Какие народы входили в хазарский каганат. Хазарский каганат. Экономика и социальные отношения

Первым феодальным государством на территории нашей области было Хазарское ханство (каганат) . В 7 – 10 веках оно занимало территорию Нижней и Средней Волги, простиралось до Азовского моря и Кавказских гор, покоряя соседние племена, распространило свое господство на донские, причерноморские степи и крымские города, вторгалось в страны Закавказья и в Иран. Наш край являлся центром этого огромного государства.

Хазары заняли степи между азовским и Каспийскими морями и создали одно из сильнейших государственных объединений того времени. На территории хазарского царства жили разные народы: хазары, булгары, остатки сарматских племен, славяне.

В 737 году Мерван, один из сильнейших арабских полководцев, с войском в 120 тысяч человек вторгся в страну хазар. Арабы захватили Кавказ, вытеснили хазар на север, к Дону и Волге. Хазары вынуждены были покинуть свою прежнюю столицу и основать новую в низовьях Волги. Столица стала называться Итиль , по современному названию реки Волги.

Город Итиль был не только административным, но и торговым и ремесленным центром Хазарии. Довольно быстро он стал крупнейшим международным торговым центром, куда съезжались купцы изо многих стран. Через Хазарию пролегала древняя магистраль караванной торговли – «великий шелковый путь», по которому везли шелк и другие товары из Китая в Европу. Сама Хазария поставляла на рынки скот, рыбу, рыжий клей. Из Руси и Волжской Булгарии поступали меха собольи, лисьи, а также мед, воск, железные изделия.

Итиль был большим городом, и делился на две части: одна часть на западном берегу реки, большая из двух, и восточная часть. Царь жил в западной части, которая на языке татар «бек» или «бак». Величина этой части города была около «фарсаха» (5-6 км), и окружала его стена. Постройки разнообразны, а жилища – войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных из глины; там также имелись рынки и бани.

В городе были распространены несколько религий, которые мирно уживались друг с другом. «Среди них множество мусульман; говорят, что между ними находится более десяти тысяч мусульман, и у них более тридцати мечетей».(Ал-Истахири) Сами хазары были мусульманами, некоторые другие были христианами и идолопоклонниками.. Самый малочисленный класс – иудеи. Туда входил царь и его приближенные. «Большую часть обычаев их составляли идолопоклонники, и они кланяются до земли друг другу для выражения почтения…». (Ал-Истахири).

Дворец царя располагался на острове, вдалеке от берега реки, и был простроен из обожженного кирпича. Ни у кого не было постройки из обожженного кирпича, кроме царя, и он не разрешал никому строиться из кирпича.

У хазар было прекрасное войско, и вообще военное дело было развито на высшем уровне. «У царя их войска 12000 человек; когда умрет из числа их один человек, то немедленно ставят на его место другого. У них нет определенного постоянного жалования, разве только малая толика перепадает на их долю после длительного промежутка времени в случае войны, или когда их постигает какое-нибудь дело, из-за которого они все соединяются». (Ал-Истахри).

Государство жило доходами от торговли, от взимания пошлин на заставах, на сухих, морских и речных путях. На обитателях кварталов и окрестностей лежала повинность доставлять царю необходимый провиант, напитки и прочее.

Судебное дело в стране заключалось в следующем: « при царе 7 судей из иудеев, христиан, мусульман и язычников. В случае тяжбы между людьми решают все эти судьи; нуждающиеся не являются к самому царю, но обращаются к этим судьям. В день суда между судьями и царем бывает посредник. Царь передает судьям через посредника свое решение, и они приводят его в исполнение». (Ал-Истахри).

Язык хазар не сходен с языком турок и персов, и вообще он не похож на язык ни одного из народов.

Арабские писатели, побывавшие в стране и в городе Итиль, утверждали, что большая часть жителей города с наступлением весны уходила на полевые работы из города, куда возвращались только зимой. Собранный урожай перевозили в Итиль на повозках или по реке на судах. Хазары выращивали рис, просо, фрукты. Занимались садоводством, земледелием, разводили овец, лошадей, верблюдов.

