Структура пояснений к декларации по ндс. Как отвечать на требования о пояснениях по ндс Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений

Пояснения в налоговую по НДС - образец представим и разберем в статье - зависят от причины выставления требования ФНС. Требования могут поступить в связи с различными видами налоговых проверок и по разным причинам.

Законодательные нормы по налоговым требованиям

Довольно часто плательщики НДС получают требование из ИФНС с запросом:

  • о пояснениях (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • документах/информации (ст. 93, 93.1 НК РФ);
  • уплате налогов/сборов/штрафов (ст. 69 НК РФ).

Есть много приказов ФНС (к примеру, от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@, от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ и другие), в которых расписан порядок выставления таких требований налоговиками.

На плательщика налога возложена обязанность (п. 5.1 ст. 23 НК РФ) создать условия с целью своевременного получения электронных налоговых требований. Следует также уведомить инспекторов о том, что требование получено, отправив в ответ на налоговый запрос квитанцию о приеме. На это дается 6 дней.

Если квитанция не будет отправлена в положенный срок, ИФНС вправе через 10 дней заблокировать банковский счет провинившейся компании.

У компании есть только 5 дней на подготовку ответа после отправления квитанции о том, что требование получено. Если опоздать или забыть о запросе, оставив его без ответа, компанию оштрафуют на 5 000 руб., штраф за повторное такое же нарушение вырастет до 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Коды ошибки

В требовании из инспекции о даче объяснений по НДС обязательно должны быть сформулированы причины его выставления:

  • невыполнение контрольных соответствий;
  • разночтение данных с данными контрагентов;
  • не записанные в книгу продаж сведения (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД4-15/5752).

В требованиях налоговой о представлении пояснений по НДС обязательно указываются коды выявленной налоговиками ошибки.

Код ошибки

Значение кода

Возможные причины

Отсутствие в декларации контрагента (КА) записи о данной операции

КА не представил отчет по налогу.

КА сдал нулевую отчетность.

Допущены ошибки в записях по счету-фактуре у вас или вашего КА

Расхождение данных в разделах 8 и 9 (книгах покупок/продаж или доплистах к ним)

Есть ошибки в вычетах по авансовым счетам-фактурам.

КА не отразил авансовый счет-фактуру

Расхождение данных в разделах 10 и 11 (журналах выставленных/полученных счетов-фактур)

Имеют место несоответствия при отражении посреднических операций между отчетами вашим и вашего КА

Ошибка в какой-либо графе отчетности

Номер графы с ошибкой указан в скобках

Требования о представлении пояснений по НДС выставляются (ст. 88 НК РФ), если во время проведения камеральной проверки вашего отчета по НДС обнаружены:

Не знаете свои права?

  • ошибки в отчетности и/или разночтение данных в предъявленных документах;
  • различия в данных из отчета и сведениях, которые есть у налоговиков;
  • уменьшение суммы исчисленного налога в уточненной декларации;
  • сумма НДС к вычету из бюджета.

Когда получено требование с запросом объяснений по НДС, следует сначала внимательно проверить данные в поданной декларации, по которой возникли вопросы. Если неточности и несоответствия отсутствуют, об этом так и надо написать. Чтобы подтвердить свою правоту, приложите сканы нужных документов. Образец такого ответа приведен .

Если обнаружена ошибка в отчете по НДС, которая не влечет за собой уменьшение размера исчисленного налога, поясните, какая ошибка допущена, укажите правильный код, приведите доказательства, что сумма налога к уплате не уменьшилась. Можете отправить уточненную декларацию. Как оформить ответ в этом случае, смотрите .

Если же обнаружена неточность и она снижает налог к уплате, лучше немедленно отправить уточненный отчет. Объяснения в этом случае давать бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

ВАЖНО! Пояснения в налоговую по НДС, поданные в канцелярию в бумажном виде, не будут считаться ответом на требование (п. 3 ст. 88 НК РФ), отправлять их надо только в электронном виде.

Формализованное пояснение

Плательщику налога в случае подготовки пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при ее камеральной проверке, следует отправлять ответ в электронном виде по определенному шаблону, разработанному ФНС (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Такой формат ответа называется формализованным пояснением по НДС.

Это набор таблиц для внесения уточняющих сведений по проверяемому отчету по НДС отдельно по книгам покупок/продаж и дополнительным листам к ним, журналам учета счетов-фактур. Плательщику НДС следует заполнить конкретные листы по каждому моменту, вызвавшему вопросы инспектора, и в электронном формате.xml отправить в налоговую по каналам ТКС.

Шаблоны этих таблиц есть в программах сдачи отчетности по каналам ТКС, а также бухгалтерских программах, в частности в «1С:Предприятие», чтобы облегчить работу бухгалтера по проверке декларации по НДС и ее заполнению в случае необходимости.

13.09.2017 ФНС выпустила решение № СА-4-9/18214@ с сообщением, что неправильно штрафовать плательщика налога за неустановленный формат пояснений. На настоящий момент, если пояснения не связаны с камеральной налоговой проверкой декларации по НДС, их можно представлять в инспекцию в произвольной форме с приложением копий счетов-фактур и/или выписок из книг покупок/продаж. Единственное условие — отправлять пояснение только в электронном виде.

Пояснения по коду 1010292

Налогоплательщики часто отражают в декларации по НДС коды тех или иных операций. Если не проставить в декларации код операции, она не пройдет логический контроль и в результате ее не примут. Поэтому важно разобраться, какие коды по каким операциям надо указывать.

