Феодорит церковная история. Феодорит Кирский, блж. Творения, оригинальный текст

Почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит с юных лет был в сношениях с местными подвижниками и, может быть, сам некоторое время воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца . Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков.

В то время небольшой городок Кирр был центром военного управления на Востоке в провинции Евфратисия . Здесь блаженный Феодорит обнаружил самую широкую деятельность как администратор и пастырь; его влияние, ввиду и личных качеств, и близости к разным высокопоставленным лицам, простиралось далеко и за пределы его епархии (при патриархах Антиохийских Иоанне и особенно Домне).

Его кафедра, расположенная в Евфратской Сирии , заведовала восьмьюстами приходов и требовала неослабной деятельности со стороны епископа, так как жители ее несли тяжкое бремя бедности, а также из-за обилия еретических обществ в кирском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла. Раздав еще в Антиохии часть своего имения бедным, он остальную его часть использовал на благоустройство города Кирра. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, выстроил собор, создал форум, украшенный портиками, для народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. В личных своих средствах он настолько был скромен, что кроме одежды у него ничего не было.

Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов , целые поселения евномиан и ариан , так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики ингода преследовали его с намерением забить камнями.

Владыка Феодорит также не редко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь внимала шесть лет при епископе Феодоте и тринадцать при епископе Иоанне , с которым, как и с Константинопольским епископом Несторием , он был в особенно тесных дружеских отношениях.

По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями Веры обличал новые ереси. В одно время, когда он находился в Антиохии, к Антиохийскому епископу Иоанну принесли послание епископов Александрийского Кирилла и Римского Келестина с объявлением о неправоверии Нестория. Феодорит, бывший тогда при Иоанне, советовал Антиохийскому предстоятелю известить обвиняемого Нестория о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Между тем Александрийский епископ Кирилл уже написал самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых его догматических мнений. Копия этого послания была доставлена в Антиохию, и епископ Иоанн поручил Феодориту опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в году в Ефесе составлялся уже III Вселенский Собор для рассмотрения догматических мнений Нестория. Будучи приглашены на Собор, Иоанн и Феодорит не успели явиться вовремя и не признали правомочность соборных решений, за что были лишены церковного общения соборным определением.

Император Маркиан возвратил Феодориту свободу, но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на Халкидонский Собор в году. Осужденный в Ефесе в году, он еще до Халкидонского Собора был восстановлен властью папы Льва Великого и выступил самым усердным почитателем и распространителем его "томоса". Но доказывая свою правоту согласием с ним, он заранее возбуждал этим в своих противниках подозрение относительно православия последнего. На Халкидонский Собор он был введен по особому повелению императора, ввиду оправдания его папой, и там выступал со справкой относительно согласия Льва с Кириллом . На восьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева . Ему отвечали что пересмотр писаний в этом отношении не нужен и что Феодориту остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему . Убежденный, блаженный Феодорит сделал это и был объявлен православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию, а император отменил касательно его указ Феодосия. После этого, прибыв в Кирр , он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер около года.

В году V Вселенский Собор осудил некоторые смущающие Церковь писания блаженного Феодорита, но самого его, как отказавшегося от ложных мнений и скончавшегося в мире с Церковью, счел православным.

Труды

Блаженный Феодорит оставил после себя много сочинений, отличающихся силою назидательности, чистотою учения и богатством исторических сведений. В полном составе дошедшие до нас его прозведения были изданы аббатом Гарнье и Сирмондом. Кроме этих сочинений, Феодорит написал много других, не дошедших до нас, среди которых - Пенталог , Книга о девстве , Книга против Евтихия и Нестория , Книга Иудеев и другие. Дошедшие до нас работы включают в себя:

