Социальные ценности и их характерные особенности. Урок "социальные ценности и нормы" Что такое социальная ценность

Социальная ценность – это не интерес и не потребность, это стандарт по средствам которого отбираются цели действия. Общество поддерживается распространением ценностей, но социальные группы по разному их понимают.

Социальные нормы – это образцы, эталоны действия в определенных ситуациях. Это своеобразный набор правил поведения, это принуждение к определенному поведению, это набор санкций. Нормы выступают в качестве скрепа в обществе.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов :

    нормы морали , то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

    правовые нормы , формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

    религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

    политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;

    эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Понятие социального контроля

Каждое общество стремится создавать и сохранять социальный порядок. Действительно, каждый член человеческого общества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным нормам и нормам своей группы. Для этого в обществе существует система социального контроля, которая предохраняет общество от эгоизма отдельных его членов. Таким образом, социальный контроль представляет собой совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов, соответствующее ролевым требованиям и социальным нормам.

Основным видом контроля в обществе является контроль через социализацию . Это такой вид социального контроля, при котором у членов общества вырабатывается стремление соблюдать социальные нормы и требования роли. Такой контроль осуществляется через воспитание, обучение, в ходе которого индивид не только воспринимает существующие нормативные требования, но и принимает их. В том случае, если контроль через социализацию будет успешным, общество выигрывает, прежде всего, в отношении снижения издержек на контроль.

В случае неэффективности контроля через социализацию общество или социальная группа прибегает к контролю через групповое давление . Это неформальный вид контроля, который осуществляется путем воздействия на члена малых групп на основе межличностных отношений. Такой вид контроля считается весьма эффективным средством воздействия на поведение людей в небольших сообществах или ассоциациях в том случае, когда у индивида существуют ограничения на выход из этой ассоциации.

Третий вид социального контроля носит название контроля через принуждение . В основе контроля через принуждение лежат институциональные нормы и законы. В соответствии с этими нормами осуществляется применение набора негативных санкций по отношению к индивидам, которые нарушают принятые социальные нормы. Этот вид контроля зачастую оказывается неэффективным, так как он не предусматривает принятия норм и ролевых требований и связан с большими издержками.

Социальные отклонения

Термин «социальное отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Можно выделить два идеальных типа отклонений :

1) индивидуальные отклонения , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2) групповое отклонение , рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Различаются следующие типы отклоняющегося поведения :

1. Деструктивное поведение , причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам: мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение , причиняющее вред личности и социальным общностям - семье, соседям, друзьям и др. - и проявляющееся в алкоголизме, наркомании и т.п.

3. Противоправное поведение , представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в нарушении трудовой, воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях.

В зависимости от отношения культуры, принятой в данном обществе, к отклоняющемуся поведению, выделяют культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

Культурно одобряемые отклонения. Как правило, люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Чаще всего к необходимым качествам и способам поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям, относят:

1. Сверхинтеллектуальность . Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер.

2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

3. Сверхмотивация . Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми. Считается, что одна из причин, вызывающих сверхмотивация, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда Ш; Николло Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное место в исследовании сверхмотивации.

4. Личностные качества . Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Личностные качества - это важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. К такому виду отклонений, как правило, относятся: Отказ матери от своего ребенка, различные нравственные пороки - клевета, предательство и др., пьянство и алкоголизм, выталкивающие человека из нормальной жизни и наносящие моральный, физический, социальный ущерб ему самому и его близким; наркомания, приводящая к физической и социальной деградации личности, к преждевременной смерти; ограбление, воровство, проституция, терроризм и др.

Именно возникновению культурно осуждаемых социальных отклонений посвящены теории девиантного поведения (теории физических типов, психоаналитические теории, социологические и др. теории). Таким образом, девиантное поведение может быть представлено с двумя полюсами – положительным, на котором находятся индивиды с максимально одобряемым поведением, и отрицательный, где расположены индивиды с максимально неодобряемым в обществе поведением.

1. Социальные ценности

В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн) считают, что ценности являются основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание, делающей из них социальные отношения. Ценность можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект Y, означает, что X действует так, чтобы достичь уровня Х или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, то есть ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий.

