Кто придумал и создал карты таро. Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения

Обращение «Трижды Величайший» было принято по отношению к Гермесу по той причине, что он - Великий Знающий и рассматривался величайшим среди философов, величайшим из всех жрецов и величайшим из всех царей и, согласно древним текстам, содержал в себе «три составные мудрости всего мира». Тота-Гермеса Трисмегиста почитали за пророка единого истинного бога, а Кирилл Александрийский (IV век от Р.Х.) сказал, что он первым исповедовал Святую Троицу.

История, к сожалению, не сохранила бесспорных доказательств относительно материального воплощения египетского бога Тота. Некоторые исследователи утверждают, что Тот, или как его еще называли Тутти, пришел на землю Египта после гибели острова Атлантида. Если принять во внимание время потопа погубившего цивилизацию атлантов, достаточно определенно указанное Платоном, то получится, что Тот объявился в Египте примерно в 9600 году до Р. Х. Но это не совсем совпадает с делами Тота, считающегося изобретателем письменности (или принесшим ее из Атлантиды), поскольку известная нам древнейшая летопись, не считая символического письма на колоннах храмов, датируется 4400 годом до Р. Х. Конечно, более древние источники письменности могли попросту не дойти до наших дней, или же Платон в своей «Критии» попросту ошибся на 5000 лет.

Поскольку Тот-Гермес мог быть выходцем из Атлантиды, а значит, являлся представителем некоей загадочной и высокой цивилизации, возможно, его образ является собирательным из так называемых «Падших Ангелов». Согласно «Книге Еноха», они были расой божественных существ, которые на древнееврейском языке назывались ирин — «те, кто смотрят» или «те, кто бодрствуют». На греческий язык этот термин был переведен как эгрегори или григори, что значит «стражи». Эти Стражи также встречаются на страницах древнееврейской «Книги Юбилеев». Их потомки назывались термином нефилим - на древнееврейском языке это слово означает «те, кто пал» или «падшие». В греческом переводе это гигантес, или «гиганты» — раса исполинов, описанная греческим поэтом Гесиодом (приблизительно 907 г. до н. э.) в поэме «Теогония». Как и в Библии, в книге древнегреческого поэта рассказывается о сотворении мира, о наступлении и закате «золотого века», о приходе расы исполинов и о Всемирном потопе.

Строфы 1 и 2 в начале главы 6 Книги Бытия гласят: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал». А строфа 4 главы 6 Книги Бытия продолжает: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

Историк С. Х. Хук в своей книге «Мифология Ближнего Востока» пишет: «За кратким и, по всей видимости, намеренно туманным упоминанием в 1 - 4 строфах главы 6 Книги Бытия лежит более распространенный миф о полубожественных существах, которые восстали против богов и были низвергнуты в преисподнюю… Фрагмент, изложенный авторами Библии, изначально представлял собой этиологический миф, объяснявший веру в существование исчезнувшей расы гигантов…».

Вполне возможно, что Хук прав, и если 1 - 4 строфы главы 6 Книги Бытия являются продуктом более древних ближневосточных мифов, значит давным-давно, на заре человеческой истории, на нашей планете, возможно, на острове Атлантида или на библейских землях, жила высшая и более совершенная раса полубожественных существ. Некоторые из ее представителей стали вступать в браки с женщинами из менее цивилизованных рас, в результате чего на свет появились гиганты. Однако затем на планету обрушилась череда глобальных катаклизмов, которые принесли с собой огонь, наводнение и тьму, положив конец господству расы полубожественных существ и их детей-гигантов.

Однако вернемся к «Книге Еноха». В первых главах автор пересказывает историю, изложенную в 6-й главе Книги Бытия и повествующую о том, как Сыны Божьи брали жен из числа смертных женщин. Далее говорится о том, что «в дни Иареда» (отца Еноха) двести Стражей «сошли» на гору Хермон - мифическое место, отождествляемое с тройным пиком Джебел-эш-Шейх (9200 футов над уровнем моря) в северной части древней Палестины. В ветхозаветные времена его заснеженные вершины считались священными у всех племен, населявших Святую землю. Вполне возможно, что именно на этой горе произошло «преображение» Христа, когда его ученики стали свидетелями, как Господь «преобразился пред ними».

На этой горе Стражи принесли клятву и «обязали сами себя взаимными проклятиями», вероятно, прекрасно понимая последствия своих действий и для них самих и для всего человечества. Именно этот заговор дал имя месту «падения» (или «сошествия с небес на землю») ангелов, поскольку в переводе с древнееврейского «Хермон» или херем означает «проклятие».

Далее в «Книге Еноха» упоминается имя лидера Стражей - Салмааз и девятнадцати его подчиненных, это «начальники над десятками их». Затем мы узнаем, что мятежные Стражи, общавшиеся с людьми, открыли им запретные тайны неба. Один из вождей по имени Азазель «обучил людей, как делать мечи, и ножи, и щиты, и нагрудные латы, ознакомил их с металлами земными и искусством их обработки». Он также научил людей делать браслеты и украшения и показал, как использовать сурьму, белый блестящий металл, нашедший применение в изобразительном искусстве и медицине. Женщин он научил искусству «наложения краски на глаза», познакомил «со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов» — то есть до этого женщины не пользовались косметикой и не украшали себя драгоценностями.