В разделе 7 декларации отражаются сведения по операциям, не подлежащим и/или освобождаемым от налогообложения. В этом разделе сведения разносятся по определенным 7-значным кодам из раздела 2 приложения 1 к Порядку заполнения отчета (приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Перечень этих операций с налогом «без НДС» находится в пп. 1-3 ст. 149 НК РФ.

Операции займа, включая проценты по ним, освобождаются от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Отражаются они в разделе 7 декларации (п. 44.2 Порядка заполнения отчетности по НДС) и имеют код 1010292.

Порядок заполнения раздела 7 отчета по операции займа таков:

  • графа 1 — код 1010292;
  • графа 2 — величина начисленных процентов;
  • графы 3 и 4 — прочерки.

ВАЖНО! В графу 2 заносится величина не «тела» займа, а именно начисленных процентов (письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896).

Налоговики любят камералить раздел 7, запрашивая документы и пояснения у организации-заявителя, в частности пояснения по коду 1010292 в декларации по НДС.

У этих пояснений тоже есть разработанный табличный шаблон. Предлагаем заполненный образец этой таблицы (приложение № 1 к письму ФНС от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@).

Пояснения по налоговому разрыву

Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.

Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.

Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.

По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.

Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.

Пояснения из-за высокой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, которую заявлять безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного налога.

Безопасная доля вычета НДС на 01.05.2018 установлена на уровне 87,08%, т. е. если налог начислен в размере 100 тыс. руб., вычеты должны быть не более 87 тыс. руб. Эта цифра определена на федеральном уровне.

В каждом регионе установлен свой уровень безопасной доли вычетов. При проверке отчетов по НДС налоговики ориентируются на аналогичный региональный показатель.

Предлагаем образец пояснений при выставлении требования с вопросом о причинах высокой доли вычетов по НДС.

При получении пояснений по электронным каналам связи налоговая пришлет либо уведомление об их получении, либо отказ с указанием причины их непринятия. Отказ возможен только в одном случае — пояснения даны в неверном формате.

Согласно действующим нормам инспекторы не обязаны информировать заявителя о результатах рассмотрения его пояснений.

Но, так или иначе, итоговых варианта всего два:

  • при сверке с налоговой начисления на лицевом счете организации будут совпадать с разъясненными/уточненными данными;
  • придет еще одно требование о пояснениях или постановление о документальной проверке.

Расхождения в декларациях по НДС отнимают у бухгалтерии много времени в части подготовки пояснений, проведения сверок с контрагентами, составления уточненной отчетности. Но лучше сократить число расхождений и отвечать на все требования по камералкам, встречным и документальным проверкам.

При проблемном контрагенте отправьте налоговикам отчеты о должной осмотрительности и мониторинге поставщиков при выборе. Тем самым вы уменьшите риск выездной проверки и фискальных подозрений в схемах с однодневками.

Чтобы ваши объяснения не спровоцировали дополнительные проверки фискалов, к оформлению пояснения лучше подойти с полной серьезностью и ответственностью, не затягивая с ответом.

По итогам камеральной проверки налогоплательщик может получить от инспекции требование пояснить какую-либо информацию, указанную в декларации по НДС. С 1 января 2017 года отвечать на такое требование необходимо только в электронном виде. Например, такая возможность есть в сервисе для отправки отчетности

К настоящему моменту ФНС утвердила электронные форматы трех видов требований о представлении пояснений по НДС (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752). Это требования по контрольным соотношениям, по расхождениям с контрагентами и требования о не включенных в книгу продаж сведениях.

Давайте рассмотрим, что включает каждое из них и как действовать налогоплательщику, если он получил такое требование.

Тип пояснения Пояснения по контрольным соотношениям Пояснения по расхождениям с контрагентами
Если налоговый орган рассчитает контрольные соотношения в декларации и обнаружит неточности Если в ходе сверки счетов-фактур покупателей и продавцов не найдется контрагент или обнаружатся расхождения в данных (например, в НДС)
Когда придет В течение 1–2 дней после отправки декларации. Теоретически требование может поступить в течение всех трех месяцев проверки, но на практике налоговые органы справляются с задачей за день-два после отправки деклараций Как правило, в течение двух недель после отправки декларации
В каком формате придет pdf pdf + xml
Что содержит - Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
- Формулировка нарушения (например, «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
- Ссылка на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
- Контрольное соотношение (ст.190 р.3 + сумма ст. 030 и 040 р.4 + ст. 080 и 090 р.5 + ст.060 р.6 + ст. 090 р.6 + ст. 150 р.6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р.8 – ст. 005 прил. 1 к р. 8] если левая часть равенства > правой).
- Данные, отраженные в декларации (1781114.00
- Список счетов-фактур, по которым найдены расхождения, требующие пояснений.
- Коды ошибок. Например:
1 - запись об операции отсутствует у контрагента;
2 - несоответствие данных об операциях между книгой покупок и книгой продаж. В частности, между данными раздела 8 (сведения из книги покупок) или приложения 1 к разделу 8 (сведения из дополнительных листов книги покупок) и разделом 9 (сведения из книги продаж) или приложением 1 к разделу 9 (сведения из дополнительных листов книги продаж) декларации налогоплательщика;
3 - несоответствие данных об операциях между разделом 10 (сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур) и разделом 11 (сведения из журнала учета полученных счетов-фактур) декларации налогоплательщика;
4 (a, b) - не исключена ошибка в графах a, b (указывается номер граф, в которых допущены ошибки)
- Номер контрольного соотношения, к которому дается пояснение.
- Само пояснение в произвольной форме
Необходимо поднять оригиналы счетов-фактур, упомянутые в требовании. И сверить данные - от итогов сверки зависят дальнейшие действия:
- Данные оказались верными. Подтвердите правильность данных, не помешает приложить скан счета-фактуры или оригинал в электронном формате (хml). Не забудьте включить в опись прилагаемые документы.
- Выявлена ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или др.). Внесите правку в ответе на требование (кроме суммы НДС).
- Ошибка в сумме налога. Придется подать уточненную декларацию, при этом уложившись в отведенный пятидневный срок после отправки квитанции

