Консультация для воспитателей: «Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в дошкольной организации Понятие инновации типы инноваций в доу

1 января 2014 г. за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров , работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). С этого момента действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) прекращено.

Новый закон внес ключевые правки в существенно изменит правила, по которым будет осуществляться произведение, нормирование в детских садах как за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств из иных источников. Также, в соответствии с вступившим в силу законом, все госзакупки теперь .

Закон № 44-ФЗ должен сделать процесс государственных закупок в детском саду - от планирования до приемки и анализа контрактных результатов - более прозрачным, эффективным и менее коррупционным.

Основное отличие Закона № 44-ФЗ от № 94-ФЗ закреплено в ст. 1 Закона № 44-ФЗ, где определена сфера его регулирования:

  • планирование госзакупок в ДОУ;
  • определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества);
  • особенности исполнения контрактов ;
  • мониторинг приобретения товаров, работ, услуг;
  • аудит в сфере приобретения товаров, работ, услуг;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере государственных закупок в детских садах и иных учреждениях для обеспечения муниципальных и госнужд.

Закон № 94-ФЗ регулирует только сферу размещения заказов на госзакупки в детском саду.

Новый закон о государственных закупках в детском саду включает в себя восемь глав:

  1. Общие положения.
  2. Планирование.
  3. Осуществление покупок.
  4. Мониторинг покупок и аудит в сфере закупок.
  5. Контроль в сфере покупок.
  6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению покупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
  7. Особенности осуществления отдельных видов покупок.
  8. Заключительные положения.

Не будем рассматривать подробно каждую из них, остановимся только на основных моментах, которые необходимо учесть руководителям образовательных организаций при осуществлении государственные закупки в детском саду в 2014 г.

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным учреждением

Прежде всего обратим внимание на то, что формулировка Закона № 94-ФЗ «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» в Законе № 44-ФЗ заменена на формулировку «покупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

П. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ приобретение товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это комплекс действий, которые выполняются в заданном порядке заказчиком и ориентированы на реализацию муниципальных или госнужд. Скупка стартует с того, что выбирается поставщик (подрядчик, исполнитель), а завершается после того, как стороны контракта выполняют обязательства.

Если на законодательном уровне размещение объявления о выполнение госзакупок в ДОУ или создание приглашения на участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено, скупка начинается с составления контракта, а завершается после выполнения обязательств всеми участниками договора.

Контрактная система в сфере государственных закупок в детском саду базируется на принципах:

  • открытости, прозрачности;
  • обеспечения конкуренции;
  • профессионализма заказчика;
  • стимулирования инноваций;
  • ответственности за результативность обеспечения
  • государственных и муниципальных нужд;
  • эффективности приобретения и др.

В Законах № 94-ФЗ и № 44-ФЗ образовательная организация бюджетной сферы является заказчиком. П. 7 ст. 3 заказчиком называет муниципального или госзаказчика, либо бюджетную организацию, которая делает покупку.

Администрации ДОУ важно следовать норме ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в которой говорится о том, что если, согласно нормативно-правовым актам, действующим в бюджетных правоотношениях, госорганы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетными фондами, которые считаются муниципальными или государственными заказчиками, делегируют обязанности и права на выполнение государственных закупок в детском саду и иных организациях автономным и бюджетным учреждениям безвозмездно, эти учреждения в рамках полученных полномочий должны приобретать товары, услуги и работы согласно указанным в нормативно-правовых актах положениям.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в данном случае выступают в роли муниципальных или госзаказчиков. Еще один важный момент: согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение получает право пользоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), правда не всегда, а в случае, если речь идет о покупках за счет:

1) грантов, которые передаются организациям, юрлицам и гражданам безвозмездно и безвозвратно, включая иностранных юрлиц и иностранных гражданам, международным организациям, которые получили право на получение грантов, субсидий (грантов), которые предоставляются из бюджетной системы в ходе конкурсов, не предусмотрено иное;

2) средств, если ДОУ выступает исполнителем соглашения по договору, когда на основании договора для осуществления договора иных лиц для выполнения работ, поставки товаров, которые необходимые для выполнения предусмотренных договором обязательств;

3) средств, которые были переданы для осуществления деятельности, которая приносит доход.

Использовать указанное право бюджетное образовательное учреждение можно, но следует разработать и принять положение о государственных закупках в детском саду в соответствии с требованиями, установленными Законом № 223-ФЗ.

Если учреждение хочет применять законодательные нормы по отношению к вышеуказанным покупкам с 1 января 2014 г., оно должно принять положение и опубликовать его до этого срока, т. е. в 2013 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Особо следует отметить, что независимо от того, какое решение примет учреждение - применять при госзакупках в ДОУ нормы Закона № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, - в течение года изменить его будет нельзя. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 15.

Информационное обеспечение контрактной системы государственных закупок в детском саду

В настоящее время образовательные организации и органы управления образованием публикуют на сайте www.zakupki.gov.ru сведения о размещении заказов и заключении контрактов на осуществление госзакупок в детском саду.

Нормативный акт подразумевает особый ход размещения данных о госзакупках в свободном доступе: ст. 4 предусматривает формирование единой информационной системы. Данная система должна гарантировать:

1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в т. ч. автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере госзакупок в детских садах;

2) контроль за соответствием различного рода информации (какой именно, указано в п. 2 ч. 1 ст. 4);

3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;

4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении государственных закупок в детских садах.