Другие Стражи открыли людям научные знания - научили метеорологии («распознаванию облаков»), географии («знамениям земли»), а также астрономии и астрологии («созвездиям», «знамениям солнца», «движению луны»). Страж по имени Касдейа «показал детям человеческим нечестивые движения духов и бесов и биение зародыша в утробе, чтобы он мог выйти». Другими словами, он научил женщин делать аборты. Один из Стражей по имени Пенему «учил сынов человеческих горькому и сладкому», то есть добавлять соль, приправы и пряности в пищу. Кроме того, «наставил он человечество, как писать чернилами на бумаге». А лидер Стражей Салмааз научил людей «колдовству и как прививать деревья». Возможно, одним из даров Стражей или Падших Ангелов была также и колода карт Таро, в Старших Арканах которой скрываются отголоски их истории. Согласно «Книге Еноха», мятежные Стражи открыли человечеству тайные знания, однако, в конце концов были заключены в тюрьму небесными Архангелами до наступления Судного Дня.

Сюжеты иллюстраций некоторых Старших Арканов вызывают ассоциации с историей Падших Ангелов. Например, Аркан «Повешенный» изображает связанного Салмааза, навечно подвешенного вниз головой между землей и небом в созвездии Ориона. Это суровое наказание он получил за то, что открыл прекрасной девушке по имени Иштахар запретное имя Бога в обмен на плотские удовольствия. А Аркан «Страшный Суд» может изображать не возрождение мертвых под глас трубы Архангела Гавриила, а сошествие двухсот ангелов (200 - числовое значение этого Аркана) на землю, что принесло качественно новый виток развития для человеческой расы и возрождение из тьмы невежества.

Предисловие

Таких таинственных вещей, как карты Таро , в истории человечества найдётся немного. Таинственно появившиеся неизвестно откуда, эти карты молниеносно завоевали всю Европу. Что же они такое и для чего они были созданы? Являются ли они каким-то магическим инструментом , хранящим эзотерические тайны , или просто игрушка, каких много появилось за историю человечества? Ясно, что многочисленные гадалки и предсказатели , пользующиеся в своей деятельности картами Таро , будут настаивать на их иррациональной сущности, непознаваемости механизма их действия.

Попробуем разобраться в сущности Таро и подумаем, а не сможем ли мы использовать их в своей жизни, не прибегая к посторонней помощи прорицателей и гадалок. Я попытаюсь изложить все свои соображения таким образом, чтобы они были понятны человеку, никогда не сталкивавшемуся с Таро, поскольку и сам до недавнего времени являлся таковым. Дальнейшие же рассуждения я буду строить с точки зрения человека с техническим, а не оккультным образованием. Поэтому я предвижу возмущение экспертов в области оккультизма моими дилетантскими рассуждениями. Однако я хочу использовать такой инструмент, как Таро, в своих интересах и не собираюсь держать свои мысли в тайне. Возможно ли это - станет ясно по ходу дела, но мои предварительные размышления на эту тему подсказывают мне, что Таро - вещь исключительно интересная и полезная, если использовать его в тех пределах, которые оно способно охватить, а человек способен воспринять.

Главное заблуждение современных людей - представление о собственном умственном превосходстве над людьми прошлого. Мозг человека практически не изменился за последние десять тысяч лет. Люди, жившие две или четыре тысячи лет назад, были не глупее нас. Поэтому то, что было придумано раньше, вполне может быть применено и сейчас. Мы сейчас пользуемся компьютерами, или по крайней мере калькуляторами, для выполнения вычислений. Сейчас никто не помнит про такой простой и эффективный инструмент для умножения многозначных чисел, как палочки Непера. Я глубоко убеждён, что карты Таро были придуманы, как инструмент для выполнения каких-то действий, связанных с анализом сложившейся ситуации и/или человеческих отношений. Это я и попытаюсь показать в своих дальнейших рассуждениях. Для того, чтобы начать эти рассуждения, необходимо вспомнить историю...

История карт Таро

Не являясь специалистом в области истории Таро , я могу опираться только на мнение достаточно авторитетных и известных специалистов. Одним из таких специалистов является в настоящее время Хайо Банцхаф (Hajo Banzhaf) , который в своей книге "Ваш спутник Таро" пишет следующее: "Исследования истории карт уводят нас в XIV столетие." и далее: "Доподлинно известно, что в Европе Таро появилось в 1600 году." Здесь Банцхаф имеет в виду, что карты так называемых Младших Арканов , в основном, но не полностью, совпадающие с полной колодой общеизвестных игральных карт, пришли в Европу из исламских стран в четырнадцатом веке.

Фото можно увеличить щелчком мыши
Карты Старших Арканов появились неизвестно откуда около 1600 года, а затем так же таинственно исчезли из колоды игральных карт.

Вообще-то история Таро весьма запутанная и противоречивая, более подробные сведения можно узнать в русской Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Карты_Таро. Там же есть ссылки на дополнительные источники информации. Как и любая таинственная история происхождение Таро обросло множеством легенд и домыслов, включая связь с древнеегипетскими оккультными знаниями и древнееврейской Каббалой. В соответствии с Википедией: Каббала - это духовное мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги. Связи эти достаточно сомнительны, хотя и отрицать их возможность тоже нельзя.

Первые более или менее достоверные упоминания о Таро были сделаны в Италии, однако первой широко известной колодой карт Таро стало так называемое "Марсельское Таро", которое окончательно оформилось в конце XVI века. Из названия видно, что оно распространилось в первую очередь во Франции. Оно послужило первоисточником для множества других колод Таро. Причем в первую очередь оно послужило источником толкований значения карт, в то время как рисунки в последующих колодах претерпели значительные изменения. В XIX веке были созданы ещё две колоды, Таро Эттейлы и Таро Освальда Вирта. В настоящее время наиболее распространены появившиеся в XX веке колоды Райдера-Уэйта и Таро Кроули (Книга Тота). В последнее время приобрело известность Таро эпохи Водолея. Всего же насчитываются десятки, если не сотни различных колод Таро . При написании этих заметок за основу была взята, как наиболее распространённая, колода Райдера-Уэйта .