Требование пояснений по расхождениям имеет несколько важных особенностей. Так, в него могут попасть ошибочные счета-фактуры сразу из нескольких разделов декларации по НДС. В рамках камеральной проверки одной декларации может прийти несколько требований данного вида. Наконец, требование о пояснениях в отношении того или иного счета-фактуры одновременно направляется и покупателю, и продавцу.

Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж

Порядок реагирования на требования такого рода официально не утвержден, поэтому в эту таблицу мы включили экспертные рекомендации.

Тип пояснения Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж
В каком случае придет требование Когда покупатель отразит в декларации сделки с продавцом, а продавец в своей книге продаж этого не сделает
Когда придет Теоретически такие требования могут поступать в течение трех месяцев проверки, но более вероятно, что требование поступит в течение двух недель со дня отправки декларации
В каком формате придет pdf
Что содержит Наименование, ИНН и КПП покупателя, который отразил данные сделки, а также номера и даты счетов-фактур
Что указать в электронном ответе Данные должны попасть в разные таблицы ответа на требование в зависимости от условий, приведенных ниже.
- Сделка подтверждается, то есть счет-фактура в декларации есть, но с данными, отличными от данных покупателя. Тогда счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице достаточно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения указывать не обязательно.
- Сделка не подтверждается, то есть данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу, содержащую данные по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно отразить такие сведения:
– номер счета-фактуры;
– дату счета-фактуры;
– ИНН покупателя.
- Счет-фактура, упоминаемый в требовании, у плательщика есть, но он забыл отразить его в книге продаж. В этом случае советуем включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию. На это дается пять рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования

Если вы получили требование…

…то в течение шести рабочих дней вы должны отправить квитанцию о приеме требования, после этого у вас есть пять рабочих дней, чтобы ответить на требование (выходные и государственные праздники не учитываются).

Санкции

За непредставление или несвоевременное представление пояснений предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей. Обратите внимание, что ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается непредставленным (ст. 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Отчитывайтесь и отвечайте на требования за 1 500 рублей в год!

Сдать отчеты в ФНС и ПФР очень просто. Подготовьте отчет в своей программе, загрузите в сервис который проверит файл на соответствие законодательству, затем подпишите и отправьте. Если вы получили требование о представлении пояснений по НДС от налоговой, заполните пояснение и отправьте его в инспекцию в электронном виде. Все возможности сервиса стоят от 1 500 рублей * в год. Нулевая отчетность - еще дешевле. Сдавайте нулевые отчеты в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат за 500 рублей в год!

Елизавета Булавина, эксперт сервиса Отчет.ру компании СКБ Контур.

* цену для своего региона уточняйте на сайте

действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля. С 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок исполнения налогоплательщиками требований налогового органа о представлении пояснений. Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений и ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с экспертом.

- В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) - это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

- Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этой ситуации относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

- Есть еще основания у налогового органа истребовать пояснения?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Можно истребовать пояснения о применении не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество. Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка - это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

- Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами, и соответственно, в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции. Пунктом 14 указанного Постановления названы примеры льгот: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

Единообразный подход относительно применения освобождения по статье 149 НК РФ отсутствует. Суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения операций. Это означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях по пункту 6 статьи 88 НК РФ.

Вопрос признания налоговыми льготами освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.

- Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений - по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений.

Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08).

Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений.

В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений.

Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то возможность истребования документов по основаниям, указанным в пункте 8.1 и пункте 8.3 статьи 88 НК РФ, у него отсутствует.

- Ограничены ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?

Срок направления требований о представлении пояснений ограничен сроком камеральной проверки.

Количество направляемых требований о представлении пояснений Налоговым кодексом не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС.

- Как налогоплательщик представляет пояснения?

Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который такие пояснения запрашивает.

Пояснения представляются в течение 5 рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.

До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким-то определенным способом не было.

С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность.

- Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?

Налоговый кодекс не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.

- Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?

Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.

Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена.

- Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?

Данный вопрос является неоднозначным.

Согласно пункту 5 статьи 88 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе ее проведения (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

Таким образом, по смыслу указанных положений установление факта совершения нарушения происходит после процедуры истребования пояснений и отражается в акте налоговой проверки.

В ином случае представление уточненной декларации в ответ на требование о даче пояснений теряет смысл, поскольку налогоплательщик фактически признается в совершении правонарушения без возможности освобождения от штрафа по статье 122 НК РФ.

Но существует судебная практика, согласно которой если налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику, основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности отсутствуют.

- Значит, избежать ответственности нельзя?

Представляется, что выводы судов не носят универсального характера.

В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 № А27-3428/2013 было установлено, что налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в результате неприменения коэффициента-дефлятора, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику.