Современники отмечали дуализм верховной власти у хазар. Управление государством находилось в руках у царя, но, кроме него, номинальным главой государства считался каган, который не обладал никакой властью, но пользовался большим почетом. Дворец его был выше царского, он сидел на золотом троне и вел затворнический образ жизни, редко показываясь людям. Раз в месяц каган появлялся перед народом в сопровождении огромного войска. Народ обожествлял кагана, связывал с ним свое благополучие. Каган должен был молиться за своих подданных, за хорошие урожай. Однако если на страну обрушивался голод или какие-то другие несчастья, то кагана казнили.

Хазарский каганат был первым феодальным государством Юго-Восточной Европы с характерными для феодализма чертами: частной собственностью на землю, вассалитетом, натуральной податью, делением на знать и чернь.

В 11 веке в Хазарии наступил период феодальной раздробленности, и она стала легкой добычей для врагов. И главными такими врагами для Хазарии стали печенеги . Печенеги разрушили хазарские поселения и города, перерезали торговые пути Хазарии.

  ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ , Хазария - государство, существовавшее в VII-X вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона.

Сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье. Возможно, название "хазары" восходит к тюркской основе "каз" - кочевать.

Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В 1-й четв. VII в. сложилось самостоятельное Хазарское государство.

В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили и образовали каганат. Под властью верховного правителя - кагана - находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.

Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии - Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.

Его примеру последовала и часть хазар, живших на территории современного Дагестана.

Хазарский каганат населяли кочевые племена. Территория собственно Хазарии - Западно-Прикаспийские степи между рр. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Академик Б.А. Рыбаков высказал предположение, что Хазарский каганат был небольшим государством в низовьях Волги, а славу свою приобрел благодаря очень выгодному положению на Волго-Балтийском торговом пути. Его точка зрения основана на свидетельствах арабских путешественников, которые сообщали, что хазары ничего сами не производили и жили за счет товаров, привозимых из соседних стран.

Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена, и связывают его с ареалом салтово-маяцкой археологической культуры. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но эти города археологами не найдены.

Основное занятие населения Хазарии - скотоводство. Система социальной организации называлась "вечный эль", центром ее была орда - ставка кагана, который "держал эль", т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы - родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и "русов".

Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель" кагана - шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе - его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.

IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII - нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм. Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе

Хазары были известны еще с 6 века, особенно своими нападениями на Грузию и Армению. Расселились они от Волги до Кавказа, на территории современной России и Украины.

Из учебников по истории известно, что столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль, которая существовала в 8-10 веке. О ней сохранились письменные источники, например, в арабо-персидской литературе, посвященной географическим исследованиям.

Историки до сих пор не знают, к какой группе отнести эти племена. По основной версии их считают тюрками, хотя существуют предположения, что они были булгарами или европеоидами с Северного Кавказа. Хазарский каганат достоин внимания, поскольку к 10 веку он смог подчинить себе Северное Причерноморье и значительную территорию Крыма. С существованием хазар тесно связана история Киевской Руси.

Важным местом для каганата была столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль. Именно этому городу посвящена статья.

Местоположение

Точное местоположение историками и археологами так и не было определено. Это связано с тем, что сам город был полностью заброшен. Одни ученые считают, что столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль - располагалась в 15 километрах от Астрахани. Другие предполагают, что город стоял севернее (вблизи современного Волгограда).

Единственным известным археологам городищем является Самосдельское, расположенное в Оно изучается с 1990 года и датируется 9-10 веком. Многие ученые считают именно его столицей хазар. Существует версия, что поселение было смыто Каспийским морем из-за повышения уровня воды.

В чем причина процветания

Столица Хазарского каганата была крупным морским и речным портом, а также важным торговым центром. Связано это было с выгодным местоположением города, через который проходили важнейшие торговые пути того времени.