Состав колоды Таро

Карты Таро делятся на две большие группы - Старшие Арканы и Младшие Арканы . Слово аркан происходит от латинского слова arcanum, что значит «закрытый», «тайный». В свою очередь карты Младших Арканов делят на дополнительные группы по значениям и по цветам (мастям). По значениям карты делятся на цифровые и фигурные (или придворные) карты. По мастям карты Младших Арканов делятся на четыре группы, соответствующие мастям игральных карт , но имеющим другие названия:

  • Жезлы = трефы (крести)
  • Мечи = пики
  • Кубки = черви
  • Пентакли = бубны

Цифровые карты Младших Арканов имеют значения от единицы до десятки, причем соотношение цифровых значений в Таро не имеет никакого значения.

Фигурных карт в каждой масти Таро четыре (в отличие от игральных карт, в которых есть только три фигурных карты), которые в колоде Райдера-Уэйта носят названия:

  • Король
  • Королева
  • Рыцарь

Таким образом, Младшие Арканы насчитывают 56 карт (по четырнадцать карт каждой масти)

Карты Старших Арканов мастей не имеют, хотя имеют порядковые номера и названия. Программистам будет очень приятно узнать, что первая карта (Шут или Дурак) имеет номер 0 (ноль). Всего же в Старших Арканах насчитывается 22 карты, следовательно, завершающая эту последовательность карта имеет номер XXI. Кстати, именно из-за этого количества карт Старших Арканов и возникла гипотеза о связи Таро с Каббалой, поскольку алфавит иврита насчитывает 22 буквы.

Всего же колода карт Таро насчитывает 78 карт. Следует отметить,что до появления колоды Райдера-Уэйта рисунки имели только карты Старших Арканов и фигурные карты Младших Арканов. Иногда рисунками также сопровождались карты единиц всех мастей (тузы). Колода Райдера-Уэйта была иллюстрирована полностью рисунками художницы Памелы Колман Смит (Pamela Colman Smith), которая дала великолепную графическую иллюстрацию толкованиям Артура Эдварда Уэйта (Arthur Edward Waite). Уильям Райдер, имя которого вошло в название колоды, являлся только издателем, который и обеспечил выпуск этой колоды. Наверное, было бы более справедливо, если бы эта колода имела название Таро Райдера-Смит, но история, увы, не всегда справедлива...

Следующая часть моих заметок будет посвящена анализу распространённых толкований карт и попыткам выделить из них общие подходы к определению значений карт. Если мои предположения о том, что Таро является инструментом, верны, то можно попробовать оценить возможности применения Таро в нашей повседневной жизни.

Лев Борисович Выскубов

Происхождение карт, как для игры, так и для гадания, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов. А история Tarot на сегодняшний момент – это набор множества версий и гипотез, зачастую невероятных и противоречащих друг другу. С уверенностью можно сказать лишь одно, что об истории происхождения карт Таро доподлинно ничего не известно. Документально первые упоминания о картах и карточных играх появляются лишь в 14 веке. Однако большинство исследователей пришли к заключению, что история Tarot гораздо более древняя, чем принято думать. Учитывая, что в 14 веке карты были широко распространены, а колода уже представляла универсальную, логичную систему с включением архетипических образов, то доводы людей, изучающих историю Таро, в пользу более раннего происхождения карт не лишены оснований.

Предлагаю вашему вниманию замечательную статью о происхождении карт «Таро - шифровка из прошлого» Елена МОДЕНОВА, размещена с разрешения автора.

В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается повышенный интерес к предсказательным системам и практикам, в особенности, к картам Таро. Используемые для гадания карточные символы в течение веков завораживали людские умы и продолжают это делать до сих пор, каждый раз раскрывая свои новые и новые грани…

Их используют для предсказаний и медитаций, покупают для коллекций и игр, с ними работают психологи, к ним обращаются люди разных возрастов, профессий, материального достатка. В Таро есть что-то, вызывающее живой интерес. Обратимся же к их истории, затерянной в глубине веков.

Родина – Древний Египет

Самые ранние документальные свидетельства позволяют предположить, что Таро пришли в Европу из мусульманского мира где-то около 1375 года. Они использовались в Италии в карточной игре, которая носила французское название Les Tarots. Долгое время карты Таро применялись только для игры, и лишь в конце XVIII века с помощью их стали делать предсказания.

Колода Таро состоит из пятидесяти шести карт, известных как Младшие Арканы, и двадцати двух картинок, получивших название Старших Арканов. Первые письменные упоминания о Старших Арканах появляются лишь после 1445 года, которым датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод.

Хотя придворные и числовые карты Младших Арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день, всё-таки можно предположить, что сами Таро гораздо старше.

Одна из гипотез гласит, что карты Таро возникли на основе египетских иероглифов, и что во времена фараонов Таро было собранием чеканных фресок на стенах тайного храма, на которых изображались важнейшие оккультные истины.

Также стоит отметить так называемую колоду Мантеньи, созданную примерно в то же время, что и колода Висконти-Сфорца. Колода состоит из 50 карт и не содержит Младших Арканов, поэтому она не подпадает под определение Таро, несмотря на сходство с некоторыми традиционными образами Старших Арканов.

Первое документальное упоминание об авторских колодах Таро относится к концу XIV века. Речь идёт о трёх позолоченных и разнообразно украшенных колодах карт, написанных художником Жакмьеном Григонье для французского короля Карла VI. За основу он взял цыганские карты и продал их королю за 50 су.