Согласно ч. 3 ст. 4 единая информационная система должна содержать:

1) планы госзакупок в детских садах и иных учреждениях;

2) планы-графики;

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

4) данные о параметрах, запретах и ограничениях для допуска товаров, которые поставляются из другой страны или группы стран, услуг и работ, которые оказываются или выполняются гражданами других стран, список иностранных держав, групп иностранных держав, которые могут использоваться для проведения госзакупок в детских садах, с которыми РФ имеет международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении покупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о приобретениях, об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры;

12) итоги мониторинга и аудита в сфере покупок, а также контроля в сфере приобретения;

13) отчеты заказчиков;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1;

16) данные о ценах работ, товаров, услуг, которые складываются в рыночных условиях, необходимых для реализации муниципальных или госнужд, а также запросах цен работ, товаров и услуг, которые размешают заказчики согласно ч. 5 ст. 22;

17) другие данные и документы, которые размещаются в единой инфосистеме согласно Закону № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и принятым совместно с ним нормативно-правовыми актами.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере приобретений, интегрированные с единой информационной системой. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере госзакупок в детских садах и иных учреждениях устанавливаются Правительством РФ.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 4. Ч. 7, 8

Ч. 5 ст. 112 закрепляет право установки и применения единой инфосистемы за Правительством РФ. Прежде чем ввести в эксплуатацию данные, которые будут размещаться в единой инфосистеме, должны быть размещены в том порядке, который установлен Правительством РФ, на сайте www.zakupki.gov.ru.

Большинство норм о единой информационной системе вступит в силу 1 января 2014 г. Пункт 16 ч. 3 ст. 4 вступит в силу 1 января 2015 г.

Закон № 44-ФЗ вводит новое для образовательных организаций понятие - планирование приобретений. Иными словами, законодатель устанавливает правило, согласно которому все государственные и муниципальные госзакупки в детских садах и иных учреждениях должны быть запланированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 планирование государственных закупок в детских садах должно осуществляться посредством:

1) планов покупок, утверждаемых на срок действия соответствующего бюджета;

2) планов-графиков, утверждаемых на год.

В планах покупок необходимо будет указывать цели осуществления госзакупок в детских садах, наименование и описание объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых покупок, объемы финансового обеспечения и другие сведения.

Планы-графики превращаются в основания для выполнения государственных закупок в детских садах. Отныне заказчик может закупать товары и услуги только в том случае, если они внесены в план-график.

План госзакупок в детских садах и иных учреждениях создается в ходе создания и рассмотрения проектов бюджетной системы РФ, учитывая положения бюджетного законодательства. План принимается за срок в 10 дней после доведения до муниципального или госзаказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств согласно с бюджетным законодательством РФ.

Согласно ч. 13 ст. 21 Закона план-график может быть изменен в том случае, когда изменения были внесены в план госзакупок в детских садах, а также в ряде других случаев:

  1. Если начальная цена контракта, который заключается с единственным исполнителем (подрядчиком, поставщиком) были уменьшена или увеличена;
  2. если сроки выполнения контрактных обязательств, размер аванса и оплаты были изменены до начала покупки;
  3. если дата начала покупки и принцип выбора поставщика были изменены, а заказчик отменил приобретения, которые предусмотрены планом-графиком;
  4. реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона № 44-ФЗ обязательного общественного обсуждения скупок и не требующего внесения изменения в план скупок;
  5. в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 ст. 21.

Требования об обязательном планировании скупок вступят в силу с 1 января 2015 г., требование об осуществлении скупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками - с 1 января 2016 г.

Обоснование государственных закупок в детских садах

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчик должен обосновывать каждую свою скупку. В прежнем документе, регулирующем процесс госзакупок, заказчики должны были обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта при осуществлении каждой государственной закупки в детских садах.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона обоснование приобретений будет осуществляться при формировании плана скупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых приобретений целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

Цели госзакупок должны определяться с учетом ст. 13. Согласно данной статье государственные закупки в детских садах осуществляются для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, а именно:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ, за исключением исполняемых в соответствии с госпрограммами, перечисленными в предыдущем пункте;

3) выполнения функций и полномочий госорганов РФ, органов управления внебюджетными фондами РФ, госорганов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах.

В планах госзакупок в детских садах необходимо будет обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению целей приобретения. В планах-графиках нужно будет обосновывать начальную (максимальную) цену контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, если покупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере скупок, органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Требование обязательного обоснования приобретений вводится с 1 января 2015 г. До указанной даты есть время, чтобы поработать по законодательным нормам и осознанно подойти к решению этого вопроса.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в сфере государственных закупок в детских садах

Понятие «начальная (максимальная) цена контракта» было и в Законе № 94-ФЗ. № 44-ФЗ расширяет сферу его действия - теперь оно может применяться при заключении контракта с единственным поставщиком.

Статьей 22 установлены пять методов определения начальной цены:

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к госзакупкам в детских садах, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Этот метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

2. Нормативный метод - заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта на основании требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

3. Метод тарифов - актуален, когда согласно законодательству РФ, стоимость работ, товаров и услуг, которые регулируются муниципальными правовыми актами и подлежат госрегулированию. При этом начальную (максимальную) стоимость контракта определяют согласно тарифу на работы, товары и услуги.