  1. Вопросы на осьмикнижие и на книги Царств и Паралипоменон - Объяснение некоторых трудных мест в этих священных книгах.
  2. Толкования на все Псалмы , на Песнь Песней , на пророчества Исаии , Иеремии , Иезекииля и Даниила , на двенадцать малых пророков и на все послания апостола Павла .
  3. Боголюбец, или история благочестивой жизни - книга, содержащая в себе жизнеописания современных Феодориту тридцати пустынников, творивших много чудес силою крестного знамения , святой воды и благословенного елея .
  4. Речь о любви - написанная в добавление к Боголюбцу , чтобы представленными в той книге примерами постоянства и терпения укрепить души людей, подвергающихся гонениям.
  5. Послания разным лицам - 147 посланий.
  6. Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах - В первой книге Феодорит рассматривает ереси, принимавшие два начала и доказывавшие, что Боговоплощение было только кажущееся; во второй - те, которые признавали Христа простым человеком; в третьей - ряд ересей, в частности монтанистов и новациан ; в четвертой - новейшие ереси от Ариевой до Несториевой ; в пятой блаженный Феодорит излагает учение Православной Церкви , как слово обличения всех вообще еретиков.
  7. Эранист или Полиформ (т. е. Собиратель или Разновидный ) - сочинение, состоящее из трех разговоров против евтихиан . Феодорит дал ему такое заглавие потому, что обличаемая в нем ересь была смесью заблуждений Маркиона, Валента, Аполлинария и Ария. Первый разговор назвал он «неизменным», поскольку в нем доказывается, что Слово, став плотию, не изменилось; второй - «несмешанным», поскольку в нем утверждается, что в Иисусе Христе природа Божественная и природа человеческая существенно различны; третий - «не страдающим», поскольку в нем объясняется, что Божество, по существу своему, страдать не может. В конце этого сочинения те же самые положения доказываются посредством силлогизмов .
  8. Десять бесед о промысле - одно из превосходнейших произведений древнего христианского витийства, показывающее обширность познаний в философии, глубину мыслей и мастерское владение словом.
  9. Обличение двенадцати анафематств Кирилла - сочинение, написанное по поручению Антиохийского епископа Иоанна , бывшее плодом недоразумений относительно нового вопроса, возникшего тогда в Церкви по поводу учения Нестория .
  10. О врачевстве эллинских предрассудков - сочинение, состоящее из двенадцати речей, содержащих в себе апологию Христианства против идолопоклонников . В нем собано много сказаний о богословии древних язычников, о нечестии их философов и о пороках, которыми они унижали свою науку. В нем доказывается также, что почитание, какое христиане воздают

Феодорит Кирский (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) - 457) - ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические. Но сам он был оправдан еще на четвертом вселенском соборе, после того как анафемствовал еретика Нестория.

Жизнеописание

Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя - неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна.

В 423 г. Феодорит сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Феодорит приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Феодорит был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Феодорит являл в грубом и развращенном веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Феодорит имел две страсти - к уединению и бедности; вторую страсть он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности.

Еще в Антиохии Феодорит роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира - построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. «У меня ничего нет»,- пишет Феодорит другу,- «ни дома, ни могилы; платье на мне составляет все мое имущество». Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Феодориту привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия.

Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви - св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

Несторий учил, что Богородицу следует называть «антропотокос», а не «теотокос», то есть что она родила человека. Это учение и вызвало к полемике св. Кирилла, защищавшего символ Никейского собора в том смысле, что в Спасителе есть ипостасное единство двух начал. Против толкования св. Кирилла выступил Феодорит, защищавший по форме учение Нестория, но по существу стоявший на почве св. Кирилла. Феодорит защищал учение о двух естествах в одном лице, причем центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на ипостасном единстве. На Ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, произошло разделение епископов: противники Нестория объединились вокруг св. Кирилла, а противники св. Кирилла, формально поддержавшие Нестория, составили свой «соборик» во главе с Антиохийским епископом Иоанном и Феодоритом в качестве «богословского эксперта». Результаты работы обоих соборов не были утверждены императором, однако впоследствии именно собор св. Кирилла был признан «Вселенским».

Спор Феодорита с Кириллом продолжался до весны 433 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Феодоритом. Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии. В Константинополе появилось новое христологическое заблуждение, которое распространял архимандрит одного столичного монастыря Евтихий. В противность Несторию, Евтихий настаивал реальности только божественной природы во Христе. Он отказывался говорить, что Христос един «в двух природах», говоря, что Христос «из двух природ» до воплощения, а по воплощении в Нем усматривается только одна реальная природа Его Божества. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домн, епископ антиохийский, донес в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Феодорита.