В Национальной библиотеке Парижа лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье, хотя есть мнение, что они созданы в Венеции в XV веке.

С 1500 года начали появляться печатные колоды Таро, что вызвало волну популярности игры в народе. Многие подлинные исторические колоды Таро были созданы во Франции. И из них наибольшей известностью пользуется «Марсельское Таро», графика которого не изменялась с XVIII века.

В первых колодах 22 Старших Аркана играли роль постоянных козырей (кроме Шута, которым можно было играть вместо любой другой карты). Остальные 56 карт, четыре карточные масти Младших Арканов тогда, похоже, соотносились с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство, монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг.

Карты Двора Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначали четыре ранга аристократии в порядке увеличения власти. В дальнейшем масти назывались по-разному, пока с распространением карточного печатания не утвердились фигуры червей, бубен, пик и треф.

22 буквы иврита

Популярность Таро росла, что способствовало появлению множества эзотериков, имевших собственный взгляд на этот предмет.

В XVIII веке представитель французского масонства мыслитель Антуан Кур де Жеблен рассматривал отношение карт Таро к египетской культуре. В ходе обширного оккультного исследования он разработал гипотезу о связи между Таро и так называемой «Книгой Тота». Авторство этой книги приписывают легендарному Гермесу Трисмегисту – древнегреческому алхимику и магу.

В середине XIX века дело Кура де Жеблена продолжил другой французский оккультист, Альфонс Луи Констан (псевдоним Элифас Леви). Он разработал систему интерпретации карт Таро, в том числе и колоду Райдер-Уэйта.

Он же установил связь Таро и Каббалы (старинной еврейской мистико-магической системы), что до сих пор вызывает споры относительно истинных соответствий 22 Старших Арканов и 22 букв иврита, которые, согласно Каббале, являют собой слова, с помощью которых неведомый бог проявлял себя во Вселенной.

Знания о законах мироздания

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был Жан-Батист Альетт (псевдоним Эттейла), современник и ученик Кур де Жеблена. Он не увлекался “философским” аспектом символики Таро, а систематизировал и привёл в порядок систему гадания на картах. Именно он ввел понятие “прямая карта”, “перевернутая карта”, “бланка (сигнификатор)”.

Огромный вклад в Таро сделал и известный оккультист и мистификатор Алистер Кроули. Во время второй мировой войны он написал свою “Книгу Тота” и изготовил соответствующую колоду Таро. Его книга представляет собой фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а также их каббалистическим и астрологическим соответствиям.

Таро Тота основана на Каббале и отражает структуру Древа Сфирот – Древа Жизни, это эксклюзивная колода Таро, мистические образы которой воплотила художница леди Фрида Харрис.

Итак, история становления современного Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.

В некоторых ранних колодах содержится более семидесяти восьми карт, порядок их следования несколько раз менялся. Все известные колоды прекрасно оформлены, и каждую из них можно считать достойным, хотя и своеобразным произведением искусства. Более того, многие люди покупают карты Таро просто как миниатюрные картины, а не как гадальный инструмент.

Сейчас в мире существует большое разнообразие Таро. Помимо «классики», в последнее время появилось большое число колод, которые направлены на изучение определенных сфер жизни и познания самого себя. Из всего вышеизложенного возникает вопрос: стоит ли людям обращаться за советом к картам Таро?

Конечно, стоит! С их помощью можно заранее продумать, проанализировать любую ситуацию прошлого, настоящего и будущего, что несомненного позволит избежать ошибок и сделать правильные выводы. Таро помогает увидеть пределы тех ограничений, которые мы сами на себя накладываем, и расширить наше восприятие реальности.

И, несмотря на то, что Таро предпочитает хранить свою историю под покровом тайны, у этой уникальной системы, есть своё настоящее и интересное будущее. Именно в наши дни Арканы Таро начинают раскрывать свой истинный потенциал, свою потрясающую способность отражать человеческие эмоции, современную психологию и жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.

Елена МОДЕНОВА, таролог

Время чтения 6:19, польза 98%

Достоверно известно, что игральные карты, состоящие из четырех "мастей", проникли в Европу около 1200 г., по-видимому, с Ближнего Востока. Около 1400 г. они уже вовсю использовались в качестве популярной азартной игры. Карты Таро (а по-простому тароччи, тарот или тарок) включают в себя все эти четыре масти, но, кроме того, имеют еще и пятую, козырную, или "старшую", масть, состоящую из большего количества карт. Карты этой масти впервые появились в Северной Италии в эпоху Кватроченто (XIV в.) в качестве настольной игры. В нее до сих пор играют в Южной Европе и Французской Северной Африке; причем рисунки Марсельского Таро, которые можно видеть на этих картах, были созданы еще в конце XV в. Примерно тогда же был стандартизован и порядок их нумерации.

Первое упоминание об игре в цветные картинки, которая называлась трионфи ("триумфы") и вошла в моду при княжеском дворе Феррары, датировано 1442 г. Самая старая из сохранившихся колод создана художником Бонифацио Бембо в качестве одного из подарков к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти. Около 1500 г. появились первые печатные колоды, и Таро стало популярной игрой широких народных слоев.

Первый текст о гадании на Таро датирован 1526 годом. В то время этим занимались, в основном, цыгане - кочевой индоевропейский народ, проникший в Европу в XV в.. Цыгане считались выходцами из Египта, и это породило чрезвычайно романтическую легенду о "древнеегипетском" происхождении Таро. Таинственные символы Таро издавна считались Ключами к Древним Мистериям; однако впервые об этом заявил в 1781 г. французский протестантский священник Антуан Кур де Жеблен (Курт де Гебелин). Изучая древние мифы, он пришел к заключению, что эта "простая азартная игра" есть не что иное как утраченная египетская Книга Тота, способная открыть сокровенные тайны исчезнувшей цивилизации.