Главные торговые направления в Средневековье:

  • Китай-Европа. Европейцы всегда интересовались вещами с Востока. Одним из главнейших товаров, за который они готовы были платить золотом, был шелк. Помимо него в порт доставляли пряности, предметы роскоши. По-другому эту дорогу часто называют Великим шелковым путем.
  • Биармия-Багдадский халифат. По этому пути торговцы обменивали серебро на меха.
  • «Из варяг в хазары». Этот путь открывал для хазар торговые возможности с Западной Европой. Дорога проходила через города Регенсбург, Прагу, Краков, Киев.

Существуют сведения, по которым становится известно, что русские купцы спускались по Волге в Итиль.

Что означает название Итиль

Город располагался в дельте реки, поэтому не удивительно, что в переводе с тюркского его название означает «река». Существует версия перевода с иврита, по которой название означает «таможенный налог», который действительно собирали с проходящих судов. Однако большее признание имеет перевод с тюркского языка.

Важно понимать, что название Итиль появилось по отношению к столице только в 10 веке. Так иностранцы стали говорить о городе, хотя хазары употребляли для всего поселения другое название, а известное нам было названием либо реки, либо одной из частей города.

Строения столицы

Ученые смогли приблизительно воссоздать облик города. Предполагают, что он состоял из трех частей, расположенных по сторонам света. Западная и восточная территории были разделены Волгой. Переправлялись между ними на лодках.

На западе от реки жил царь с приближенными и войском. Именно эту большую часть поселения и называли (к западу от реки Волга) Итиль. В ней проживало от 10 до 16 тысяч человек. Западная часть была отгорожена от поселения крепостной стеной, в которой было четыре выхода в виде ворот. Два из них выходили к порту, а два других - в степь.

Восточная часть города была торговым центром с расположенными в нем рынками, складами, банями.

Между ними (предположительно на острове) располагалась третья часть с дворцами для правителей. Они были созданы из обожженного кирпича. Простым жителям не разрешалось строить из этого материала, поэтому их жилищами были войлочные юрты, деревянные шатры. Некоторые люди жили в землянках.

Население города

Столица Хазарского каганата отличалась довольно пестрым населением. Здесь мирно сосуществовали христиане, язычники, мусульмане, иудеи. Мусульманская община состояла из купцов, ремесленников, царской гвардии. Иудейская - из купцов, жителей, которые спасались от преследований в Византии. Язычниками в основном были славяне.

Все споры между людьми решали судьи, которых контролировал специальный чиновник царя. Для иудеев, христиан и мусульман было по два судьи, для язычников - один.

Столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль - предполагала проживание только зимой. С апреля по ноябрь жители размещались на своих родовых участках земли, а беднота занималась полевыми работами. Вокруг города размещались деревни и пашни, урожай с которых доставлялся в Итиль по суше и воде.

Гибель города

Разрушена столица хазар (Итиль) была во второй половине 10 века. Это событие связывают с Святославом Игоревичем. Население, уцелевшее от взятия города, смогло укрыться на островах в дельте реки.

К началу 11 века русы покинули столицу и в нее смог вернуться хазарский царский двор. Однако город представлял собой, по словам ал-Бируни, развалины. Дальнейшая его история неизвестна.

Хазарский каганат (650 – 969) – крупнейшее средневековое феодальное государство Восточной Европы и мира наряду с империй Карла Великого, Византией и Арабским Халифатом.

Хазары вытеснили из Прикаспия на Среднюю Волгу степных булгар, которые основали там город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где смешавшись с южнославянскими племенами, положила начало болгарскому народу.

В 7 – 8 вв. из-за натиска через Кавказ арабов хазары обратились за помощью к тюркам, которые, несмотря на храбрость и воинственность, сами вынуждены были обороняться от наступления Китайской империи династии Тан. Представителя разбитой тюркской династии хазары сделали своим ханом. И тюркские воины стали защищать хазар от арабов. Было создано тюркско-хазарское государство на евразийских рубежах торговых путей. Поэтому не случайно здесь появились купцы, среди которых доминировали византийские и персидские евреи, контролирующие торговлю на западе Великого шелкового пути. Евреи появились в Восточной Европе за 6 веков до славян. Для Римской империи Восточная Европа была Сибирью. Позже из-за конфликтов с греками и персами евреи стали переселяться (бежать) на Северный Кавказ и Прикаспий.