Спор из-за Евтихия с Диоскором велся последним непристойно; против Феодорита были пущены в ход все средства; и в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако Диоскор желал не административного, а соборного осуждения Феодорита; он достиг этого на т.н «разбойничьем» соборе в Ефесе в 449 г., на котором Феодорит был низложен. Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился к римскому папе св. Льву I с апелляцией. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а халкидонский собор 451 г. принял Феодорита после того, а как он с явной неохотой был вынужден произнести «анафему» на Нестория (9-я сессия собора 26-го октября 451 г.).

Феодорит был достаточно разносторонним писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма.

Сочинения Феодорита

Сочинения Феодорита по-латыни изданы в Кельне, в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, томы 80 - 84. Критика текста Феодорита оставляет желать весьма многого; на рус. языке имеется перевод некоторых произведений Ф. в московск. издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Феодорита, при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Феодорита касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Феодорита носит название «Эранист» и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Феодорита: «Против магов персидских», «Против иудеев» и «Врачевание эллинских недугов». Два первых сочинения утрачены; при составлении «Врачевания» Феодорит пользовался сочинениями Плутарха, Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия.

Феодорит учит, что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Феодорит видит лишь тень истины. Самый важный труд Феодорита, без сомнения - его «История церкви», написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Феодорита служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Феодорита, служащий дополнением к истории церкви - «Еретические басни»; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Феодорита служили сочинения Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Феодорита написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости.

Где получил отличное образование; кто были его учителя - неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна.

Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви - св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором . В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория . Главным вопросом, волновавшим церковь в в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

Несторий учил, что Богородицу следует называть «антропотокос», а не «теотокос», то есть что она родила человека. Это учение и вызвало к полемике св. Кирилла, защищавшего символ Никейского собора в том смысле, что в Спасителе есть ипостасное единство двух начал. Против толкования св. Кирилла выступил Феодорит, защищавший по форме учение Нестория, но по существу стоявший на почве св. Кирилла. Феодорит защищал учение о двух естествах в одном лице, причем центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на ипостасном единстве. На Ефесском соборе г., созванном для суда над Несторием, произошло разделение епископов: противники Нестория объединились вокруг св. Кирилла, а противники св. Кирилла, формально поддержавшие Нестория, составили свой «соборик» во главе с Антиохийским епископом Иоанном и Феодоритом в качестве «богословского эксперта». Результаты работы обоих соборов не были утверждены императором, однако впоследствии именно собор св. Кирилла был признан «Вселенским».

Спор Феодорита с Кириллом продолжался до весны г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Феодоритом. Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии. В Константинополе появилось новое христологическое заблуждение, которое распространял архимандрит одного столичного монастыря Евтихий. В противность Несторию, Евтихий настаивал на реальности только божественной природы во Христе. Он отказывался говорить, что Христос един «в двух природах», говоря, что Христос «из двух природ» до воплощения, а по воплощении в нем усматривается только одна реальная природа его божества. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домн, епископ антиохийский, донес в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Феодорита.

Спор из-за Евтихия с Диоскором велся последним непристойно; против Феодорита были пущены в ход все средства; и в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако Диоскор желал не административного, а соборного осуждения Феодорита; он достиг этого на т.н «разбойничьем» соборе в Ефесе в г., на котором Феодорит был низложен. Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился к римскому папе св. Льву I с апелляцией. По смерти Феодосия, в г., император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а халкидонский собор г. принял Феодорита после того, а как он с явной неохотой был вынужден произнести «анафему» на Нестория (9-я сессия собора 26-го октября 451 г.).

Феодорит был достаточно разносторонним писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики , догматики , апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма.

Сочинения Феодорита

Сочинения Феодорита по-латыни изданы в Кельне, в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, томы 80 - 84. Критика текста Феодорита оставляет желать весьма многого; на русском языке имеется перевод некоторых произведений Ф. в московском издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Феодорита, при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Феодорита касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Феодорита носит название «Эранист» и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Феодорита: «Против магов персидских», «Против иудеев» и «Врачевание эллинских недугов». Два первых сочинения утрачены; при составлении «Врачевания» Феодорит пользовался сочинениями Плутарха , Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия.