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был парижский парикмахер Альете, младший современник и ученик Кур де Жеблена. Он всерьез увлекся оккультизмом, забросил свое ремесло и взял псевдоним Этейлла (прочитав собственную фамилию "по-еврейски", т.е. справа налево). Будучи не слишком образованным человеком, Этейлла не увлекался "философским" аспектом символики Таро, а систематизировал и шлифовал систему гадания на картах. Свой окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты приобрела к 1780 (по другим источникам, к 1783) году. Вероятно тогда же Этейлла одним из первых открыл в Париже специализированный гадательный салон.

В 1850 году провинциальный французский издатель Батист Поль Гримо напечатал самую популярную из колод Этейллы - так называемое Египетское Таро. Таким образом, система Таро приняла свой современный вид.

Дальнейшие исследователи, изучавшие и развивавшие гадание на Таро, исходили уже из наработок Этейллы. Однако в XIX в. в моду вошло гадание на обычных игральных картах, Таро отступило в тень и сделалось привилегией мистиков и оккультистов. Этих людей мало интересовало предсказательное использование карт: гораздо больше внимания они уделяли "философским" и "мистическим" аспектам их символики. На этом этапе Таро (и, в особенности, 22 карты его "старшей масти") превратилось в символический алфавит и своеобразную энциклопедию европейской мистики. Во второй половине XIX в. знаменитый французский оккультист Элифас Леви (Альфонс Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с 22 буквами еврейского алфавита, который служил основой чрезвычайно влиятельной мистической системы каббалы. Это сильно расширило систему значений Таро и окончательно превратило старинную колоду карт в весьма влиятельную и респектабельную мистическую систему.

Окончательная обработка Таро в духе Высшей Ритуальной Магии была совершена в конце XIX в. английским Герметическим Орденом "Золотой Рассвет". Именно в этой среде возникла самая популярная в наше время колода Таро - Райдеровское Таро, (названное по фамилии ее издателя). Эта колода была создана по эскизам христианского оккультиста Артура Эдварда Уэйта художницей-декоратором Памелой Коулмен Смит. Она была издана миллионными тиражами и в значительной степени повлияла на современное восприятие Таро. Обычно она служит "базовой" версией, с которой сравнивают всевозможные нововведения в этой области.

Одной из основных причин ее популярности было радикальное новшество в области дизайна. Традиционное Таро состояло из 22 "козырей" (или Старших Арканов) и 56 обычных карт. Старшие Арканы имели традиционный рисунок, а обычные карты - только цифры и символы мастей. Памела Смит отказалась от этого обычая. Она снабдила все карты рисунками соответствующих символических сцен, и в этом ей подражают до сих пор. Рисунки порой значительно облегчают толкование карт и делают гадание доступным не только для специалистов.

О гадании на картах Таро

Есть вопросы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений. Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но от того не менее тесная связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение в разные времена называли по-разному - подобием, сродством, симпатией, аналогией, считая ее выражением единого мирового закона: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Это понял еще Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад. Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные - полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов. Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или богов, как тогда представлялось людям.

Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно скрывает ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в честь их основоположника Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего"), истолковывается и как "учение о сокрытом", тайном?

Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать то, чего никаким иным образом узнать нельзя. Но владение герметическими науками можно уподобить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но он не волен изменить ее содержания. Нет греха, если человек узнает, что уготовлено ему Провидением.

Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни, или, наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю свободу, ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные символы лишь помогают прочесть этот ответ.

Самое главное - человек действительно должен нуждаться в ответе в тот момент, когда он решает обратиться к одному из способов гадания, а не использовать это таинство от скуки, ради проверки на достоверность или как развлечение! В последнем случае ни одно гадание никогда не даст правильный ответ и верный совет!

Карты Старших Арканов символизируют жизненный путь человека. Они представляют также двадцать одно основное начало Вселенной. 22-я (или 0) карта причисляется к Старшим Арканам условно, она представляет собой как бы обобщенную сумму остальных. А поскольку число 21 - это, в частности, преобразованная длина волны водорода, самого распространенного элемента в нашей Вселенной, то становится ясно, как велика роль этого числа для всего живого. Каждый из нас построен из этих начал, носит их в себе в разной пропорции (точно так же, как в каждом индивидуальном гороскопе с разной силой выражены все планеты и знаки Зодиака). Раскладывая карты Таро, мы узнаем о распределении этих начал в нашей душе в данный момент.

Наличие большого числа символов (78 карт Старшего и Младшего Аркана) выгодно отличает Таро от многих других методов гадания, где те же значения, представленные здесь элементарно, приходится получать путем комбинации нескольких символов. Преимуществом гадания по Таро, является, также, возможность толкования карт в зависимости от того, как они легли - в прямом или перевернутом положении. Благодаря этому мы имеем даже не 78, а целых 156 гадательных символов. И чаще всего положение каждой карты очень сильно меняет еë значение.

Карты Старших Арканов в некоторых случаях раскладываются отдельно от Младших: с их помощью нередко определяют личность человека и основные моменты его судьбы. Среди мастей Младшего Аркана (Посохи/Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли/Динарии) есть фигурные карты (Король, Королева, Рыцарь и Паж) и простые. Каждая фигурная карта может соответствовать человеку определенного пола и возраста: Паж обычно соответствует ребенку или юноше; Рыцарь - молодому, Король - зрелому человеку; Королева - женщине. Однако следует учитывать, что границы между возрастами условны. Кроме того, карта Королевы иногда может означать и мужчину, как Рыцарь и Паж - женщину. Такое случается, когда в раскладе не выбирается предварительно карта, обозначающая конкретное лицо, на которое гадают, а открывается в ходе гадания.