4. Проектно-сметный метод - предусматривает выделение начальной (максимальной) цены контракта:

На возведение, реконструкцию или капремонт объекта, основываясь на проектной документации согласно на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;

Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области госохраны объектов культурного наследия.

5. Метод затрат - подразумевает выделение начальной (максимальной) стоимости контракта, в том числе контракта, который был заключен с единственным поставщиком (исполнителей, подрядчиком), как суммы затрат и других, необходимых для выделения сферы деятельности прибыли. В учет принимаются все прямые и косвенные затраты на покупку и реализацию товаров, услуг и работ, траты на перевозку, хранение, страховку и иные траты. Этот метод актуален в том случае, когда иные невозможно применить.

Приоритетным методом обоснования начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка).

Создание комиссии по осуществлению государственных закупок в детском саду

Согласно ст. 39 для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления государственных закупок в детских садах у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен создать комиссию по осуществлению приобретений.

Комиссии могут быть:

  • конкурсные;
  • аукционные;
  • котировочные;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единые, осуществляющие функции по осуществлению приобретений путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

В аукционной, конкурсной и единой комиссии должно быть не менее 5 членов, тогда как в котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть 3 и более человек.

В комиссию по выполнению скупок могут поступить лица, которая прошли профепереподготовку или повышение квалификации по направлению приобретений, специалисты, которые имеют знания, что относятся к объектам покупки.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 39. П. 5

Согласно ст. 40, заказчик может привлекать другие организации для осуществления

Норма, закрепленная в ст. 40, дает право заказчику привлечь специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на основе контракта. Тем не менее заказчик должен все равно создать комиссию по приобретению, правда, с уменьшенными функциями.

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении госзакупок в детских садах

В целом Закон № 44-ФЗ существенно расширил доступный заказчику инструментарий конкурентных процедур по сравнению с № 94-ФЗ.

В статье 24 приведены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурсом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считается тот участник скупки, который предложил самые оптимальные условия договора.

Аукционом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считают участника государственных закупок в детских садах, который предлагает наименьшую цену договора.

Список оснований для покупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) сокращен, если торги были признаны несостоявшимися, заказчик обязан повторно приобрести в полном объеме по упрощенной процедуре перед тем, как покупать продукцию у единственного поставщика.

Общее правило подразумевает, что Закон № 44-ФЗ приобрел силу в 2014 г. В качестве исключения принимаются нормы, которые касаются планирования покупок, обоснования и введения идентификационного кода, что вступили в силу с 2015 года, а также порядок введения единой инфосистемы покупок и обязательного обсуждения покупок общественностью, мониторинга и внутреннего финансового контроля, которые приобрели силу в 2016 г.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Подготовила: Старший воспитатель – Карасаева Л.В.

МБДОУ детский сад № 11 г. Ардон

  1. Есть ли сегодня потребность в инновациях?

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.

Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Поэтому, в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

Источником инноваций является проблема. Решить проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

Степень актуальности новшества определяется значимостью той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование.

Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.

В.С. Лазарев (академик РАО доктор психологических наук, директор Института инновационной деятельности
в образовании РАО)

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

2. Что это такое – инновация?

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности.

Приведем несколько определений этого понятия.

В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;

носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Новое может выступать в разных формах:

принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане);

«оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;

изобретательские мелочи.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

В формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

В управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

Частные, единичные, не связанные между собой;

Модульные (комплекс частных, связанных между собой);

Системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

Усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

Новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

Радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

Новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

Прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

Освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

Ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений.

К основным, на наш взгляд, нужно отнести следующие:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

Какой ни была причина инновационной деятельности в ДОУ, ее результаты не должны оставаться в стенах конкретного учреждения. В этом отношении большое значение имеет поддержка ДОУ со стороны администрации ДОУ, УО района, региона, Минобразования РФ.

Варианты презентации инновационной деятельности ДОУ:

  • Собрания, педсоветы, творческие отчеты в ДОУ;
  • Представление опыта работы на районных, краевых семинарах, конференциях, педчтениях, методических объединениях;
  • Публикации в печатных и электронных СМИ и т.д.
  • Инновации в управленческой деятельности:
  • программно-целевой педагогический менеджмент;
  • создание единой программы управления;
  • широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;
  • разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;
  • изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций.
  • Инновации в содержании образования:
  • адаптация и внедрение новых программ;
  • разработка индивидуальных программ образования;
  • организация дополнительных образовательных услуг.
  • Инновации в технологиях:
  • адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий;
  • использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.
  • Инновации в работе с кадрами:
  • создание системы непрерывного образования педагогов;
  • разработка программы формирования кадрового потенциала;
  • индивидуальных программ творческого развития педагогов;
  • индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
  • использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов;
  • самореализационные формы повышения квалификации – творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т.п.;
  • активные методы обучения.
  • Инновации в работе с детьми:
  • организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;
  • обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;
  • разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;
  • организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.
  • Инновации в работе с родителями:
  • применение интерактивных методов;
  • использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т.д.;
  • организация пресс-службы по выпуску газеты для родителей.
  • Инновации в предметно-развивающей среде:
  • Обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;
  • Построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;
  • Преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;
  • Развитие альтернативных форм дошкольного образования:
  • Организация работы группы выходного дня;
  • Разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.;

Управление инновационным процессом – управление развитием коллектива.