В Постановлениях АС Московского округа от 17.06.2016 № Ф05-7756/2016, от 21.06.2016 № Ф05-7777/2016, от 06.05.2016 № Ф05-4971/2016 содержатся положения об отсутствии оснований для освобождения организации от ответственности при представлении уточненной декларации после получения от налогового органа сообщения об ошибках. Но основанием к принятию решений о привлечении к ответственности послужили выводы о преднамеренном и систематическом занижении в декларациях по акцизам данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок по сравнению с данными о ее отгрузках, отраженными в ЕГАИС. В адрес налогоплательщика были направлены соответствующие сообщения о выявленных расхождениях. Передавая в ЕГАИС одни данные об объемах отгруженной алкогольной продукции, и, отражая в налоговых декларациях по акцизам иные данные, существенно ниже содержащихся в ЕГАИС, общество не могло не осознавать, что совершает налоговое правонарушение, занижает налоговую базу с целью уменьшения своих налоговых обязанностей.

Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.

Иные случаи, когда налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер, то есть без описания в требовании фактов нарушения законодательства, не должны служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

- А если налогоплательщик не выявил никаких ошибок?

Об этом следует сообщить налоговому органу.

Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

- Что изменилось в процедуре истребования пояснений в рамках камеральных проверок по НДС с 1 января 2017 года?

Лица, представляющие налоговую декларацию по НДС в электронной форме:

  • представляют пояснения по декларации по НДС;
  • представляют пояснения только по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • представляют такие пояснения по формату, утвержденному ФНС.

Пояснения по декларации по НДС на бумажном носителе не считаются представленными.

До введения формата ответа на требование о представлении пояснений налогоплательщик, желающий представлять пояснения по ТКС, мог использовать рекомендуемую ФНС форму ответа (приложение № 2.11 к письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ утвержден формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.01.2017). Возможно толкование, что указанный формат применяется с 24 января 2017 года.

Вместе с тем, положения статьи 5 НК РФ распространяются на издаваемые в пределах компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты ФНС. Это означает, что приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ не может вступить в силу ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть 14 февраля 2017 года.

Отказ инспекции в приеме пояснений на бумаге до истечения указанного срока может быть обжалован.

- Если просуммировать нормы пункта 3 статьи 88 НК РФ, какие есть основания для запроса пояснений в рамках камеральной проверки декларации по НДС…

Поводом для направления требования о представлении пояснений при проверке декларации по НДС признаются:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • изменение показателей налоговой декларации при представлении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 № ЕД-4-15/20890@).

- Как происходит рассмотрение представленных пояснений?

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ).

Если налоговый орган не получил пояснения или посчитал их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.

- Какая ответственность установлена за непредставление пояснений?

С 1 января 2017 года за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Штраф взыскивается за непредставление пояснений по требованиям, направленным согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налоговым органом после 31 декабря 2016 года. Новые правила касаются деклараций (расчетов), проверки которых продолжаются в 2017 году (осуществляются с 2017 года), то есть, в том числе деклараций, представляемых за налоговые периоды, предшествующие 2017 году. В частности, по НДС за 3 и 4 кварталы 2016 года, а также уточненных деклараций.

- Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?

Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно, представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений.

Вместе с тем, права и обязанности налогоплательщика определяются статьями 21 и 23 НК РФ соответственно. При этом ни статьей 23 НК РФ, ни какой-либо иной статьей Налогового кодекса представление пояснений, включая пояснения относительно декларации по НДС, не закреплено в качестве обязанности налогоплательщика. Для пояснений по декларации по НДС установлена обязательная форма представления - это положение можно толковать таким образом, что законодатель в рассматриваемом случае разрешил налоговым органам «не учитывать» пояснения, представленные на бумаге.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок определяет в качестве права налогоплательщика, в отличие, например, от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.

Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность налогоплательщика представить пояснения».

При буквальном толковании изменений, внесенных в Налоговый кодекс, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.

Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ и статьи 106 НК РФ может быть признано неправомерным.

- Установлена ли Налоговым кодексом ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?

Налоговым кодексом не установлена ответственность:

  • за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);
  • за непредставление пояснений в рамках выездной налоговой проверки или пояснений, истребованных налоговым органом при вызове налогоплательщика в налоговый орган.

- Существует административная ответственность в процедуре получения пояснений?

Часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом (Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2630-О).

В качестве санкции за неявку возможно предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей.

Аналогичная ответственность может применяться и при непредставлении пояснений, истребованных в случаях, установленных пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

С 24 января 2018 года все компании должны сдавать в ИФНС пояснения по НДС только в новом электронном формате. Что изменилось и как подготовить ответ на требование ИФНС о предоставлении пояснений по НДС2018 — в этой статье.

  • что изменилось в формате пояснений по НДС с 2018 года;
  • кто должен отвечать на требования;
  • что теперь надо пояснять через интернет;
  • на какие ошибки внутри декларации обратить внимание;
  • как ответить на требование налоговой о предоставлении пояснений по НДС в программе оператора электронного документооборота.

Пояснения по НДС в электронном виде с 2018 года: что изменилось

С 24 января 2018 года все компании должны сдавать в ИФНС пояснения по НДС только в новом электронном формате (приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/).