Карты Младшего Аркана раскладывают отдельно от Старшего Аркана, когда хотят получить ответ на какой-то конкретный вопрос, касающийся будущего, настоящего или прошлого. Вопрос должен быть всегда сформулирован достаточно конкретно. На неоднозначный вопрос и ответ будет уклончивым. Кроме того, сам вопрошающий должен быть уверен, что хочет получить ответ и момент для получения ответа должен быть подходящий.

Человеку, обращающемуся к гаданию необходим большой жизненный опыт: всегда следует помнить, что гадание - это не развлечение, а тяжкий труд, требующий огромного напряжения ума, памяти, интуиции, глубокое проникновение в тайны карт и человеческой души. Гадающий не только узнает будущее, но и получает психологическую помощь в преддверии грядущего.

Каждая карта - это окно в подсознание, она помогает сосредоточиться и вглядеться в то, что за ним находится. А комментарий к нему дает лишь толчок в нужном направлении. Символы, изображенные на картах, могут вызвать у различных людей разные ассоциации. Они и должны быть разными: гадая на картах Таро нужно уметь или учиться побороть застарелую привычку нашего разума сводить все к уже известным вещам. Как сны своей кажущейся "нелогичностью" помогают преодолеть сложившиеся стереотипы мышления, так и карты Таро: если разум не проникает в их смысл, на помощь нужно призывать интуицию. Поэтому, в процессе гадания не рассуждайте, а наблюдайте, не осмысляйте, а созерцайте; оперируйте не только словами интерпретации карт, но и образами. И тогда к вам придет понимание, какой ответ на ваш вопрос дают вам карты, через присущий им символизм.

Следует учесть, что большинству карт Таро присуща многозначность и потому каждая из выпавших в раскладе карт может восприниматься по-разному не только различными людьми, но и одним и тем же человеком в разное время. Интерпретируя карты нужно исходить, прежде всего, из темы гадания и исходного вопроса, используя наиболее близкое к теме значение выпавшей карты. Переносить значение на другого человека и другую ситуацию нельзя.

"Перегадывать" (то есть раскладывать карты на тот же вопрос повторно в тот же день), если что-то не устраивает, настоятельно не рекомендуется, да и бесполезно: карты чаще всего будут не столько отвечать на сам вопрос "по-другому", сколько раскрывать все более глубокие причины его возникновения, а знать их хочется далеко не каждому. "Перегадывать" можно и даже нужно, когда тот же вопрос, не решившись в свое время, не теряет актуальности и возникает снова. В этом случае не стоит вспоминать, как легли карты в прошлый раз, потому что нельзя восстановить ситуацию, уже ушедшую в прошлое: лучше разложить их заново.

Поэтому традиционно Таро связывается с «тайным знанием» и считается загадочным.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    При Каких Обстоятельствах Придёт в СУДЬБУ Ваша Родная Душа. ТАРО Некро 13. ТАРО Гремуар.

    Warhammer 40,000: Inquisitor - Martyr - прохождение Hard =31= Карты таро +250

    СВЯЗАН ЛИ ВАШ ДЕНЕЖНЫЙ КАНАЛ С МУЖЧИНОЙ? ТАРО

    Субтитры

Описание колоды карт Таро

Состав

Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы:

  • Старшие арканы - «козыри», обычно 22 карты. Каждая из этих карт имеет свой оригинальный рисунок и уникальное название. Порядок следования карт и наименования в различных вариантах колоды Таро могут несколько отличаться.
  • Младшие арканы - четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Младшие арканы состоят из четырёх серий или мастей - Жезлов , Мечей , Кубков и Денариев . Каждая масть содержит Туза, Двойку, Тройку и так далее до Десятки, за которой идут «придворные» или «фигурные карты» («картинки») - Паж (Валет), Рыцарь (Всадник), Королева, Король. Положение Туза в ряду младших арканов определяется лишь принятым соглашением, он может стоять как в начале последовательности (то есть считаться, по сути, Единицей соответствующей масти), так и после Короля (то есть считаться старшей из фигурных карт). В современных гадальных практиках, использующих колоду Таро, чаще применяется первый вариант.

Дизайн

В зависимости от использованной стилистики , различные знаменитые колоды получили имена:

  • Египетское Таро - египетские мотивы.
  • Марсельское Таро - в стиле Франции XVII века.
  • Таро Висконти-Сфорца - самая старая из известных полных колод, создана в XV веке, называется по имени заказчиков. Изображения старших арканов выполнены в стиле итальянского Ренессанса.
  • Таро Райдера - Уэйта - нарисованы в начале ХХ века, самая популярная иконография, оставившая множество клонов и потомков. Названы по фамилиям первого издателя Уильяма Райдера и автора дизайна Артура Уэйта. Художница - Памела Колман-Смит. Впервые младшие арканы получили не только обозначения мастей и номинала, но и осмысленные сюжетные рисунки.
  • Таро Тота - колода, созданная Алистером Кроули и художницей-египтологом Фридой Харрис. Характерны более современным стилем исполнения и чрезвычайно богатой эзотерической символикой.