В Еврейской энциклопедии принятие хазарами (частью правящей элиты) иудаизма в качестве официальной государственной религии относят к началу 9 века. Это позволило хазарам не попасть в религиозную и политическую зависимость от христианской Византии и исламского Арабского халифата.


Хазарская тамга (трезубец)

Евреи были грамотнее местного населения и стали доминировать в дипломатии, торговле и образовании и со временем вытеснили тюрок из хазарской власти. Примерно два столетия Хазарией правили еврейские каганы (цари, князья), добившиеся процветания страны благодаря международной торговле. Хазарский каганат славился правосудием и веротерпимостью.

Первоначально крупным центром еврейских поселений на Северном Кавказе был город «садов и виноградников» Семендер (в окрестностях современной Махачкалы) – административный центр области Джидан. От этого названия, возможно, как пишет Еврейская энциклопедия, связано распространение позднего славянского прозвища евреев «жид».

Хазарские евреи проявлял и активность в международной торговле, поэтому стремились селиться в местах пресечения важных торговых путей. В середине 9 века после переноса столицы Хазарского каганата в Итиль, расположенный в устье Волги недалеко от современной Астрахани, там сложилась наиболее крупная еврейско-хазарская община. Хазары-евреи были инициаторами перенесения столицы каганат на Нижнюю Волгу.

Волжское Понизовье - уникальный узел природных, социально-экономических и других коммуникаций в многомерном пространстве Евразии. Здесь Великая Евразийская степь при встрече с Великой рекой рождает энергетику высоких напряжений на геополитических, геоэкономических, природноэтнических и этноконфессиональных коммуникационных рубежах многомерного пространства. В отличие от гор, чаще всего выполняющих барьерные функции, открытая всем ветрам степь служит контактам между народами, своеобразной природной коммуникацией. Туда, где степь пересекается с судоходной рекой, тяготеют караванные пути, по которым со временем проходят стальные магистрали, усиливающие функции места.

Созданные самой природой естественные тучные кормовые угодья заливных лугов и степных пастбищ, плодородные земли (овощи, фрукты и бахчи), охотничьи угодья (сайгаки и птицы), рыбные богатства, включая осетровых, месторождения поваренной соли притягивали кочевые народы. Здесь дважды - в первом и втором тысячелетии - возникали центры евразийских государств на пересечении Великого Волжского пути в Персию и Индию и Великого шелкового пути из Китая в Европу. В прикаспийской степи затерялись следы средневековых столиц - хазарского Итиля, золотоордынского Сарая и Сарая ал-Джедида. В дальнейшем торговую эстафету приняла столица Астраханского ханства.

Хазарский каганат стал первым феодальным государственным образованием в Восточной Европе. Хазары контролировали Великий Волжский, донской и другие торговые пути, беря подати с иноземных купцов. Итиль и другие хазарские города осуществляли оживленные торговые связи с Византией, Крымом, Закавказьем и Центральной Азией. Транзитная торговля была фундаментом экономики, зависела от геополитической обстановки и, в свою очередь, способствовала миру в Евразии. Многочисленные караваны шли из Китая на Запад в направление к самым богатым европейским городам - арабской Кордове и византийскому Константинополю. Когда торговые связи пришли в упадок из-за крестьянских восстаний в Китае, хазарские купцы освоили Волжский торговый путь, продолженный вокруг Каспия в Багдадский халифат, куда направлялись караваны с мехами и рабами.

Хазарско-еврейские колонии были обнаружены в Саркеле на Дону на пресечении сухопутных и речных путей. В исторической науки существует гипотеза, что Киев как торговый центр на Днепре был основан хазарами около 830 года на границе леса и степи. Вот что пишет «Еврейская энциклопедия»: «Само название «Киев», возможно, соответствует имени начальника гвардии хазарского кагана Куйа. В былинах Днепр называется Израй-река (вероятно, от Израиль). С хазарами связана практически вся известная по летописи топонимика древнего Киева, включая «жиды», «жидовские ворота», Очевидно, с эпохой хазарского владычества связано возникновение еврейских общин в Чернигове, Смоленске, Владимире-Волынском и Перемышле».