Феодорит учит, что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Феодорит видит лишь тень истины. Самый важный труд Феодорита, без сомнения - его «История церкви», написанная в г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от до г. Источниками для Феодорита служили сочинения Евсевия , Руфина , Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Феодорита, служащий дополнением к истории церкви - «Еретические басни»; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Феодорита служили сочинения Иустина Философа , Иринея, Климента, Оригена , Евсевия и др. Сочинение Феодорита написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости.

Литература

Переводы

Русские переводы:

  • Поучительные слова о промысле… / Пер. Н. Малинина. М., 1784. 271 стр.
  • Толкование на послание к евреям. СПб., 1843. 136 стр.
  • Краткое изложение божественных догматов. СПб., 1844. 137 стр.
  • Феодорит . Церковная история. СПб., . 380 стр.
    • переизд. с примеч. М. А. Тимофеева: М.: Росспэн, 1993. 240 стр.
  • История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках. СПб., . 236 стр.
    • переизд.: М., 1996. 233 стр.
  • Феодорит Киррский . Творения. / Пер. Московской духовной академии. М., 1855-1857, 1907-1908.
    • Ч. 1. (Т. 26.) Изъяснение трудных мест божественного писания по выбору. 1855. 513 стр.
      • переизд.: [Творения. Т. 1]. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: ИС РПЦ. 2003. 480 стр.
    • Ч. 2. (Т. 27.) Толкование на сто пятьдесят псалмов. 1856. 401 стр.
      • переизд.: [Творения. Т.2]. Изъяснение псалмов. М.: ИС РПЦ. 2003. 536 стр.
    • Ч. 3. (Т. 28.) То же. 1856. 454 стр.
    • Ч. 4. (Т. 29.) Толкования на видения пророка Даниила. 1857. 452 стр.
    • Ч. 5. (Т. 30.) Толкования на пророков Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию, Малахию. 1857. 394 стр.
    • 2-е изд.: Ч. 1-5. Сергиев Посад, 1905-1907.
    • Ч. 6. Сокращенное изложение Божественных догматов. 1908. 776 стр.
    • Ч. 7. Письма. Вып. 1. № 1-150. / Пер. Н. Глубоковского. 1907. 233 стр.
    • Ч. 8. То же. Вып. 2. № 151-268. (Т. 68.) 1908. С. 233-521.

Новые переводы:

  • Памятники византийской литературы IV-IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука. 1968. С. 127-131.
  • История боголюбцев с прибавлением «О божественной любви». / Вступ. ст. и новый пер. А. И. Сидорова. (Серия «Библиотека отцов и учителей церкви»). М.: Паломник, 1996. 447 стр.

Исследования

О Феодорите см. Н. Глубоковский, «Блаженный Ф., епископ кирский, его жизнь и литературная деятельность» (М., 1890, 2 т.). Здесь приведена и литература предмета. О экзегетическом творчества блаж. Ф. см. J.-N. Guinot, «L’exégèse de Théodoret de Cyr» (Paris, 1995) (Théologie historique, 100). Для характеристики эпохи, в которой действовал Феодорит, ср. Am édée Thierry, «Récits de l’histoire romaine au V siècle. Nestorius et Eutychès. Les grandes hérésies du V siè cle» (Пар:, 1878).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Блаженные
  • Церковные деятели IV века
  • Антиохийская богословская школа
  • Умершие в 457 году
  • Историки Древнего Рима
  • Историки церкви
  • Историки V века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Феодорит Кирский" в других словарях:

    - (ок. 393 ок. 458) христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат Эранист (против монофизитов), Церковная история (от 324 до 429), Компендий еретических басен (против… … Большой Энциклопедический словарь

    - (около 393 около 458), христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат «Эранист» (против монофиситов); «Церковная история» (от 324 до 429); «Компендий еретических басен»… … Энциклопедический словарь