В XX веке, особенно во второй его половине, появилось множество «новых» дизайнов колоды Таро, так что сейчас затруднительно не только перечислить все варианты, но даже назвать их точное число. Значительная их часть являются вариациями на тему одной из классических колод, в основном - Таро Райдера-Уэйта, но есть и довольно оригинальные «тематические» дизайны. В качестве примеров можно назвать эротическое Таро Манара (арканы Таро проиллюстрированы тематическими зарисовками с остро-эротическим уклоном, автор - итальянский художник Мило Манара, колода создана в самом конце XX века и впервые выпущена в 2000 году) или Таро Эльфов Марка МакЭлроя и Дэвида Корси (в отличие от целого ряда других вариаций на эльфийскую тему, здесь композиции рисунков не заимствованы из Уэйта, а полностью самостоятельны, более того, в колоде, при сохранении всех общих особенностей Таро, символически изображены пять историй: старшие арканы последовательно рассказывают о том, как главный герой расследует пропажу четырёх реликвий, а карты мастей описывают историю каждой из этих реликвий). Есть колоды, созданные по мотивам различных культовых произведений искусства, и просто на популярные темы («Таро цветов», «Таро вампиров», «Самурайское таро» и так далее). Ряд последователей философских, религиозных и психологических школ оформили в виде колод Таро свои системы взглядов и используют такие колоды для различных практик («Ошо дзен Таро» и другие).

Таро и игральные карты

Напрашиваются параллели между колодой Таро и распространёнными европейскими игральными карточными колодами. Четыре масти Таро можно поставить в соответствие четырём традиционным карточным мастям: жезлы - трефам, мечи - пикам, кубки - червам, денарии - бубнам, ряд достоинств младших арканов, от туза до короля (или от двойки до туза) отличается от большинства игральных колод только наличием не трёх, а четырёх «фигурных» карт, причём в большинстве европейских игральных колод отсутствует Рыцарь, но имеется Валет (Паж), но есть и такие, в которых нет Валета, но есть Рыцарь (Всадник). Правда, со старшими арканами в игральных колодах связать нечего, лишь Джокер, имеющийся в 54-листовой колоде, может быть с некоторой натяжкой уподоблен Шуту.

Все эти параллели многократно отмечались различными исследователями истории Таро. По одной из распространённых гипотез, колода Таро была общим предшественником для всех европейских игральных колод. Есть и другие варианты, некоторые из них приведены ниже в разделе «Происхождение Таро».

Происхождение Таро

Происхождение карт Таро обросло многочисленными легендами. Но, как считается на основе большинства современных исследований, карты Таро появились в Италии в начале XV столетия (1420-1440). В 1450 г. в Милане появляется колода Таро Висконти-Сфорца. Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца, послужили прототипом современной колоды из 78-ми листов. Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. В 1465 году появляется колода Тарокки Мантеньи , структура которой основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины . Колода состоит из 50 карт, 5 серий или мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус) по 10 карт в каждой. Некоторые изображения на современных картах Таро (старших и младших арканов) были заимствованы из колоды Тарокки (Энциклопедия современной магии, т. 2. 1996 г.). Колода Тарокки Мантеньи служила шаблоном символов для художников II половины XV века (в частности для Робине Тестара в манускрипте «Нравоучительная книга о шахматах любви»).

На сегодняшний день нет достоверной информации о том, что карты появились ранее. Иногда историю Таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI , и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже . Однако колода «Таро Карла VI », хранящаяся в Национальной Библиотеке - это колода ручной работы конца XV в. северо-итальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.

Легенды

Египетская

Существует легенда, что в Древнем Египте был храм, в котором было 22 комнаты, а на стенах комнат были изображены символические картины, от которых впоследствии произошли Великие арканы Таро . Эта легенда подтверждает версию о том, что карты Таро произошли от виньеток древнеегипетской Книги Мёртвых , рисунки которых на самом деле наносились на стены священных сооружений - гробниц .

Впервые о возможности происхождения Таро из Египта упомянул Кур де Жебелен . Он писал в пятом томе «Первобытного мира» (1778): "Таро. Карточная игра, распространенная в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов, Tar и Rha (Rho), и означает «царский путь». Это заявление было сделано до открытия розеттского камня в 1799 и тем более, до того, как были расшифрованы египетские символы. Все эти факты ставят под сомнение теорию о египетском происхождении, поскольку указанных Жебеленом слов в египетском языке не оказалось.

Каббалистическая

Другие считают, что Таро произошло из каббалы (двадцать две буквы и 10 сфирот в каббале - основа системы Таро) и считают отправной точкой в истории Таро 300 год нашей эры - примерную дату создания «Сефер Йецира », фундаментального труда по Каббале .

Функции

Игра

Французская игра таро (jeu de tarot) - карточная игра со взятками для четырёх игроков. Это единственная сохранившаяся до наших дней широко распространённая карточная игра, использующая полную 78-листовую колоду Таро. Игра повсеместно распространена во Франции, а также известна во франкоязычной Канаде. Французское таро известно с давних времён и пользовалось популярностью на протяжении, как минимум, нескольких столетий.

Гадальные карты

В трудах некоторых оккультистов можно встретить утверждения, что Таро использовалось для предсказаний едва ли не со времён Всемирного потопа, если не ранее. Однако первые документальные свидетельства о практике соотнесения карт (в частности, карт Таро) и человеческих судеб относятся лишь к XVI веку . Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 году) они относятся к судьбе человека. В 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti» ), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания будущего с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Уверенно говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний можно лишь начиная с конца XVII века, поскольку в Болонье сохранились записи, датированные 1700 годом , в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.

Медитативная практика

В последнее время большую популярность приобретают медитативные практики при помощи изображений карт Таро. Чаще всего для этого используются Старшие Арканы. Цели такой практики могут быть различны: более глубокое понимание карт для использования в гадании, духовное развитие, оккультная практика .