В Хазарском каганате существовали еврейские общины в Крыму (Херсонес, Керчь, Кафа, Судак, Мангуп) и на Тамани (Фанагория, Тмутаракань).

В исторической науке не прекращаются дискуссии о хазаро-русских отношениях. По одной из версий, юго-восточные славянские племена из лесостепной зоны Восточной Европы еще в 8 веке начали платить хазарам дань за защиту от набегов кочевников (по шкуре горностая с дома в год).

По мнению советского профессора-археолога Михаила Артамонова только под покровительством хазар, защищавших от нападений кочевников славян, они смогли заниматься в Приднепровье земледелием. В начале 9 века сюда начали проникать викинги-норманны, занимавшиеся торговлей и разбоем. Первыми жертвами их нападений стали византийские колонии в Причерноморье.

Титул верховного правителя русов - «каган» - был заимствован у хазар и сохранялся киевскими князьями вплоть до Ярослава Мудрого. В начале 10 века у русов образуется заимствованная у хазар структура власти с сакрализацией верховного правителя. Русы использовали хазарский термин «бояре» для обозначения высшей социальной прослойки общества. До принятия христианства древнерусская культурная традиция находилась под значительным влиянием хазарской иудейской культуры. В «Повести временных лет» (первом общерусском летописном своде) содержится значительные элементы ветхозаветной еврейской традиции. В древнерусском законодательстве, особенно в «Русской правде», многие статьи заимствованы из талмудического права.

Древнерусское государство Киевская Русь начала формироваться вдоль торгового пути «из варяг в греки». Примерно на середине этого пути на рубеже леса и Великой степи восходит звезда стольного Киева, вокруг которого консолидируются в первой половины 10 века восточнославянские племена радимичей, северян и вятичей, отошедшие от хазар к русам.

Решающую роль в гибели Хазарского каганата сыграло Древнерусское государство. Первый серьезный конфликт хазар с русами произошел около 913 года. Существует гипотеза (В. Ключевский, Л. Гумилев, В. Кожинов) о «хазарском иге» на Руси. После гибели киевского князя Игоря в 945 году древнерусское государство продолжало согласовывать свою внешнюю политику с хазарским каганом. Так продолжалось до 964/65 года, когда князь Святослав начал серию военных походов, разбил хазарское войско во главе с каганом, разгромил столицу Итиль и северокавказский город Семендер. В это время на Хазарию напали огузские племена. Хазарский каган обратился за военной помощью к Хорезму в обмен на приятие ислама (кроме кагана). Но в 968/69 годы на Хазарию вновь напали русы, разорившие Итиль и Семендер.

Преемником Хазарского каганата после его распада и новым политическим гегемоном Восточной Европы стал Русский каганат - Киевская Русь. Принятие Русью при князе Владимире христианства (988) определило переориентацию Руси на византийскую культурную традицию. Перед князем стояла непростая задача выбора веры между «латинским» христианством, православием, исламом и иудаизмом.

В русской летописи описывается религиозный диспут представителей разных религий, среди которых названы и хазарские евреи. Русичи упрекают евреев в том, что у них нет своего государства. Была выбрана православная вера, не запрещающая князю бражничать с дружиной.

После распада Хазарского каганата в Киеве сохранилась влиятельная хазарско-еврейская община с ветхозаветным влиянием на раннее русское христианство. Часть хазар оказалась в сфере влияния Хорезма, часть - под покровительством государства Ширваншахов на Кавказе, а часть - под властью Киевской Руси. Небольшая еврейская автономия с центром в Семендере - просуществовала до монголо-татарского нашествия в 1238/39 годы.

Проблема потомков хазар до сих пор остается предметом многочисленных дискуссий.

Наиболее известна теория о хазарском происхождении современных восточноевропейских евреев - ашкеназов. Эта теория использовалась арабами в 1947 году при разделе Палестины и впоследствии другими антисионистскими организациями для доказательства того, что у евреев нет исторического права на Эрец-Исраэль (библейскую землю обетованную).