старший воспитатель

Ушакова В.Т.

Для поддержки имиджа своего дошкольного учреждения педагогические коллективы включаются в инновационную деятельность, вариантами которой является внедрение программ нового поколения, переход на новый хозяйственный механизм, открытие экспериментальных педагогических площадок и другое. Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Что может явиться результатом нововведений? Как правило, это улучшение характеристик компонентов или самой образованной системы учреждения как целого, а именно: его финансовых, кадровых, программно-методических, материально-технических и других ресурсных возможностей. Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Новое может выступать в разных формах:

  • принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
  • условная (относительная) новизна;
  • «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;
  • изобретательские мелочи.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс: - в содержании образования; - в формах, методах воспитательно-образовательного процесса; - в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований: - частные, единичные, не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой); - системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

Существуют различные причины нововведений.
К основным можно отнести следующие:

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Ключевой задачей руководителя является увязка инновации с интересами коллектива. В ходе первоначальных обсуждений «нужна ли нам инновация» важно обеспечить возможность для жестких дискуссий, когда честно и открыто можно высказать нелицеприятное мнение, при этом предпочтение отдается высказываниям, в которых звучат конкретные предложения и избегаются оценочные суждения. Обсуждая план инновационных действий, необходимо стимулировать чувство ответственности каждого педагога за общий результат, искреннее желание решить проблему.

Руководитель должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:

  1. считаю бесполезным;
    2) есть сомнения в необходимости использования;
    3) есть сомнения в возможности применения;
    4) есть интерес;
    5) есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
    6) затрудняюсь ответить;
    7) свой ответ.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

1. Восприимчивость педагогов к новому - это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог:

а) стремится внедрить передовой опыт в практику;
б) постоянно занимается самообразованием;
в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

На этапе перехода к инновационной деятельности важно учесть несколько обстоятельств, к числу которых относим:

Анализ собственных возможностей;

Анализ аналогичных процессов, организованных в других учреждениях, их результативность;

Создание психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса, включенных в эксперимент;

Прогнозирование путей выхода (из экспериментального процесс условии, если что-то не получает

Для анализа собственных возможностей необходимо: проанализировать материальную базу ДОУ, определить рейтинг по качеству оказываемых образовательных услуг у родителей, провести анкетирование сотрудников по выяснению удовлетворенности стилем управления, готовности к инновационной деятельности, выявить трудности и недостатки в работе учреждения, рефлексия руководителя (способности к опережающему управлению и др.).

Анализ аналогичных процессов, организованных в других учреждениях, их результативность. Это позволит выяснить какие трудности и проблемы приходилось преодолевать педагогическому коллективу по организации аналогичной работы. Это как раз тот случай, когда нужно учиться на чужих ошибках, исключив из образовательной практики негативные моменты. Это поможет избежать уже проявившихся в чужом опыте нежелательных явлений, не создавая прецедента их дублирования. Формирование у педагогов личной и профессиональной ответственности за те влияния, которые они оказывают на формирующуюся личность ребенка, - важное условие успешности инновационной деятельности.

Создание психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса, включенных в эксперимент. При организации инновационной деятельности важно ориентироваться на уровень образовательной подготовки воспитателей, учитывать их профессиональные интересы, изучить состояние мотивационной готовности к восприятию новой информации. Необходимость этого обусловливается чувством психологической комфортности специалистов дошкольного учреждения, осознанной необходимостью в повышении уровня профессионализма.

Для педагогов, работающих в режиме инноваций, важно ощутить поддержку со стороны администрации, почувствовать доверие и свободу творчества. Процессы разработки и освоения авторских педагогических нововведений, имеющих поисковый характер, часто связаны с большой степенью риска. Вместе с тем именно деятельность педагогов-новаторов формирует ядро инновационного потенциала дошкольного учреждения, является источником его развития. Поэтому инновационные процессы данного типа должны стать объектом особого внимания со стороны администрации. Педагоги-новаторы вправе рассчитывать на положение особого благоприятствования, на материальное и моральное стимулирование своей деятельности.

Необходимо продумать формы контроля, которые должны нести в себе изначально присущие ему функции, - выявление достижений в работе всего коллектива и отдельных специалистов, помощь в выяснении причин, влекущих за собой сбои в работе. Посещения групп заведующей и старшим воспитателем, нацеленные в первую очередь на изучение и обобщение опыта работающих в группах специалистов, с тем чтобы сделать его достоянием всего педагогического коллектива; оказание методической поддержки при освоении новой программы;

Прогнозирование путей выхода из экспериментального процесса при условии, если что-то не получается. К сожалению, в практике нередки случаи, когда начатое интересное дело не получает продолжения. Причины могут быть самые разные: уход из коллектива педагогов, несвоевременное методическое оснащение образовательного процесса, прекращение финансирования и другие. Замышляя новшество в педагогической работе, мы должны понимать, что несем ответственность за результаты своей педагогической деятельности. Они могут быть отдалены во времени, и это еще более усиливает ответственность воспитателя перед ребенком.