Таро как источник тайных знаний

В соответствии с эзотерическими представлениями, в картах таро присутствует герметическая , гностическая или каббалистическая символика, поскольку раннее итальянское Возрождение , породившее Таро, было временем большой интеллектуальной активности. Поэтому герметизм, астрология , неоплатонизм , пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая тогда, могли оставить свой след в символике Таро.

Подобные символические «следы» в Таро натолкнули более поздних исследователей на мысль, что Таро происходит от древних культур (египетской или вавилонской), что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого. Первыми известными нам исследователями в этой области были Кур де Жеблен . В 1781 году вышла его книга «Первобытный мир», в последней главе которой утверждается, что Таро восходит к египетской традиции. Он предположил, что название «таро» переводится с древнеегипетского как «Путь Царя». Возможно, что изученные карты были созданы самим автором. Ещё подозрительнее причастность к созданию одной из колод, точнее следующей колоды графом де Сен-Жерменом или он же Эдгар де Валькур-Вермон, он же … и т. п. Кем он только не был, появляясь в разных ипостасях на протяжении многих лет, главное, что он так же был в одной масонской ложе с Куром де Жебеленом. По одной из версий Сен Жермен намерено изменил первоначальный вариант козырных карт Антуана Кур де Жебелена, чтобы скрыть глубже некоторый их сакральный смысл, «легко» сравниваемый с «Откровением» Иоанна Богослова . Позже масон Поль Кристиан, он же Питуа, Жан-Батист показал в своих рисунках одно из сокрытий Сен Жермена - карту. Эта карта расшифровывает и указывает на время перемен в ближайшем веке .
И с этого времени на колоду взглянули как на таинственную оккультную систему, а изученное Марсельское Таро стало образцом для создания колод, на основе которой велись оккультные исследования. Заметим так же, что в ранних версиях Таро не было не только астрологических символов, букв иврита, но даже номеров. Таковой была, например, колода Висконти-Сфорца , датируемая 1428 годом, изготовленная художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Лишь в 1470 году появится колода карт Montegna с изображением классических богов и астрологических символов.

Особняком в ряду исследователей символизма Таро стоит учитель математики и парикмахер Альетт , на которого идеи книги де Жеблена произвели большое впечатление. Альетт, посвятив себя оккультным занятиям, разработал свою систему гадания по картам. В истории он известен, как Эттейла , этот псевдоним был анаграммой собственного имени исследователя.

Крупные исследователи символики Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской . Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов. Основоположником французской школы является Элифас Леви . В г. в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, ассоциируя. Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», - нулевой аркан, - перед «Магом», поскольку ноль есть начало всех других чисел, как Ничто есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф соотносится уже с «Шутом».

Далее вопросом символики карт занимался Артур Эдвард Уэйт (Уайт), который в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Памела Колман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари» , нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера . Уэйт впервые поместил на рисунках «числовых» младших арканов, на которых ранее изображались только символы масти в соответствующем номиналу карты количестве, рисунки с определённым сюжетом, уникальным для каждой карты. Это позволило расширить толкование младших арканов при гадании: если раньше эти карты трактовались исключительно по сочетанию масти и номинала, то теперь появилась возможность использовать символику изображений. Другой существенной реформой стала перемена позиций арканов «Правосудие» и «Сила» (в ранних колодах - VIII и XI, у Уэйта - XI и VIII соответственно). Изданная одновременно с колодой книга Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро» даёт полное описание колоды, символики карт и её трактовок с позиций Уэйта.

Ещё через три десятилетия собственную колоду создал А. Кроули в соавторстве с художницей Фридой Харрис. Хотя колода Кроули выполнена в целом в «английском» стиле, он также внёс в неё заметные изменения: вернул «Правосудие» и «Силу» на исходные «французские» позиции (VIII и XI), переименовал часть старших арканов, изменив их трактовку, а также присвоил всем «числовым» картам младших арканов собственные имена, отражающие их значение. Фигурные карты младших арканов были переименованы: вместо четвёрки из «Пажа», «Рыцаря», «Королевы» и «Короля» используется четвёрка «Принцесса», «Принц», «Королева» и «Рыцарь». Работа над колодой, получившей название «Таро Тота » в честь одноимённого египетского божества, была закончена в 1944 году . Тогда же Кроули выпустил под псевдонимом «Мастер Терион» «Книгу Тота», где даётся описание колоды и расшифровка её символики согласно воззрениям Кроули. Трактовка карт, излагаемая Кроули, во многом отличается от классической традиции, она включает толкования из европейской астрологии, каббалы, мифологии множества народов, от Индии до Скандинавии. Символика Таро Тота чрезвычайно богата, многие тарологи называют эту колоду самым насыщенным символами вариантом Таро; она также наименее однозначна в толковании. Существует мнение, что Кроули сохранил в тайне некоторые аспекты символики своей колоды, вследствие чего его трактовки нередко дополняются и видоизменяются толкователями. Несмотря на стремление автора распространить свой подход к Таро как можно шире, колода Кроули была издана при его жизни лишь крайне ограниченным тиражом (200 экземпляров) и в неполноценном виде (низкое качество печати, рисунки карт взяты с репродукций «Книги Тота», использовано всего два цвета). Широкое её распространение произошло уже после смерти авторов, когда несколько издательств выпустили колоду большим тиражом и в нормальном качестве, использовав оригиналы рисунков, выполненных Фридой Харрис под руководством Кроули.. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 672 с. -

Случайные статьи

Вверх