    Феодорит Кирский - ФЕОДОРИ́Т КИ́РСКИЙ (ок. 393 – ок. 458), христ. богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологич. школы. Апологетич. трактат Эранист (против монофиситов); Церковная история (от 324 до 429); Компендий еретических басен… … Биографический словарь

    Феодорит Кирский (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) 457) ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, блаженный, епископ кирский. Содержание 1 Жизнеописание 2 Сочинения Феодорита … Википедия

    Феодорит: Феодорит Кирский (386 457) ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ кирский. Феодорит (митрополит Литовский) Феодорит Кольский (1481 1571) просветитель лопарей, святой Русской церкви в лике преподобных.… … Википедия

    ФЕОДОРИТ (θεοώρητος) Кирский (ок. 393, Антиохия ум. 457/465) церковный деятель и богослов, видный представитель Антиохийской школы. С 423 епископ г. Кир(р)а. Активный участник христологических споров. На Эфесском соборе 431 выступил в защиту… … Философская энциклопедия

    Блаженный епископ кирский (386 (393?) 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом.… …

    Большая биографическая энциклопедия

    Епископ кирский (386 (393?) 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Флавий Клавдий Иовиан лат. Flavius Claudius IOVIANUS … Википедия

Книги

  • Толкование на Послания святого апостола Павла , Феодорит Кирский , "Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла" - классический экзегетический труд известного представителя христианской Антиохий-ской школы V века, богослова, экзегета и… Категория:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) К досье Меня

ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ, еп., блж. (ок.393 - ок.466), сир. богослов, экзегет, церк. деятель, представитель *антиохийской школы. Род. в Антиохии в богатой семье, к-рая позаботилась дать ему разностор. классич. образование. В то же время он рано начал иноческую жизнь (мать Ф. с рождения посвятила его Богу). Большое влияние на него оказали труды свт.*Иоанна Златоуста и *Феодора Мопсуестского. Родным языком Ф. был сирийский, но он знал и др. языки. В частн., он блестяще владел греч. яз. (патр.*Фотий позднее отмечал совершенство его греч. стиля). В Антиохии Ф. посвятили во диакона, а в 423 избрали на епископскую кафедру Кирра, небольшого города близ Антиохии, в округе к-рого имелось 800 храмов. Епархия оказалась трудной. В ней было много нехристиан (язычников и иудеев); кроме того, целые поселки были заражены арианством, евномианством, учением *Маркиона. За 30 с лишним лет святительства Ф. положение намного улучшилось. В 448 Ф. писал консулу Ному: «По божественной благодати у нас не осталось ни одного еретического плевела». Будучи епископом, Ф. вел аскетический образ жизни, самоотверженно заботясь о духовных и материальных нуждах паствы.

«До епископства, - писал он тому же консулу, - я проводил время в монастыре и против воли принял епископскую хиротонию... Я не принимал ни от кого ни овола, ни одежды; никто из живущих со мною никогда не брал ни единого хлеба или яйца. Я не дозволял себе приобрести ничего кроме рубищ, в которые одет. На церковные доходы я поставил портики для народа, выстроил два огромных моста, заботился об общественных банях, из протекающей вблизи реки провел водопровод в город».

Человек, любивший мир, ученые занятия и труды на благо общества, Ф. был вовлечен в политич. и церк. распри, вспыхнувшие в связи с борьбой между свт.*Кириллом Александрийским и патр.Несторием. Вначале Ф. был на стороне Нестория, т.к. считал, что *христология свт.Кирилла ведет к отрицанию человеческой природы Христа Спасителя (позднее монофизиты истолковали учение свт.Кирилла именно в этом направлении). Но затем Ф. признал православие свт.Кирилла. Спор возобновился с возникновением «евтихианства», т.е. монофизитства. В этой борьбе Ф. пришлось много пострадать, обращаться за заступничеством к свт.Льву, папе Римскому. На *Вселенском соборе в Халкидоне православие Ф. было признано лишь после того, как он осудил Нестория (451). В момент смерти он считался признанным православным учителем Востока. Однако через 100 лет, когда визант. имп. Юстиниан задумал примириться с монофизитами, нек-рые догматич. сочинения Ф. (особенно направленные против свт.Кирилла) были осуждены (V Вселенский собор).