Другая теория предполагает после распада Хазарского каганата массовую миграцию хазарских евреев на запад, на территории современных Галиции, Волыни и Польши. Популярны хазарские теории происхождения крымских караимов, крымчаков (ортодоксальных иудеев Крыма), горских евреев Дагестана и Азербайджана.

Проблемы хазаро-русских отношений изучали русские историки В. Татищев, Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский и украинский историк М. Грушевский. Истории Хазарии посвящена монография профессора Тель-Авивского университета Абрахама Поляка. Лев Гумилев выдвинул гипотезу об исчезновении хазарских городов в Нижнем Поволжье в результате так называемой трансгрессии Каспия.

***
В середине 13 века, пройдя ураганом тысячи километров евразийской степи, кочевые монголы остановились у заливных лугов Волго-Ахтубинской поймы, обеспечивающей надежную естественную круглогодичную кормовую базу для скотоводства. Здесь закладывается фундамент Золотой Орды. Возрождается созданный в Хазарии коммуникационный узел международной торговли.

Литература о Хазарском каганате:
Михаил Артамонов Очерки древнейшей истории хазар, 1936; История хазар. Л., 1962.
Абрахам Поляк Хазария: история еврейского государства в Европе (на иврите), Т.-А., 1944.
Лев Гумилев Открытие Хазарии. М., 1966.
Лев Гумилев От Руси к России. - М.: Экопрос, 1992.
Татьяна Грачева Святая Русь против Хазарии. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы.- М.: Зерна, 2013.

Владимир Филиппов, Михаил Елисеев Русь против Хазарии. 400-летняя война. – М.: Эксмо, 2014.

Что собой представлял Хазарский каганат?

Хазарское государство существовало в VII – X вв. Столицы – города Семендер на реке Сулак в Дагестане и Атиль в устье Волги. Образован был каганат угро-финским племенем савиров и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в Восточное Предкавказье в VI в. Среди этих тюрков было и племя ко-са – оно, по предположению ученых, дало название народу хазар. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях. Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный – письмо Х в. от хазарского царя Иосифа к испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии. Но несмотря на множество источников, о Хазарии известно очень мало. Мы рассмотрим только то, что было до и во время существования Русского каганата, то есть до первой половины IX в.

Вот как выглядит квинтэссенция истории хазар VII – начала IX в. по письменных источникам. Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского полуострова. Тогда хазары формально были зависимы от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. И в первой четверти VII в. зарождающееся Хазарское государство уже было самостоятельным, но еще не называлось каганатом. Ведь каган в евразийских степях – это титул, который приравнивался к императорскому у европейцев, а каганат – сильное и могущественное государство, под властью которого находится множество племен.

Рядом с хазарами, в Запандом Предкавказье, в VII в. рас – полагалось другое кочевое государство – Великая Болгария. В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили его, преследуя болгар, по словам царя Иосифа, до реки Дуна, под которой надо понимать все же не Дунай, а Дон, судя по словам византийской хроники Феофана Исповедника. С того момента, как считают некоторые ученые, Хазария стала каганатом.

Известно, что хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начинаются периодические вторжения хазар в район Дербента с целью грабежа этого богатого торгового центра. Эти действия хазар и союзных им племен кавказских алан побудили арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда выступить в поход на Хазарию. В 737 г. Мерван взял столицу Хазарии – Семендер, а каган, спасая свою жизнь, пообещал ему принять ислам. Однако этого не случилось.

В Хазарию, расположенную на самом важном в Восточной Европе VII – IX вв. Волго-Балтийском торговом пути, в середине VIII в. прибыли еврейские купцы, вероятно, из Хорезма и Византии. Хазарская легенда гласит, что царь Булан предпочел иудаизм христианству и исламу, так как мусульманский и христианский проповедники оба признавали закон Моисея. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где глава и высшая знать исповедовали иудаизм, но не в ортодоксальной форме (хазарские иудеи еще не знали Талмуда, считали себя потомками сына Ноя Иафета, а не Сима, а каган и его окружение содержали большие гаремы).