После завершения подготовительной фазы коллектив включается в реализацию принятой концепции. Она может выстраиваться как ряд этапов: первый - разработка организационно-педагогической структуры; второй - обоснование содержания и организации образовательного процесса; третий - обновление модели системы управления.

Организационно-педагогическая структура образовательного учреждения, работающего в инновационном режиме, претерпевает серьезные изменения. Нововведения нарушают равновесие в организации и позволяют одним, как правило, более молодым и творчески активным сотрудникам, выдвинуться на первый план, а других, возможно, более опытных, но консервативных, вынуждают «потесниться» и занять менее выгодное положение, чем то, которое они занимали раньше.

Преодолению этого негативного явления способствует аналитико-прогностическая позиция руководителя. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе. Организационно-педагогическая структура дошкольного учреждения подлежит определенным преобразованиям, в частности, могут быть созданы совет специалистов и творческие группы, которые будут облечены новыми функциями, обеспечивающими эффективную реализацию идей концепции и объединения педагогического коллектива.

Координационный совет - новая организационная структура, созданная нами в собственной инновационной практике. Его цель координация экспериментальной деятельности. На заседаниях координационного совета обсуждаются вопросы успешности проведения эксперимента, результаты мониторинговых исследований, разрабатываются рекомендации.

Творческие группы представляют собой объединения наиболее высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий и другое. Кроме того, они осуществляют сопровождающий анализ результативности нововведений; формулируют проблемы и предложения по их устранению. В детском саду работает дизайнерская группа целью работы которой является создание развивающей среды в детском саду, обеспечивающей гармоничное, всестороннее развитие ребенка., эффективное использование всех дополнительных помещений детского для развития ребенка.

Психолого-медико-педагогичекая служба осуществляет медикопсихологический контроль за проведением разнообразных экспериментов, с тем чтобы предотвратить интеллектуальную перегрузку воспитанников; выделяет группы риска вопросы социально-педагогической адаптации детей, нуждающихся в коррекции; координирует деятельность специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии; отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальный темп обучения для детей; связывает необходимую психологическую поддержку и помощь семьям в воспитании детей. Они организуются в детском саду по темам: «Ясли – это серьезно! О современных подходах к организации комплексной оздоровительной работы с детьми раннего возраста», «Формирование здоровья детей на основе его комплексного изучения в динамике» и другие. Создание такой службы позволило организовать индивидуальное сопровождение ребенка и вести контроль за результатами работы.

При создании (или преобразовании) модели системы управления следует опираться на положение о том, что деятельность есть творческий процесс, результаты деятельности носят индивидуальный творческий характер, регуляция профессиональных отношений обусловливается набором ценностей и способов деятельности. Необходимость развития индивидуального мастерства и коллективного творчества сотрудников ставит администрацию учреждения в ситуацию поиска нового управленческого механизма на основе организационной, проектировочной, координирующей и контролирующей деятельности. Стремление придать системе управления иную направленность обосновывается появлением новых качественных характеристик как в развитии ребенка, так и в развитии специалистов и педагогической системы в целом.

Важным направлением деятельности руководителя в процессе внедрения инноваций является создание условий для развития персонала дошкольного образовательного учреждения:

Оценки и подбора кандидатов на вакантные должности;

Анализа кадрового потенциала и потребностей в персонале;

Отслеживания профессиональной и социально-психологической адаптации работников;

Планирования и контроля деловой карьеры сотрудников;

Стимулирования деятельности педагогов (управление трудовой мотивацией);

Развития коллектива, его сплоченности, организованности;

Анализа и регулирования групповых и личных взаимоотношений, социально-психологического климата в коллективе, совершенствования организационной культуры;

Осуществления управления конфликтами, предупреждения их возникновения.

Поэтому важным является создание нового управленческого механизма, обеспечивающего саморазвитие, рост творческого потенциала и самовыражение каждого члена коллектива, что, в свою очередь, явится позитивным фактором в процессе становления и развития успешной личности каждого ребенка. Модель данного управленческого механизма функционирует благодаря:

Совершенствованию структуры управления, основанной на принципах демократии в управлении персоналом, гласности в принятии управленческих решений, коллегиальности, четком определении места и обязанностей каждого специалиста в образовательном процессе дошкольного учреждения;

Введению практики перевода части воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, на режим доверия и самоконтроля.

Практика показывает, что с помощью методических семинаров, организуемых в детском саду, можно достаточно эффективно решать ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и потребности; развивать системное мышление специалиста, учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать специальные умения и навыки взаимодействия, индивидуального и совместного принятия решений. Успешно зарекомендовал себя метод анализа практических ситуаций. Знания имеют достаточно обобщенный и абстрактный характер. Практическая же деятельность педагога требует преобразования этих знаний: они должны быть синтезированы и объединены вокруг определенной практической проблемы и переведены на язык практических действий.

Составляющей частью инновационной деятельности должна стать программа мониторинга, позволяющая своевременно оценить результаты инновационной деятельности педагогов, вносить оперативные коррективы, если в этом возникает необходимость. Программа мониторинга должна обеспечивать все звенья педагогического процесса: качество образования детей, качество педагогической деятельности воспитателей, качество материально-технического и дидактического оснащения образовательного процесса.

