филипп (1566-1568 гг.)
Кирилл IV (1568-1572 гг.)
Антоний (1572-1581 гг.)
Дионисий (1581-1587 гг.)
Иов
Богословские споры. Стяжательство и нестяжательность
Публицистика князя-инока Вассина
Максим Грек
Ереси
Предтечи стригольников
Стригольники
Ересь жидовствующих
Ересь Башкина и Косого
Дело игумена Артемия
Дело дьяка Висковатого
Юго-западная митрополия
От разделения Русской Церкви в 1458 году до Брестской унии 1596 года
Список западно-русских православных митрополитов, правивших с 1458 по 1596 гг.
Великие князья литовские, ставшие с 1386 года вместе и королями польскими
Общее положение русской Церкви в литовско-лольском государстве
Состояние церковных дел при отдельных митрополитах
Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473 гг.)
Митрополит Мисаил (1475-1480 гг.)
Митрополит Сименон (1480-1488 гг.)
Иона Глезна (1488-1494 гг.)
Митрополит Макарий (1494-1497 гг.)
Митрополит Иосиф I Болгаринович
Митрополит Иона II (1503-1507 гг.)
Митрополит Иосиф II Солтан (1507-1522 гг.)
Внутренние церковные взаимоотношения
Положение в бывшей Галицкой митрополии
Митрополит Иосиф III (1522-1534 гг.)
Митрополит Макарий II (1534-1555 гг.)
Вопрос о Галицкой митрополии
Общая характеристика положения православной церкви за первую половину XVI века:
правление Сигизмунда I (1506-1548 гг.)
Протестантизм в Польше и Литве
Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548 по 1572 гг.
Еретики
Положительная сторона либерализма Сигизмунда Августа для православия
Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.)
Иона III Протасевич (1568-1576 гг.)
Литовская государственная уния (1569). Римо-католическая реакция. Иезуиты в Польше
Илья Иоакимович Куча (1576-1579 гг.)
Онисифор Девочка (1579-1589 гг.)
Русское православное просвещение
Острожская Библия 1580-81 гг.
Острожская школа
Братства
Виленское Св. Троицкое Братство
Братские школы
Литературная борьба русских
Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.)
Сигизмунд III (1587-1632 гг.)
Зачатки унии
Уния
Приезд патриарха Иеремии II
Митрополит Михаил Рогоза (1589-1596 гг.)
Открытая борьба за унию и против нее
Политический союз православных с протестантами
Действие в Риме
Брест-Литовская Уния 1596 г. Собор. Начало борьбы с унией
Открытие собора
После Брестского собора
Библиография
А. В. Карташев
Очерки по истории Русской Церкви
Предисловие. Введение.
Эпоха догосударственная.
Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?
Начатки христианства на территории будущей России.
І. Начало исторической жизни русского народа.
II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством.
Первое крещение Киевских руссов.
Олег (882-912 г.). Игорь (912-942 г.). Княгиня Ольга (945-969 гг.). Святослав (945-972 г.). Князь Владимир. Его обращение и крещение. Внерусские, греческие и арабские свидетельства. Осмысление «Повести». Крещение Киевлян. Преображение самого князя Владимира. Западный миф о крещении Руси. Сношения Римских пап с кн. Владимиром. Кто был первым русским митрополитом?
Деление на периоды.
Период Киевский, или до-Монгольский.
Распространение христианства. Церковное управление в киевский период.
Епархии и епископы. Органы епархиального управления. Церковные законы. Средства содержания высшей иерархии. Приходское духовенство. Взаимоотношения властей, церковной и государственной.
Монашество в до-монгольское время. Христианизация русского народа.
А) Βера. B) Нравственность (личная и общественная).
Воспитание власти государственной. Насаждение просвещения. Разобщение с западом.
Московский период.
А. От нашествия монголов до отпадения юго-западной митрополии. Судьбы Русской митрополии. Развитие ее отношений к греческой церкви, с одной стороны, и к русской государственной власти, с другой (вв. ХIII-XVI).
М. Кирилл (1249-1281 гг.). Mаксим (1287-1305 гг.). Петр (1308-1326 гг.). Фегност (1328-1353 гг.). Алексий (1353-1378 гг.). Борьба за единство Русской Митрополии. Михаил по прозванию (фамилии) Митяй. Пимен. Митрополит Киприан (1390-1406 гг.). Митрополит Фотий (1408-1431 гг.). Герасим (1433-1435 гг.). Исидор (1436-1441 гг.). Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора. Митрополит Иона (1448-1461 гг.). Окончательное разделение Русской митрополии (1458 г.). Феодосий (1461-1464 гг.).