Ф. был плодовитым писателем. Кроме экзегетич. произведений ему принадлежат «История Церкви», жития 36-ти святых, апологетич. труд «Лечение языческих недугов», догматико-полемич. диалоги и памфлеты, в частн., кн. «Против ересей».

Будучи приверженцем методов антиохийской школы, Ф. предпочитал буквальный смысл Писания, хотя и не отрицал наличия в нем *метафор и др. форм иносказаний. Только фантастич. гипотезы аллегористов вызывали у него решительный протест («вымыслы суесловов», «бред пьяных старух»). Не углублялся Ф. и в филологич. тонкости исследования, хотя иногда сравнивал греч. и сир. тексты с еврейскими. Главную свою задачу он видел в уяснении прямого и нравств. смысла Писания, следуя в этом за свт.Иоанном Златоустом. Его комментарии «всего чаще парафратические и смысл слов выражается не многословно, но ясно и довольно живо» (архиеп.*Филарет Гумилевский). Хотя Ф. многим был обязан Феодору Мопсуестскому, он не соглашался с его мнением об объеме библ. *канона.

Большая часть экзегетич. трудов была написана Ф. в пору его святительства. «Вопросы на Восьмикнижие» (*Пятикнижие, Ис Нав, Суд, Руф) содержат толкование лишь отдельных наиболее спорных и неясных мест. В этом труде Ф. одним из первых отверг мнение, будто авторы Ис Нав и Суд являются современниками описываемых ими событий. Они, согласно Ф., жили позднее (Вопр. на Ис Нав, 14; на Суд, 2). Комментируя Кн.Руфи, толкователь отмечал, что скромная моавитянка введена ев.Матфеем в *родословие Спасителя, чтобы подчеркнуть *универсализм Евангелия (Вопр.1). Саму книгу он относит ко времени царя Давида. В кн. «Вопросы на Кн.Царств и Паралипоменон» Ф. также одним из первых выдвинул мнение о постепенном формировании ряда свящ. книг; в частн., Царств (Вопр. на 4 Цар, 49). За неск. лет до создания комментариев на Пятикнижие и *Исторические книги Ф. написал толкование на Псалтирь, построенное в форме связного изложения. В предисловии к нему он говорит: «Прочитав разные толкования и нашедши, что одни с великой неумеренностью вдавались в иносказания, а другие прилагали пророчества к каким-либо прежним событиям... полезным признал я избегать крайностей тех и других». В самом раннем своем экзегетич. сочинении «Толкование на Песнь Песней» Ф. не пошел по пути Федора Мопсуестского и прибег к символико-прообразовательному объяснению, ставшему в его время уже традиционным (земная любовь как символ отношения Бога к Церкви). Ф. написал также комментарий к Ис, Иер, Вар, Плач, Дан и *Малым пророкам. Наибольшей известностью пользуется его толкование на 14 посланий ап.Павла (один из последних по времени экзегетич. трудов Ф.). Парафратическому изъяснению текста предпослано предисловие, в к-ром комментатор рассматривает хронологию посланий (в частн., он считает 1 Фес самым ранним из них; это мнение до сих пор остается общепризнанным в библеистике). В методе и стиле изложения Ф. очень близок к свт.Иоанну Златоусту.

u M i g n e. PG, t.80-84; Kommentar zu Jesaia, (hrsg. Mohle A.) B., 1932; в рус. пер.: Творения блж. Феодорита, еп. Киррского, т.1-7, М., 1955-61; т о ж е, Серг.Пос., т.1-7, 1905-07; Повесть о людях, преданных Богу или о подвижнической жизни, в кн.: Памятники визант. лит-ры IV-IX веков, М., 1968.

l *Г л у б о к о в с к и й Н.Н., Блаженный Ф., еп. Киррский. Его жизнь и лит. деятельность, М., 1890, т.1-2 (наиб. полное исследование на рус. яз. с указанием библиогр.); И в а н о в Н., Блаженный Ф., еп. Киррский, ЖМП, 1957, № 10; Р а д л о в Э., Ф., блаженный, ЭСБЕ, т.41а; иностр. библиогр. см. в Q u a s t e n. Patr., 1966, v.3, р.936-94; NCE, v.14; ODCC, p.1360, а также в ст. Святоотеческая экзегеза.