Поэтому важно научиться убеждать коллектив, делать его союзником в своих начинаниях. А для этого нужно иметь собственную педагогическую концепцию, разбираться в обилии предлагаемых программ и пособий. Попытка отмахнуться от «заумной теории» и заполнить обнажившиеся пустоты соображениями здравого смысла, то есть расхожими житейскими представлениями, обнаруживает бесперспективность такого подхода. Руководитель начинает метаться в поисках устойчивой почвы, сбиваться на различные точки зрения и мнения (коллег, руководства).

Успех любого дела в конечном счете определяется двумя обстоятельствами: наличием компетентной, духоподъемной личности руководителя и тем, какие ценности он транслирует педагогам и детям. Напряженный поиск ориентиров в сфере инновационного развития образовательного учреждения требует от руководителя огромного терпения, такта, эрудиции, осознан своей особой миссии, умения натолкнуть педагогов на размышление, привить вкус к анализу, расширить сознание. Но навязывать свое миропонимание, а тем более способ существования стиль педагогической деятельности - значит считать себя бесспорным эталоном. В управленческом искусстве необходимо умение посмотреть на себя со стороны, чтобы отчетливо понять, в каком качестве ты нужен людям.

Обновление методической работы происходит с таких качественных позиций:

1. Творческая переработка старого опыта работы

2. совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций

Ключевыми направлениями методической работы выступают:

Разработка и научно-методическое обеспечение процессов внедрения содержания образования, модернизация технологии обучения,

Оказание методической помощи при решении профессиональных проблем воспитателей;

Развитие и саморазвитие профессионального мастерства воспитателей с учетом изменений и особенностей муниципального образовательного пространства.

Очень важными в успешной работе является наличие в детском саду программы развития и образовательной программы, которые позволяют строить образовательный процесс в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.

Основной принцип совершенствования методической работы является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания.

С этой целью в конце учебного года педагоги заполняют диагностическую карту возможностей и затруднений, анализ которой позволяет наметить тематику и методы методической работы.

В детском саду разрабатываются различные методические формы работы, в том числе инновационные, направленные на повышение профессионального уровня педагогов.

Используются различные активные методы при проведении методических мероприятий: дискуссии, диалоги, обучение практическим умениям, решение педагогических ситуаций, решение педагогических кроссвордов, Проводятся различные консультации: консультация-иллюстрация, консультация-диалог; различные варианты деловых игр, проблемные игры. Удачной формой освещения инновационных подходов в дошкольном образовании стало проведение информационных клубов . На них рассматривались вопросы: «Обсуждаем предшкольное образование», Обеспечение личностно-ориентированной модели воспитания как условие построения траектории развития каждого ребенка», «Имидж дошкольного образовательного учреждения, Средства создания положительного имиджа детского сада», «Обеспечение качества дошкольного образования», «Исследовательское обучение в работе с дошкольниками».

Оправдала себя такая форма работы с педагогами как педагогическая копилка, которая позволяет нам не упустить новые направления в дошкольной педагогике, обогатить разработками педагогический процесс детского сада.

Распространение инновационного опыта в детском саду проходит через мастер-классы, методические выставки, творческие отчеты открытые мероприятия, самопрезентации, творческие гостиные.

Главные условия эффективности инновационной деятельности:

1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;

2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;

3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;

5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов;

6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

6. Как спланировать работу

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.

Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: «Чего достичь? Что надо сделать?». Целесообразность мер необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно.

Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.

Практика показала, что при таком обсуждении исключается пустословие, а наглядность помогает в конце подвести итог, сделать выводы, какая из фраз пользовалась популярностью и т.д. Фраза «У меня возник вопрос...» предполагает, что на все записанные вопросы в конце такого коллегиального обсуждения кто-то должен обязательно на них ответить. Обычно это организатор исследовательской деятельности - руководитель или старший воспитатель. Вот эти фразы Я увидела, что.. Я была удивлена тем, что, Мне понравилось. У меня возник вопрос.


Инновационная деятельность в ДОУ

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.

Развитие образовательных учреждений предусматривает качественные позитивные изменения. Такие изменения возможны в том случае, когда управляемая и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме. Развитие ДОУ переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

В переводе с английского innovation означает инно-вация, нововведение, новшество, новаторство. Но так ли это? Новшество — это улучшение существующей технологии или технического средства. Нововведе-ние — изменение технологии, в т.ч. и ее усложнение. А инновация — это что-то абсолютно новое, но абсо-лютно нового технического или технологического ре-шения практически не существует, т.к. изобретатель не работает в вакууме, и его изобретение, несмотря на гениальность, должно опираться на общечеловеческие знания и опыт. Таким образом, в сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами, чем с инновациями. Однако слово это устойчиво вошло в наш деловой лексикон. Но теперь мы знаем реальное значение слова инно-вация.

Введение в действие Федеральных государственных требований к струк-туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориенти-рованной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность - процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Общая цель инновационной деятельности в ДОУ - улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Инновации в образовании

Следует отметить, что развитие образования подчи-нено закономерностям цикличной динамики. Ключе-вую роль в этом процессе играет закон смены поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения базовых инноваций. Характерным является снижение длительности жизненного цикла образовательного «про-дукта», увеличения скорости смены технологий, мето-дов и средств обучения и воспитания. Конкуренция за-ставляет ОУ постоянно обновлять учебные планы и про-граммы, оперативно перестраиваться и адаптироваться соответственно меняющимся внешним и внутренним требованиям. Во многом это зависит от их восприимчи-вости к инновациям, способности быстро обновлять и со-вершенствовать образовательный процесс.