B. От разделения митрополии до установления патриаршества (1496-1596).
Митрополит Феодосий (1461-1464 гг.). Филипп (I) (1464-1473 гг.). Геронтий (1473-1489 гг.). Зосима (1490-1494 гг.). Симон (1495- 1511 гг.). Преподобный Нил Сорский (1433-1508 гг.). Историософский вывод. Варлаам (1511-1521 гг.). Даниил (1521- 1539 гг.). Иоасаф (1539-1542 гг.). Макарий (1542-1563 гг.). Стоглавый Собор. Афанасий (1564-1566 г.). Γерман. Св. Филипп (1566-1568 гг.). Кирилл IV (1568-1572 гг.). Антоний (1572-1581 гг.). Дионисий (1581-1587 гг.). Иов.
Богословские споры. Стяжательство и нестяжательность.
Публицистика князя-инока Вассина. Максим Грек.
Ереси.
Предтечи стригольников. Стригольники. Ересь жидовствующих. Ересь Башкина и Косого. Дело игумена Артемия. Дело дьяка Висковатого.
Юго-западная митрополия от разделения Русской Церкви в 1458 году до Брестской унии 1596 года.
Список западно-русских православных митрополитов, правивших с 1458 по 1596 гг. Великие Князья Литовские, ставшие с 1386 года вместе и Королями Польскими. 1569 г. объединенная Польша. Общее положение Русской Церкви в Литовско-Польском Государстве. Состояние церковных дел при отдельных митрополитах.
Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473 гг.). Митрополит Мисаил (1475-1480 гг.). Митрополит Сименон (1480-1488 гг.). Иона Глезна (1488-1494 гг.). Митрополит Макарий (1494-1497 гг.). Митрополит Иосиф I Болгаринович. Митрополит Иона II (1503-1507 гг.). Митрополит Иосиф II Солтан (1507-1522 гг.). Внутренние церковные взаимоотношения. Положение в бывшей Галицкой митрополии. Митрополит Иосиф III (1522-1534 гг.). Митрополит Макарий II (1534-1555 гг.). Вопрос о Галицкой митрополии. Общая характеристика положения православной церкви за первую половину XVI века: правление Сигизмунда I (1506-1548 гг.). Протестантизм в Польше и Литве. Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548-1572 гг. Еретики. Положительная сторона либерализма Сигизмунда Августа для православия. Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.). Иона III Протасевич (1568-1576 гг.). Литовская государственная уния (1569). Римо-католическая реакция. Иезуиты в Польше. Илья Иоакимович Куча. (1576-1579 гг.). Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.).
Русское православное просвещение.
Острожская Библия 1580-81 г. Острожская школа. Братства. Виленское Св. Троицкое Братство. Братские школы. Литературная борьба русских. Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.). Сигизмунд III (1587-1632 гг.). Зачатки унии. Уния. Приезд патриарха Иеремии II. Митрополит Михаил Рогоза (1589-1596 гг.). Открытая борьба за унию и против нее. Политический союз православных с протестантами. Действие в Риме.
Брест-Литовская Уния 1596 г.
Собор. Начало борьбы с унией. Открытие собора. После Брестского собора.
Предисловие
Ни одному из христианских европейских народов не свойственны соблазны такого самоотрицания, как русским. Если это и не тотальное отрицание, как у Чаадаева, то откровенное, при случае, подчеркивание нашей отсталости и слабости, как бы нашей, качественной от природы второстепенности. Этот очень старомодный «европеизм», не изжит еще и в наших, уже сходящих со сцены поколениях, ни в нашей молодежи, вырастающей в эмигрантском отрыве от России. А там, в большой и исковерканной бывшей СССР навязывалась противоположная крайность. Там и европеизм и руссизм отрицаются и перекрываются якобы новым и более совершенным синтезом так называемого экономического материализма.
В противовес этим двум крайностям, мы - взрощенные старой нормальной Россией, продолжаем носить в себе опытное ощущение ее духовных ценностей. Наше предчувствие нового возрождения и грядущего величия и государства, и Церкви питается отечественной историей. Пора приникнуть к ней патриотически любящим сердцем и умом, умудренным трагическим опытом революции.
Ломоносов явлением своей личности и исповеданием своей уверенности, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», вселил в нас уверенность, что мы станем тем, чем инстинктивно, по безошибочному чутью, мы хотим быть. А именно: - хотим быть в первых, ведущих рядах строителей общечеловеческой культуры. Ибо другого, достойного первенства земному человечеству не дано.