Если ответить на бумаге, инспекторы не примут документ и оштрафуют компанию на 5 или 20 тыс. рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Кто сдает пояснения по НДС в электронном формате

Электронные пояснения по утвержденному формату отправляют налогоплательщики, которые обязаны сдавать декларацию через интернет (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если компания не налогоплательщик или отчитывается на бумаге, она вправе дать электронные либо бумажные пояснения.

Если компания на УСН выставила счет-фактуру, то она обязана перечислить НДС, но налогоплательщиком она не становится. И хотя компания сдает декларацию электронно, пояснения она вправе представить на бумаге.

Формат действует с 24 января 2018 года. Поэтому, если налогоплательщик отвечает на требование в этот день или позже, безопаснее направить пояснения по утвержденному формату. Для этого обновите программу оператора.

Что надо пояснять и что изменилось в формате пояснений по НДС

Компании обязаны давать электронные пояснения на требования, которые налоговики выставляют по основаниям, названным в пункте 3 статьи 88 НК РФ. А именно, если:

  • компания подала уточненку, в которой уменьшила НДС к уплате;
  • инспекторы обнаружили в декларации ошибки и противоречия.

На камеральной проверке по НДС инспекторы также вправе требовать пояснения о льготах (п. 6 ст. 88 НК РФ). На такое требование можно ответить на бумаге.

  1. Компания может уточнить КПП контрагента: продавца, покупателя или посредника.
  2. Формат позволяет пояснить ошибки внутри отчетности самой компании. Например, если не сходятся вычеты в разделах 3 и 8 декларации.
  3. Нужно заполнять отдельную форму, чтобы пояснить операции, которые программа не нашла в декларации поставщика.

Из-за чего инспекторы направят требования и как пояснить эти ошибки, мы показали в таблицах.

Ответы на требования ИФНС при расхождениях в декларации

Ошибки внутри декларации компании

Расхождения связаны с разными правилами заполнения разделов. Стоимостные показатели в разделах 1–7 округляют до полных рублей, а вычеты в разделе 8 показывают в рублях и копейках. Разница возникла из-за округления

Расхождения возникли из-за разных ставок НДС. Компания исчислила налог с аванса по ставке 18/118, так как не знала, в счет какого товара получила предоплату.

Отгруженные товары облагаются по ставке 10 %. Налог с аванса компания заявила к вычету в сумме, которую заплатила в бюджет (постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 10120/10)

В строках 010 разделов 8 компания по ошибке записала код операции 20 по отгрузке товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию), верный код — 19

Компания освобождена от НДС по статье 145 НК РФ, но выставила счет-фактуру. По ошибке вместо раздела 12 организация заполнила налог в разделе 9. Налог к уплате не занижен

Если в декларации нет ошибок, продублируйте сведения из счета-фактуры. Если компания ошиблась, то ответ на требование зависит от того, повлияла ли ошибка на налог.

Ошибка не влияет на НДС. Например, покупатель заявил вычет частично, но написал стоимость товара не полную, а соответствующую вычету. Налог посчитан верно. В пояснениях продублируйте данные из декларации, а ниже запишите полную стоимость товара из счета-фактуры.

Ошибка влияет на НДС. Если покупатель завысил стоимость и от нее посчитал вычет, то подайте уточненную декларацию. Тогда пояснять расхождения не обязательно

Покупатель . Если в декларации все верно, продублируйте реквизиты в ответ на требование. Если есть ошибки, запишите верные значения в строке «Пояснения». Если покупатель ошибочно заявил вычет (например, поставщик аннулировал счет-фактуру), то подайте уточненку.

Поставщик . Если поставщик не оформлял документ, в ответ на требование он выбирает, что не подтверждает счет-фактуру, и заполняет его номер, дату, ИНН/КПП покупателя.

Если поставщик сам неверно заполнил данные в декларации, то дайте пояснения. Запишите реквизиты счета-фактуры из требования, а ниже приведите верные значения. Уточнить можно номер, дату, стоимость продаж, код операции, ИНН/КПП, а также раздел, в котором отражена операция, — 9, 9.1, 10.

Если поставщик забыл включить счет-фактуру в декларацию, подайте уточненку. Тогда пояснения давать не обязательно

Ответ на требование ИФНС о предоставлении пояснений по НДС через программу

Чтобы ответить на требования в программах операторов документооборота «Сверься!» компании «Такском» и «Контур. Экстерн» компании СКБ Контур, используйте следующие алгоритмы.

Как составить ответ на требование по НДС через программу «Сверься!»

Чтобы ответить на требование в онлайн-сервисе Сверься! компании Такском, алгоритм действий следующий.

1. Загрузите требование из учетной программы .

Из учетной программы выгрузите на компьютер файл с требованием инспекции в формате xml. Затем в программе Доклайнер:

  1. зайдите в сервис «Сверка»;
  2. выберите раздел «Требования ФНС»;
  3. нажмите «Загрузить файлы»;
  4. выберите xml-файл требования.

Дождитесь пока файл загрузится в программу. Это может занять до 15 минут в зависимости от размера файла. В нижней части окна отобразятся данные из требования.

Программа распределяет требования по видам:

  • расхождения между декларациями;
  • данные, которые не найдены у контрагента.

Также программа распределяет расхождения по разделам декларации.

Нажмите на название документа, чтобы просмотреть подробности и предоставить пояснения

Чтобы найти конкретного контрагента, нажмите на кнопку с изображением лупы. Все расхождения с контрагентом можно посмотреть, если нажать на его название.