Циклический характер инновационного развития образования приводит к одновременному функциониро-ванию старых, традиционных и новых средств обучения и воспитания. Уровень инновационного развития об-разования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем. Педагогическая система яв-ляется частным понятием по отношению к более обще-му понятию — образовательная система. Педагогиче-ская система ДОУ включает в себя следующие группы элементов: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги и воспитатели; воспитанники.

К инновациям относятся управляемые процессы созда-ния, восприятия, оценки, освоения и применения педагоги-ческих новаций и новшеств. В этом случае речь может идти об инновационном потенциале сотрудника ДОУ, его готовности к восприятию и внедрению нововведений, и инновацион-ном потенциале целого коллектива, о факторах, влияющих на инновационную деятельность и сам процесс управления нововведениями. Поэтому педагогические инновации носят характер непрерывной научно-исследовательской деятельно-сти, педагогического поиска, в отличие от новшеств и ново-введений, что требует введения нового термина — термина «педагогическая инноватика».

Психологическая готовность к инновациям

Одна из ключевых позиций при изучении иннова-ций принадлежит феномену психологической готов-ности. Вся структура психологической готовности к эффективной деятельности может быть представлена пятью блоками, в каждом из которых есть стартовая установка к тому или иному виду деятельности и одно-временно способность к достижению необходимого по-зитивного результата:

Типы инноваций в ДОУ

Организационно-управленческие. Содержательные инновации изменяют, дополняют

Типы инноваций (нововведений) группируются по следующим основаниям:

1. По влиянию на образовательный процесс:

2. По масштабу (объемам преобразований):

3. По инновационному потенциалу:

—новое конструктивное соединение элементов

4. По отношению к предшествующему:

— ретровведение — освоение нового в данный момент для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольно-го воспитания и образования.

Этапы инновационной деятельности в ДОУ (по Н . В . Горбуновой 14 )

1. Определение потребности в нововведении:

—проявление заинтересованности в нем;

—убеждение членов коллектива в необходимо-

2. Сбор информации о нововведении:

3. Выбор нововведения:

—поиск альтернативы;

4. Принятие решения об использовании нововведе-ния:

— обсуждение решения;

— принятие решения;

— информирование коллектива о принятии ре-шения.

5. Использование нововведения:

6. Прекращение использования новшества:

—длительное использование;

Создание условий для внедрения инноваций

Цели и задачи инновационной деятельности ДОУ определяются на основе анализа текущей обстановки, с одной стороны, и прогнозируют развитие учрежде-ния — с другой. Управление инновационными процес-сами с учетом прогноза конечных результатов обсужда-ется и осуществляется коллегиально. Самые крупные инновационные мероприятия разрабатываются груп-повым методом.

Основные ориентиры инновационной деятельности:

1. Ориентация на интересы личности ребенка. Мак-симальный учет индивидуальных особенностей детей (врожденных и приобретенных в процессе воспитания и обучения).

2. Переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования, выполняющего важные функции обучения и воспитания.

3.Обновление содержания образования. Создание групп развития разной направленности на базе ЦРР.

Существенное повышение роли педагогической науки.

5.Многоуровневое изучение образовательных за-просов социума.

6.Разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации.

7.Подготовка профессиональных кадров. Повыше-ние психологической устойчивости педагогов и управ-ленцев.

8.Создание условий для экспериментальной дея-тельности, формирование способности к поисковой, ис-следовательской деятельности.

9.Анализ и прогнозирование перспектив.

Структура инновационного процесса

Деятельностная структура : мотив — цель — задачи — содер-жание — формы — методы — результаты.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уров-нях (международном, федеральном, региональном, городском, сель-ском, внутри ДОУ).

Структура жизненного цикла каждой инновации включает следующие этапы:

1-я ступень — возникновение (старт). При по-становке инновационной задачи вначале появляется идея. Ее основанием служат анализ существующей ситуации, выявление позитивных и негативных момен-тов, поиск путей преодоления негатива.

2-я ступень быстрый рост. Автор идеи дово-дит ее до сведения коллектива, обосновывает необхо-димость перемен, находит единомышленников. Выяс-няет мнение оппонентов, знакомится с их аргумента-ми, находит контраргументы. Принимает критику или убеждает оппонентов в своей правоте.

3-я ступень — зрелость. Идея понята и принята. Автор начинает ее разрабатывать: создает программу развития, определяет задачи и промежуточный результат, формирует четкое представ-нение о конечном результате.

4-я ступень — освоение. Творческий коллектив переходит от замысла к практической деятельности.

5-я ступень диффузия (распространение). К апро-бации идеи подключаются педагоги, ранее не входившие в со-став творческой группы.

6-я ступень — насыщение. Инновации освоены педагогами и интегрированы во многие учебные процессы.

7-я ступень — рутинизация. Длительное использование новшества стало традици-онным, появляются новые за-мыслы и идеи.

8-я ступень — кризис. Ка-жется, что нововведение себя исчерпало.