И это, не благодаря музейно хранимым реликвиям Мономахова венца и титула Третьего Рима, и не благодаря фанатической Аввакумовской преданности букве - все это были только благородные предчувствия, - а через достойный великой нации порыв - занять равноправное место на мировом фронте общечеловеческого просвещения.
Античное сознание завещало нам свое наследие еще в двух вариантах антитезы: I) Эллины и варвары и II) Израиль и язычники (гои). Христианско-европейское сознание слило это устаревшее раздвоение воедино: в единое и высшее, окончательное культурное объединение для народов всего мира. В их расовой, религиозной, национальной пестроте обитатели земного шара на необозримые по времени периоды остаются заключенными в разные оболочки своих, столь дорогих им, наследственных форм жизни, признаваемых национальными. Но это не существенный и не решающий историософский момент. Хочет кто этого, или не хочет, но объективный факт исчерпанности схемы глобальной истории земного человечества, как целого, на лицо. Тут немыслимы никакие ревизии. Нам - христианам и европейцам надо с признательностью за честь и избранничество принять этот факт, как святую волю Провидения и с молитвой и благоговением совершать наше земное шествие к конечным благим целям, ведомым лишь Творцу Одному.
Как бы жгуче не обострялись, по временам и по местам, живые, исторически злободневные задачи, у нас ли, или у других народов вселенной, но мы, раз преодолевшие самодовлеемость национального партикуляризма, не можем, и не должны растрачивать свои силы без остатка на эту, в принципе уже преодоленную нами фазу культурного служения. Национальные формы культуры, как языки и вероисповедания, продолжают функционировать, но отменить и заменить уже выяснившиеся и открывшиеся передовому христианскому человечеству его качественно первенствующие и командующие высоты его служения никто и ничто не вправе. В этой предельности служений есть неотменимый момент посвященности и права на предводительство. Лишь на этом пути совершается преодоление «плоти и крови» наций, с их зоологически унизительными и неизбежными войнами. Лишь на этом пути открывается просвет и надежда - преодолеть и победить великий демонический обман безбожного интернационала. Лишь во вселенском христианском водительстве заложено обетование истинной свободы человека и - мира всему миру. И вот на этом пути - достойное, высшее, святое место служения России и Русской Церкви, а не под знаменем «ветхозаветных», ветшающих национализмов.
А. В. Карташев
Очерки по истории Русской Церкви
Патриарший Период (1586-1700)
Введение .
Учреждение Патриаршества .
Иов - Патриарх (1589-1605 г.). Политическая роль патр. Иова. Религиозная политика Самозванца. Патриарх Игнатий (1605-1606 г.). Царь Василий Иванович Шуйский. Патриарх Ермоген (1606-1612 гг.). Государственно-церковное служение Святителя Ермогена. Влияние подвига патриарха Ермогена.
7 лет междупатриаршества. Государственная роль Церкви.
Лишения и страдания Церкви от смуты.
Внутренняя жизнь Церкви .
Попытки исправления богослужебных книг. Патриарх Филарет (1619-1634 гг.). Церковные злобы дня при патр. Филарете. Церковно-книжное дело при Филарете. Начало школы. К характеристике патр. Филарета. Иоасаф I (1634-1640 гг.).
Патриарх Иосиф (1642-1652 гг.). Книжное дело при патр. Иосифе. Школьный вопрос. Идеологическое оживление. Внутренний конфликт в идеологии. «Москва - III Рим». Влияние новой идеи на книжные и обрядовые исправления. Смерть патриарха Иосифа († 15.III.1662 г.). Патриарх Никон (1652-1658 гг.). Исправление книг и обрядов. Порочность метода исправления книг. Возникновение раскола. Недовольство самих православных. Суждение Собора Русский Архиереев 1666 года о книжных и обрядовых исправлениях. Суд над старообрядцами нового собора 1666–1667 года. Тяжба Никона с царем. Идеология патриарха Никона. Суд над Патриархом Никоном (1660 г.). Приезд патриархов (1666 г.). Суд. Суждения Собора 1667 г. об отношении церкви и государства. Конец Никона. Начало особой истории старообрядческого раскола. Соловецкий бунт. Патриарх Иоасаф II (1687-1672 гг.). Патриарх Питирим (1672-1673 гг.). Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.). Собор 1682 года. Стрелецкий бунт. Попытки создания школы. Школьно-богословские разномыслия. Попытки создания Высшей Богословской Школы в Москве. Патриарх Адриан (1690-1700 гг.).
Осуществление Брестской Унии и самозащита Православия .