Анализ социальных ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы:

Ценности благосостояния,

Прочие ценности.

Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: мастерство (квалификация), просвещенность, богатство, благополучие.

Мастерство (квалификация) - это приобретенный профессионализм в некоторой области практической деятельности.

Просвещенность- это знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Богатство подразумевает, главным образом, услуги и различные материальные блага.

Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов.

Прочие социальные ценности выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из них следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность.

Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности.

Уважение -- это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций.

Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие,

добродетель, справедливость и другие моральные качества.

Аффективность - это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.

Всем известен случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, взаимодействие потребностей в ценностях отражают содержание и смысл социальных отношений.

В силу неравенства, существующего в обществе, социальные ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценностей, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

В своём стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Социальные ценности являются базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура. По мнению отечественного социолога Н.И. Лапина «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе».

Анализируя социальные ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, можно получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Вот почему они могут соотноситься с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она преимущественно относится: традиционные ценности, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни или в главных ее сферах. В данном контексте весьма показательны сравнения ценностей старшего и молодого поколений, что дает возможность понять напряженность и причины конфликтов между ними.

Духовный мир молодежи

Духовный мир молодежи

Обычно под ценностями подразумевают предметы, обладающие какими-нибудь полезными для человека свойствами. В философии понятие ценности имеет более отвлеченный смысл, близкий к понятию «значение». Когда говорят о значении чего-либо, то...

Жизненные ценности старшеклассников и их установки на брак и семью

Концепция третьей волны Тоффлера

Если стоимость компании Второй Волны могла быть оценена с точки зрения материальных активов, таких, как здания, машины, акции, запасы, то стоимость фирмы Третьей Волны все больше и больше заключается в ее возможности приобретать, создавать...

Молодёжные субкультуры в современном российском обществе: социологический анализ

При формировании нового общественного мировоззрения в конце XX века произошла утрата устоявшейся системы ценностей и традиций. Возникший социокультурный вакуум быстро заполнился массовой западной продукцией...

Общечеловеческие ценности общества массового потребления

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох...

Семейные ценности студенческой молодежи

Различные исторические эпохи с различными философскими и религиозными системами отражаются на формировании ценностей. Ценности всегда носят социальный характер. Они создаются на основании общественных отношений...

Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни

Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей...

Социология личности

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в, то, же время может быть и членом трудового коллектива...

Становление личности и ее формы

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей...

Структура общества

Физическая среда имеет для общества адаптивное значение в том смысле, что она является непосредственным источником материальных ресурсов, которые используются обществом посредством своих производственных...

Трансформация социальных ценностей в традиционной семье

Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения...

Ценности и их роль в жизни человека

Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. В простом коротком изречении они могли точно...

Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий ему интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом...

Ценностные ориентации современной молодёжи

Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальные ценности – порождение способа производства материальной жизни, который обусловливает собственно социальный, политический, духовный процесс жизни, они всегда выступают регуляторами человеческого общежития, стремлений людей и их поступков. Ценности непременно выстраиваются в определённую иерархическую систему, которая всегда наливается конкретно – историческим смыслом и содержанием. Вот почему шкала ценностей и основанных на них оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного значения до отрицательного.Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым и поэтому особенно ценится и охраняется.Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах).Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, как есть и общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать очень сильные жесткие санкции - изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно: регулируют общий ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми.Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Социамльные номрмы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социальная норма выполняет следующие функции.

  • 1. Нормы призваны ориентировать и регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений.
  • 2. социализирует личность;
  • 3. оценивает поведение;
  • 4. Предписывает модели должного поведения.
  • 5. Средство обеспечения порядка.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности -- это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить.

Важнейшая функция социальных ценностей -- играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Основная функция социальных ценностей -- быть мерилом оценок -- ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

  • 1. То, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, -- то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
  • 2. То, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • 3. То, что не одобряется, порицается и -- на крайнем полюсе системы ценностей -- предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций - как наших собственных, так и чужих - мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях - в разном социальном контексте - одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей - тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

Случайные статьи

Вверх