9-я ступень финиш. Но-вовведение перестает быть нов-шеством и становится нормой жизни. Накопленный опыт можно транслировать.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Показатели

Функционирование

Развитие

Тип / вид ДОУ

Традиционный, типовой

Инновационный

Цели и за-дачи управ-ления

Поддержание стабильных результатов, воспроизвод-ство опыта, использование наработанного потенциала

Обновление компонентов учеб-но-воспитательного процесса для обеспечения мобильности, гиб-кости и вариативности

Субъект управления

Администрация, при огра-ниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью

Коллективный субъект управле-ния. Развитость горизонтальных свя-зей. Паритет единоначалия и колле-гиальности: поощрение инициа-тивы

концепции управления, подходы

Эмпирический, основан-ный на личном опыте

Мотивационное программно-целевое управление, его вариа-ции. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Мотиваци-онное обес-печение

Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы

Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и мо-рального стимулирования само-реализации субъектов

Учебно-воспита-тельный процесс

Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях

Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Использование традици-онных идей, учебных, предметных планов и про-грамм

Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

Технологии

Обеспечивают стабильные результаты

Личностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организа-ция учебно-воспита-тельного процесса

Прежняя система с опре-деленным количеством дней и ступеней обучения

Многоуровневое, многоступен-чатое, непрерывное образование в системах ДОУ — школа — вуз

Норматив-но-правовое обеспечение

Использование типовых документов, обеспечи-вающих стабильную рабо-ту

Типовые документы становятся основой для разработки собст-венных

Кадровое обеспечение

Традиционные требования к уровню профессиональ-ной компетентности, необ-ходимому для получения стабильных результатов обучения и воспитания

Конкурсная основа. Конкуренто-способность. Инновационные методики подготовки. Вариатив-ность курсов

Научно-ме-тодическое обеспечение

Традиционные учебные планы, программы

Финансовое обеспечение

Бюджетное

Бюджетное и внебюджетное

Материаль-но-техни-ческое обес-печение

Организация базового процесса на имеющихся материалах

Постоянно расширяющееся обеспечение как результат дина-мического развития

Таким образом, инновационная деятельность, осуществляемая детскими садами, изменяет традиционную систему работы: во главу угла ставит воспитан-ников и педагогов, руководите-лей образовательного учрежде-ния, научно-методических работ-ников, их профессиональные запросы и потребности.

1

Пудинова А.С. 1 Шепилова Н.А. 1

1 Магнитогорский государственный университет

1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – С. 34-35.

2. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008. – С. 12-18.

3. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004. – С. 43.

Одним из решающих факторов развития современного ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. При этом вполне очевидно, что любому руководителю сначала нужно определиться с «терминологическим полем», в рамках которого будут формулироваться цели и задачи изменений. Инновация (нововведение) - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое .

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В литературе описаны типы нововведений, которые группируются по следующим основаниям.

  1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс: в содержании образования; в формах, методах образовательного процесса; в управлении ДОУ.
  2. По масштабам (объему) преобразований: частные, единичные, не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
  3. По инновационному потенциалу: усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); радикальные инновации.
  4. По отношению к предшествующему: новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Считается, что впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в ХIХ веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. С начала XX века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 30-е годы XX века австрийский экономист И. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», означавшее в авторском варианте «новшество», «нововведение». Систематическое изучение инновации в образовании началось в конце 50-х годов XX века в США и Западной Европе.

Обобщая результаты проведенных исследований можно сказать, что в 50-60-е годы в связи с внедрением в процесс обучения технических средств широко используются термины «технология образования», «технология обучения», «педагогическая технология». В США, Англии, ФРГ, Франции, Италии под таким названием стали выходить специальные журналы.

Сегодня понятие «педагогическая технология», «инновационная технология», «технология обучения» насчитывает большое количество определений («технология» - от греч. «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука).

Одной из первых классификаций считается классификация Е.М. Роджерса. На основе ряда эмпирических исследований он разработал идеальные типы категорий субъектов-реализаторов новшеств:

1) новаторы - всегда открытые к новому, которым постоянно интересуются, извлекают новое из общения с локальными группами, из любых контактов и космополитически ориентированы;

2) ранние реализаторы - следуют за новаторами, но отличаются от них тем, что в большей степени интегрированы в свое местное объединение и тем самым сильно влияют на него;

3) предварительное большинство - субъекты этой группы свободно и интенсивно общаются с первыми группами, но редко выступают в роли лидеров;

4) позднее большинство - основной характеристикой этих субъектов является скепсис. Они осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;

5) колеблющиеся - их основой характеристикой является ориентация на традиционные ценности, они последними осваивают новшества.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного . Г.К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспитания и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.

Авторитарные технологии. Педагог - единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Заведующий ДОУ должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:

  1. считаю бесполезным;
  2. есть сомнения в необходимости использования;
  3. есть сомнения в возможности применения;
  4. есть интерес;
  5. есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
  6. затрудняюсь ответить;
  7. свой ответ.

Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Таким образом, инновационная деятельность является сложной, комплексной деятельностью по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств, направленных на достижение большей эффективности в сфере образования в дошкольных образовательных учреждениях.

Библиографическая ссылка

Пудинова А.С., Шепилова Н.А. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 34-35;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5541 (дата обращения: 30.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Случайные статьи

Вверх