Властные и насильственные приемы введения унии. Базилиане. Самосохранение православной стороны. Роль братств. Борьба с унией. Борьба литературная. Борьба школьная. Заслуги монастырей. Восстановление православной иерархии патр. Феофаном. Легализация Православной Церкви по смерти Сигизмунда III (1633 г.).
Митрополит Петр Могила (1632-1647 г.) .
Учено-богословское творчество Киевской Могилинской школы.
Плоды православной школы и литературы.
Воссоединение Киевской Руси с Русью Московской и присоединение Киевской Митрополии к Московской .
Период Синодальный .
Введение .
Основной характер и оценка синодального периода.
Церковь при Петре Великом .
Личная религиозность Петра I. Зарождение реформы протестантского образца. Начало господства малороссийского епископата. Секретное начало церковной реформы. Открытая самодержавная реформа. Манифест и Присяга. Реформа самой Реформы. «Домашняя» реформа Петра и критерий вселенскости. Признание Синода православными патриархами. Отражение реформы в государственном правосознании. Реакция на реформу в церковном сознании.
Высшее Церковное управление и отношения Церкви к государству. Св. Синод после Петра Великого .
Время Екатерины I (1725-1727 гг.). Время Петра II (1727-1730 гг.). Царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). Организация аппарата высшей церковной власти
в царствование Анны Иоанновны. «Бироновщина» в церкви. Архиерейские процессы. Дело Воронежского архиепископа Льва (Юрлова). Дело Георгия и Игнатия. Дело архиеп. Феофилакта (Лопатинского). Воцарение Иоанна IV Антоновича (1740-1741 гг.). Царствование Елизаветы Петровны (25.ХІ. 1741-1760 гг.). Начало процедуры секуляризации. Император Петр III Федорович (1761-1762 гг.). Воцарение Екатерины II (1792- 1796 гг.). Секуляризация церковных земель. Личность Екатерины II. Процедура секуляризации. Дело Арсения Мациевича. Суд Синода. Арсений в ссылке. Павел (Канючкевич) митрополит Тобольский и Сибирский. После секуляризации. Иерархи Екатерининского времени.
Приходское духовенство .
От времени реформ Петра Великого. Наследственность мест служения духовенства. Штатные рамки и разборы. Приходское духовенство при Екатерине II. Испытания Пугачевщины.
Духовная школа .
Царствование Павла I (1796-1801 гг.) .
Из книги Руководство по истории Русской Церкви автора Знаменский Петр ВасильевичРуководство по истории Русской Церкви Проф. П. В.
Из книги Курс лекций по истории Русской Церкви автора Петрушко Владислав И Из книги История русской церкви (Введение) автора Макарий МитрополитV. Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви 30 - Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на
Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей1. Можно кратко рассказать об истории Русской Церкви? Вопрос:Можно кратко рассказать об истории Русской Церкви? Буквально основные этапы.Отвечает священник Константин Пархоменко:Если история Христианской Церкви насчитывает без малого два тысячелетия, то история
Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 автора Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора Карташев Антон Владимирович Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора Карташев Антон ВладимировичА. В. Карташев Очерки по истории Русской Церкви
автора Карташев Антон ВладимировичА. В. Карташев Очерки по истории Русской Церкви Том II Патриарший Период (1586-1700) Введение. Учреждение Патриаршества.Иов - Патриарх (1589-1605 г.). Политическая роль патр. Иова. Религиозная политика Самозванца. Патриарх Игнатий (1605-1606 г.). Царь Василий Иванович Шуйский.
Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон ВладимировичА. В. Карташев Очерки по истории Русской Церкви Том II Патриарший Период (1586-1700) Введение. Учреждение Патриаршества.Иов - Патриарх (1589-1605 г.). Политическая роль патр. Иова. Религиозная политика Самозванца. Патриарх Игнатий (1605-1606 г.). Царь Василий Иванович Шуйский.
Из книги Очерки по истории церкви автора Мансуров СергейСвященник Сергий Мансуров ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ По благословению святейшего патриарха московского и Всея Руси Алексия II Оформление, составление Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь,
Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А. Из книги История православия автора Кукушкин ЛеонидКрещение Киевской Руси. Период полного подчинения Русской Церкви Константинопольскому патриархату. Возникновение монашества. Гибельное последствие удельного княжения для Киевской Руси. Перемещение центра княжества на северо-восток. Начало московского периода в
Из книги Основы Православия автора Никулина Елена НиколаевнаРаздел 7. Краткий обзор истории Русской Православной
Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав АлександровичЦерковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви В наше время, после издания Декрета об отделении Церкви от государства, духовенство, естественно, подлежит общей со всеми гражданами подсудности по уголовным и гражданским делам судам светским. Не