Труды: Migne PG t.80-84

Переводы на русский язык:

Творения блж. Феодорита, еп. Киррского, т.1-7. - М., 1955-61; (2-е изд. - Сергиев Посад, т.1-7. - 1905-07).

Феодорит Кирский. Повесть о людях, преданных Богу или о подвижнической жизни, в кн.: Памятники византийской литературы IV-IX веков. - М., 1968.

Феодорит, еп.Кирский. Церковная история. - М., 1993.

Феодорит, еп. кирский. История боголюбцев. - М., 1996 (1-е. изд.: СПб., 1853).

Феодорит, еп. Кирский. Десять слов о промысле. - М., 1996.

Литература:

Глубоковский Н. Бл.Феодорит. епископ Кирский, его жизнь и литературная деятельность. - М., 1890.
Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии.// ВВ. - 1982, т.43. - С.18-20.
Koch G. Strukturen und Geschichte des Heils in der Theologie des Theodoret von Kyros. - Frankfurt, 1974.
Canivet P. Le Monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. - Paris, 1977.
Azema Y. La Date de la mort de Theodoret de Cyr.//Pallas. - 1984, N 31. - P.137-155; 192-193.

Блаженный Феодорит. - Основное издание Syrmond , І-ІV, Р. 1642; t. V. Garnier -Harduin , 1684; повтореио Schultze, Halae, 1769-1774; y Migne , t. t. 80-84. Церковная история переиздана L. Parmentier в Берл. корпусе (1911). Русский перевод при Моск. дух. Академии (6 томов, М. 1852-1859; 2 изд., 7 томов, 1905-1907) Письма переведены H. H. Глубоковским. Церковная история переведена при Спб. д. академии, 1852. - Лучшая книга ο блаженный Феодорите: Н. Н. Глубоковский, Блаженный Феодорит, епископ Киррский, Его жизнь и литературная деятельность, 2 тома, М. 1890; срв. отзыв В. В. Болотова, Theodoretiana, Христ. Чтение, 1892, июль-август, 58-164. Срв. Ad. Bertram , Theodoreti ер. Cyrensis doctrina christologica, 1883; J. Lebon , Restitutions а Theodorиte de Cyr, Rev. hist. eccl. XXVI. 1930.

Феодорит Блаженный

епископ кирский (386 (393?) - 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя - неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Ф. до епископства мало известна. В 423 г. Ф. сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Ф. приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Ф. был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Ф. являл в грубом и развращенном веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Ф. имел две страсти - к уединению и бедности; вторую страсть он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности. Еще в Антиохии Ф. роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира - построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. "У меня ничего нет", пишет Ф. другу, "ни дома, ни могилы; платье на мне составляет все мое имущество". Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Ф. привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия. Ф. пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви - св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа. Несторий учил, что Богородицу следует называть "антропотокос", а не "теотокос", т. е. что она родила человека. Это учение и вызвало нападки св. Кирилла, защищавшего символ Никейского собора в том смысле, что в Спасителе есть ипостасное единство двух начал. Против толкования св. Кирилла выступил Ф., защищавший по форме учение Нестория, но по существу стоявший на почве св. Кирилла. Ф. защищал учение о двух естествах в одном лице, причем центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на ипостасном единстве. На ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, антиохийцы, предводительствуемые Ф., одержали верх над св. Кириллом, который был осужден вместе с Несторием. Спор Ф. с Кириллом продолжался до 436 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Ф. Однако, Ф. не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии. Место Нестория занял Евтихий, защитник монофизитской ереси. В противность Несторию, Евтихий настаивал на божественной природе Христа; Богородица нисколько не передала Христу человеческой природы; Христос тожествен по природе Богу Отцу; и по телу, и по душе Он принадлежал Божественной субстанции. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домна, епископ антиохийский, донес в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Ф. Спор из-за Евтихия с Диоскором велся последним непристойно; против Ф. были пущены в ход все средства; и в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако, Евтихий желал не административного, а соборного осуждения Ф.; он достиг этого на "разбойничьем" соборе в Ефесе в 441 г., на котором Ф. был низложен. Жестоко поруганный и опозоренный, Ф. удалился в Апамейский монастырь и обратился к папе Льву, ища правды. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маршан восстановил Ф. в его правах, а халкидонский собор 451 г. принял Ф. как епископа и признал его христологическую формулу правильной, т. е. признал ее истинным выражением апостольского вероучения. Ф. умер в момент общего признания его заслуг, но и после смерти его имя его и учение часто подвергалось гонениям со стороны монофизитов, при императорах Анастасии I и Юстиниане.