  • Если информация о счете-фактуре не найдена в документах контрагента, отобразится предупреждение: «Счет-фактура не найден у контрагента».
  • Ознакомьтесь с расхождениями. Если все ваши данные верны, нажмите «Подтвердите данные».

Если вы нажали эту кнопку по ошибке, действие можно отменить.

Если есть ошибки, нажмите «Дать пояснение».

В столбце «Ваши пояснения» введите корректные данные. Чтобы перейти на следующую строку, нажмите Tab или кликните по ней.

Пояснения также можно отменить.

Если в требовании много разногласий, а пояснения нужны только на несколько из них, введите необходимые пояснения и поставьте галку в пункте «требования, для которых не указывались пояснения, пометить как соответствующие первичным документам» (вверху страницы).

Действие можно отменить, если повторно нажать на этот пункт.

3. Выгрузить файл для отправки

Как только вы поясните все расхождения, вернитесь на страницу «Требования ФНС» по ссылке вверху страницы. Проверьте, что на все расхождения в сведениях предоставлены пояснения, и нажмите «Экспорт ответа».

Сохраните файл на компьютер. Теперь его можно приложить к ответу на требование ИФНС, код документа — 8888.

Как составить ответ на требование по НДС через программу «Контур. Экстерн!»

1. Выберите требование, на которое хотите направить ответ

В Контур. Экстерн перейдите в меню «Новое» gt; «Требования» gt; «Все требования»:

В списке выберете требование, на которое хотите направить ответ:

Нажмите на нужное требование. Откроется страница с документооборотом. Кнопка «Загрузить и отправить документы» может потребоваться, если компания захочет отправить в инспекцию копии документов. Сделать это можно после отправки пояснений. Чтобы подготовить пояснения нажмите на кнопку «Заполнить ответ на требование»:

После этого откроется форма ответа на требование.

2. Выберите тип пояснений

В форме ответа представлены 10 разделов — столько, сколько в формате ФНС. Нужно выбрать разделы, которые подходят под требование налоговиков.

Первые семь разделов — поясняют расхождения и возможные ошибки между декларацией поставщика и покупателя в разных разделах декларации. Программа Контур. Экстерн сама перенесет сведения в нужные разделы из требования.

Последние три раздела новые. Их не было в рекомендованном формате:

  • невыполненные контрольные соотношения;
  • невключенные счета-фактуры;
  • пояснительное письмо.

Выберите раздел в зависимости от требования.

Расхождения между декларацией поставщика и покупателя

Если налоговики предполагают ошибки в счетах-фактурах, их нужно пояснить. Выберите разделы с ошибками из первых семи:

После того как вы кликните раздел, программа сама заполнит сведения из требования:

Проверьте счета-фактуры, которые налоговики внесли в требование. Дальнейшие действия зависят от того, есть ли ошибки в документах и декларации.

Ошибок нет. Не изменяйте сведения в форме и не отмечайте строку с верным счетом-фактурой галочкой. Так компания отправит в налоговую данные, что в счете-фактуре и декларации все в порядке.

В реквизитах ошибка. Если в счете-фактуре все верно, но компания ошиблась, когда заполняла декларацию, уточните неверные реквизиты. Для этого просто измените графы с ошибками

Счета-фактуры не должно быть в декларации. Отметьте строку с документом галкой на удаление. Инспекторы получат информацию, что счет-фактура лишний. Одновременно в этом случае подайте уточненку, если занизили сумму налога к уплате.

Поставщик поясняет отсутствие счета-фактуры. По новому формату поставщик должен заполнить отдельные таблицы, если налоговая не нашла в его декларации счет-фактуру. Ответ зависит от того, подтверждает поставщик счет-фактуру или нет.

Поставщик ошибся в реквизитах. В первой таблице введите сведения из счетов-фактур, в которых инспекция нашла ошибки, в ячейки из требования. Верные значения заполните в ячейках «у меня». Уточнить можно номер, дату счета-фактуры, стоимость продаж, код операции, сведения о покупателе и посреднике, а также раздел, в котором отражена операция – 9, 9.1, 10.

Поставщик не выставлял такой документ. В таблице 2 заполните реквизиты счета-фактуры, если вы не выставляли документ, но контрагент заявил вычеты. Когда инспекторы получат пояснения, это будет означать, что компания не подтверждает счет-фактуру.

Компания не включила документ в декларацию. Подайте вместо пояснений уточненку.

В декларации нарушены контрольные соотношения. Компания должна пояснить расхождения между разделами внутри декларации. Для этого заполняйте отдельную форму.

  • В первой графе проставьте номер контрольного соотношения.
  • Во второй – краткое текстовое пояснение — не больше 1000 знаков.

Иные пояснения. Формат теперь позволяет отправлять любые текстовые пояснения. Не нужно направлять их через неформализованный документооборот. Таким способом компания сможет по электронке отвечать на любые требования инспекции по декларации НДС. Например, о льготах, расхождениях с другими декларациями и пр.

Когда компания даст пояснения по каждому вопросу из требования, нажмите на кнопку «Контроль и отправка».

Программа проверит формы. После этого нажмите на кнопку «Отправить отчет», затем «Подписать и отправить».

Работодатели в соответствии с действующим законодательством должны оплачивать работу своих сотрудников дважды в месяц, и стандартно первую выплату принято называть авансовом, хоть это и не предусмотрено действующим законодательством.

При этом работодатель должен в установленные сроки подавать в налоговые органы декларацию, в которой будет указываться отчетность по всем сделанным выплатам, и в частности, при наличии какой-либо дополнительной или особой информации указывать к ней соответствующие пояснения.

Однако нужно правильно понимать, в каких ситуациях могут потребоваться пояснения к декларации по НДС и как их правильно указывать в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основные замечания

Перед оформление декларации по НДС нужно ознакомиться с основными правилами и законодательными нормами, которые регулируют проведение этой процедуры и устанавливают для нее соответствующие нормы.

Новый стандарт

В 2019 году был принят новый формат декларации, поэтому стоит сразу обновить программы, через которые осуществляется сдача отчетности, чтобы утилита в любом случае заполняла документацию в соответствии с новыми правилами и установленными нормами. Подача документов в старом формате не предусматривается, и любая отчетность, которая сдается таким образом, в конечном итоге не будет принята.

Если декларация оформляется в бумажном виде, то в таком случае на нее вовсе не обязательно ставить печать, и вполне достаточно будет заверить документ подписью директора. В частности, так могут поступать организации, работающие на упрощенной системе, которые оплачивают налог на добавленную стоимость в качестве налоговых агентов в процессе приобретения государственного имущества или оформления его в аренду.

Помимо этого, теперь в разделах 10 и 11 отсутствуют строки, в которые прописывается дата оформления или получения счета-фактуры, и теперь там нужно переносить информацию из пункта 2 журнала учета таких счетов.

Как действовать сторонам

В процессе проведения камеральной проверки сотрудники налогового органа могут увидеть какие-либо ошибки или противоречия между реальными операциями и той информацией, которая была прописана в декларации по налогу на добавленную стоимость. Помимо этого, могут обнаружиться также различные несоответствия между информацией о налогоплательщике в поданной декларации и той, которая находится в отчетности по налогу на добавленную стоимость другого налогоплательщика.

В том случае, если такие ошибки привели к сокращению суммы налогообложения, то в таком случае налоговый орган должен отправить уполномоченному плательщику уведомление с требованием о подаче пояснений, прикладывая соответствующие табличные формы, которые приводятся в соответствующих приложениях к законным рекомендациям.

После того, как налогоплательщик получает от сотрудников налогового органа соответствующее требование, в первую очередь, ему нужно будет предоставить в налоговый орган соответствующую квитанцию, которая подтвердит получение им требования, на протяжении шести дней с момента отправки документа со стороны налогового органа. В случае несоблюдения этого требования компания может пожать негативные последствия, вплоть до полной остановки банковских операций или электронных переводов.

Далее у организации будет пять дней для того, чтобы внести корректировки в соответствующую документацию или представить пояснения сотрудникам налогового органа. Несмотря на то, что на сегодняшний день законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за нарушение пятидневного срока, затягивать с их представлением не стоит, так как в дальнейшем налоговый орган может провести еще целый ряд проверок документации и деятельности компании.

Памятка налогоплательщику

Стоит отметить несколько ключевых моментов, которые должен знать каждый налогоплательщик:

  • требование о выдаче пояснения оформляется в процессе проведения камеральной проверки в случае обнаружения расхождения в представленных данных;
  • подавать пояснения нужно в течение пяти рабочих дней с момента получения требования;
  • пятидневный срок отсчитывается с момента получения требования налогоплательщиком;
  • в случае с электронной формой отсчет начинается с даты отправки квитанции.

Инструкция по оформлению пояснения к декларации по НДС

Для начала нужно передать налоговым органам электронную квитанцию о приеме требований о предоставлении пояснений. Квитанцию нужно передать на протяжении шести рабочих дней с момента отправки требования, причем, если квитанция не будет передана в указанные сроки, то в таком случае на протяжении десяти рабочих дней с момента истечения срока налоговые органы получат право полностью заблокировать банковские счета и электронные переводы компании.

Далее нужно определиться с тем, в каких именно пунктах налоговая инспекция нашла какие-либо противоречия, причем сделать это не так сложно, так как перечень операций обязательно указывается в полученном требовании. По каждой записи из этого перечня налоговая инспекция должна указать один из четырех кодов возможной ошибки.

После этого нужно будет повторно проверить правильность оформления налоговой декларации в соответствии с обнаруженными несоответствиями. В частности, можно сверить записи в декларации со счетами-фактурами, обращая отдельное внимание на корректность заполнения реквизитов в тех записях, по которым были найдены несоответствия.

В конечном итоге нужно будет подать в отделение налоговой службы уточненную декларацию или же пояснения, если обнаруженные ошибки не сказываются на сумме рассчитанного налога или в принципе отсутствуют.

Особые случаи процедуры

Для того, чтобы подать пояснения без каких-либо повторных непониманий или ошибок, лучше всего запомнить все ключевые нюансы данной процедуры, которые должны учитываться в процессе оформления декларации.

Коды ошибок

Для того, чтобы определиться с тем, что именно указывается в требовании о представлении пояснений, нужно помнить перечень кодов ошибок, установленных Федеральной налоговой службы:

Код «1» Указывается в том случае, если запись об определенной операции не указывается в декларации контрагента или же он вообще не предоставил отчетность по указанному отчетному периоду. Помимо этого, данный код может прописываться также в случае подачи контрагентом нулевой декларации или же при отсутствии возможности идентифицировать запись об этом счете в связи с допущенными ошибками.
Код «2» Пишется тогда, когда информация об операции, указанная в разделах №8 и №9, не соответствует друг другу в декларации налогоплательщика (к примеру, в процессе принятия к вычету суммы налога на добавленную стоимость по ранее рассчитанным авансовым счетам).
Код «3» Прописывается тогда, когда обнаруживаются несоответствия в информации об операциях, прописанной в разделах №10 и №11 в оформленной декларации».
Код «4» Означает, что, вероятно, налогоплательщик допустил ошибки в процессе заполнения определенных граф, причем в скобках обязательно указывается номер графы, где может присутствовать данная ошибка.