Ф. был самым разносторонним и глубоким писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма. Сочинения Ф. по-латыни изданы в Кельне, в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, томы 80 - 84. Критика текста Ф. оставляет желать весьма многого; на рус. языке имеется перевод некоторых произведений Ф. в московск. издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Ф., при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Ф. касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Ф. носит название "Эранист" и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Ф.: "Против магов персидских", "Против иудеев" и "Врачевание эллинских недугов". Два первых сочинения утрачены; при составлении "Врачевания" Ф. пользовался сочинениями Плутарха, Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия. Ф. учит,что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Ф. видит лишь тень истины. Самый важный труд Ф., без сомнения - его "История церкви", написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Ф. служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Ф., служащий дополнением к истории церкви - "Еретические басни"; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Ф. служили сочинения Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Ф. написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости. О Ф. см. Н. Глубоковский, "Блаженный Ф., епископ кирский, его жизнь и литературная деятельность" (М., 1890, 2 т.). Здесь приведена и литература предмета. Для характеристики эпохи, в которой действовал Ф., ср. Amédée Thierry, "Récits de l"histoire romaine au V siècle. Nestorius et Eutychès. Les grandes hérésies du V siècle" (Пар:, 1878).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Феодорит Блаженный" в других словарях:

    Епископ кирский (386 (393?) 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Ф.… … Большая биографическая энциклопедия

    Феодорит блаженный - – епископ киррский (386 или 393 по 457), родом из Антиохии, рано поступил в монастырь св. Евпретия. Главным делом было обращение еретиков в Сирии, которых было чрезвычайно много. Он выступил против Нестория, а равно и Евтихия. Ф. известен… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Феодорит Кирский (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) 457) ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, блаженный, епископ кирский. Содержание 1 Жизнеописание 2 Сочинения Феодорита … Википедия

    ФЕОДОРИТ (θεοώρητος) Кирский (ок. 393, Антиохия ум. 457/465) церковный деятель и богослов, видный представитель Антиохийской школы. С 423 епископ г. Кир(р)а. Активный участник христологических споров. На Эфесском соборе 431 выступил в защиту… … Философская энциклопедия

    Блаженный епископ кирский (386 (393?) 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодорит. Феодорит Кирский (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) 457) ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ Кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодорит. Феодорит Кольский Имя в миру: Сергий Рождение: 1481 год(1481) … Википедия

    БЛАЖЕННЫЙ - [греч. μακάριος], 1) наименование (блаженный Василий) или 1 я часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика (чина) юродивых (см. Юродство); 2) именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника… … Православная энциклопедия

    ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ - еп., блж. (ок.393 ок.466), сир. богослов, экзегет, церк. деятель, представитель *антиохийской школы. Род. в Антиохии в богатой семье, к–рая позаботилась дать ему разностор. классич. образование. В то же время он рано начал иноческую жизнь (мать… … Библиологический словарь

    ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Прп. Илия Муромец. Икона. 1 я пол. XIX в. (Благовещенский собор Благовещенского мон ря в Муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 1 я пол. XIX в. (Благовещенский собор Благовещенского мон ря в Муроме)(† 1188 ?), прп., Киево Печерский (пам. 19 дек., во 2 … Православная энциклопедия

Книги

  • Блаженный Феодорит, епископ Киррский. том 1 , Н.Н. Глубоковский , Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1890 года Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1890 года (издательство… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель:
Случайные статьи

Вверх