Что не включено в книгу продаж

Требования по информации, не включенной в книгу продаж, указываются в том случае, если покупатель отражает в своей декларацию сделку с продавцом, в то время как последний этого не сделает. Теоретически подобные требования могут подаваться на протяжении трех месяцев проверки, но, скорее всего, будут поданы в течение двух недель с момента отправки.

В электронном ответе нужно указать данные в разных таблицах ответа на требование в зависимости от различных условий. Если сделка подтверждена, то в таком случае счет-фактуру нужно подавать в таблицу с пояснением расхождений, указывая всю информацию о контрагенте. Если же сделка не подтверждается, то в таком случае нужно включить в таблице с неподтвержденными сделками.

Если же плательщик просто забыл отобразить этот счет-фактуру в , то в таком случае в нее нужно будет включить , после чего отправить уточненную отчетность в течение следующих пяти рабочих дней.

Электронный формат

Электронные пояснения к налоговой декларации должны оформляться в специальном формате, утвержденном приказом Федеральной налоговой службы №ММВ-7-15/682. Для этого можно воспользоваться специальными бухгалтерскими системами, которые имеют функцию ведения отчетности в формате XML или же пользоваться программой, предоставленной спецоператорами, через которых осуществляется сдача электронной отчетности.

Нужно будет найти в программе оператора перечень требований к декларации, и выбрать из нее то, на которые будет нестись ответ. ИФНС присылает требования в форматах XML или PDF/ После того, как будет заполнена соответствующая форма, нужно будет открыть форму ответа на требование, заполнить ее и загрузить соответствующий файл в программу спецоператора.

Куда и как отправлять

Если после сверки с контрагентами или проведения проверки первичной документации обнаруживается ошибка, в связи с которой декларация включает в себя неправильные данные, многие задаются вопросом о том, что именно должно подаваться в отделение налоговой – уточненная декларация или уточнение. В данном случае все зависит от того, привело ли это к снижению налоговой базы.

Если ошибка привела к занижению налоговой базы, в налоговую службу нужно будет обязательно подать уточненку, в то время как при обнаружении переплаты или если ошибки вообще никак не сказались на сумме налога, можно вполне ограничиться подачей пояснения.

Часто задаваемые вопросы

В данной памятке стоит рассмотреть несколько ключевых вопросов, которыми чаще всего задаются обязанные налогоплательщики:

Когда и в какие сроки нужно отправлять квитанцию о приеме требований? Квитанция должна отправляться в электронной форме на протяжении шести рабочих дней с момента отправки требования.
Когда нужно отправить пояснения? Налогоплательщик должен подать пояснения или же внести соответствующие корректировки на протяжении пяти дней с момента получения сообщения.
Можно ли продлить этот срок? Действующее законодательство не предусматривает возможность продления сроков.
Что нужно делать после получения требования? Детально изучить полученный документ, обращая отдельное внимание на все представленные коды ошибок, после чего самостоятельно провести проверку документов и корректность заполнения различных реквизитов.
Нужно ли подавать пояснения, если при проведении сверки счетов-фактур не было обнаружено нарушений? Если не было ошибок в процессе проверки, об этом факте нужно отправить уведомление сотрудникам налоговой службы.
Когда нужно подавать пояснение и уточненную декларацию? Последний документ подается только в том случае, если ошибка привела к сокращению суммы налога, в то время как отсутствие влияния на сумму или ее увеличение предусматривает только обязанность в подаче пояснения.
Как нужно оформлять пояснения? Действующее законодательство не предусматривает конкретной формы, утвержденной для подачи пояснений.
Нужно ли подавать пояснение с какими-то документами? Налогоплательщик должен подавать дополнительно также выписки из регистров или другие бумаги, которые подтвердят правдивость указанной информации.
Могут ли отказать в приеме пояснений? Да, но только в случае нарушения формата подачи пояснений.
Что делать в случае отказа в приеме пояснений в электронной форме? Вновь проверить правильность составления документа или оформить пояснения на бумажном носителе и подать их в налоговое отделение.
Отправляют ли плательщикам уведомления о получении пояснений? Пояснения будут считаться принятыми только в том случае, если налогоплательщик получит уведомление о приеме со специальной электронной подписью.
Что может быть, если пояснения не будут учтены, и это обнаружится в процессе камеральной проверки? Если после подачи пояснений ошибки так и не были устранены, налоговый орган может проводить различные мероприятия для обеспечения контроля в полном соответствии с нормами Налогового кодекса.
Нужно ли органам уведомлять плательщика об устранении выявленных расхождений? Если ранее обнаруженные расхождения были полностью устранены, налоговые органы не должны обязательно уведомлять об этом налогоплательщиков.
Что предусмотрено в случае отказа от подачи пояснений? Налоговые органы требуют у плательщика счета-фактуры, а также другие документы, которые относятся к операциям, данные по которым были внесены с ошибками.

Учитывая все эти нюансы, плательщики могут подавать документы в налоговые органы без каких-либо ошибок и проблем со стороны государственных служащих.

Случайные статьи

Вверх