И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, основным занятием было скотоводство. От тюрков хазары сохранили жесткую систему социальной организации – «вечный эль». В центре нее находилась орда – ставка кагана, который «держал эль», то есть возглавлял союз родов и племен. Высшим сословием были тарханы – родовая аристократия, а среди них самыми знатными – выходцы из рода кагана. Изначально государством правил каган, но постепенно, в VII – VIII вв. ситуация изменилась. «Заместитель» кагана, шад, который командовал войском и занимался сбором налогов, стал его соправителем (его стали называть каган – бек). А к началу IX в. каган потерял реальную власть и стал сакральной, символической фигурой. Теперь он назначался беком из людей определенной знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько тот хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным. В ином случае его убивали. При жизни кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, потому что думали, что он потерял свою сакральную силу. Гвардия, охранявшая властителей, была наемной и состояла из 30 000 мусульман и русов.

IX в. стал временем расцвета Хазарии. В конце VIII – на – чале IX в. потомок князя Булана Обадия совершил религиозную реформу, приняв как государственную религию раввинистический иудаизм, признававший Талмуд. Несмотря на некоторое противодействие, очевидно, Обадия смог объединить вокруг себя часть хазарской знати.

Все эти сведения об образе жизни и общественном строе хазар известны по арабо-персидским источникам (арабам часто приходилось сталкиваться с хазарами на Кавказе) и по письму царя Иосифа. Никакой «грандиозности» этого государства по свидетельствам современников не ощущается, так же как и в описании его границ, внимательно рассмотренном ранее.

Экономика Хазарии, по мнению очевидцев, также не соответствует самому сильному государству Восточной Европы, от которого зависели все окрестные племена. Известный географ Мукаддаси, описывая общее положение хазар, говорит об их чрезвычайной бедности: «нет ни скота, ни плодов». На дагестанских территориях Хазарии отмечают поля, сады и виноградники, что было традиционным в этом районе и до хазар. Принципиальные сведения о хазарской экономике сообщают Истахри и Ибн Хаукаль:

«Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбного клея» .

По словам анонимного автора «Пределов мира», уже цитированным раньше, Хазария поставляла рогатый скот и рабов. Причем территория, откуда поставляли рабов, ограничивалась землями хазарских печенегов. Больше ничего хазары не производили и жили за счет транзитной торговли, ибо находились в южном конце Волго-Балтийского пути: хазары закупали у русов, булгар и в Куйабе меха и перепродавали по всему свету. Но об этом пишут уже географы школы аль-Балхи, чьи сведения относятся в основном к Х в. Ни в «Худуд аль-алам», ни в других произведениях, сохранивших данные первой половины IX в., о таких масштабах транзитной торгов – ли не сообщается.

Более того, необходимо еще раз повторить, что ни один арабский или персидский автор не упоминает о русах и славянах, зависимых от хазар! Не говорит об этом даже царь Иосиф. О каких-то конфликтах между этими племенами упоминает лишь «Генеалогия тюрок» – источник, сложившийся в хазаро-персидской среде в VIII – X вв. и известный по рукописям XII – XIV вв. Эта генеалогия персонифицирует отношения между народами, перенося их на легендарных прародителей. Согласно этому источнику, Рус был братом Хазара и, вторгшись в землю последнего, поселился там. Саклаб, племянник Руса и Хазара, попытался вселиться в область Руса, Хазара и Кимера (легендарного предка булгар и буртасов). После того как Саклабу не удалось поселиться на юге, он добрался до того места, где «сейчас находится земля славянская». Даже здесь не упоминается о какой-либо зависимости славян от хазар. Наоборот, указывается на славянскую экспансию в южном от Поднепровья направлении. Что это за экспансия – рассмотрим позже.

Памятники хазарской эпохи в Дагестане

Таким образом, по состоянию на VIII – начало IX в. ни данные аутентичных (то есть одновременных) письменных источников, ни археологические материалы не подтверждают существования огромного Хазарского каганата, якобы простиравшегося от Нижней Волги до Днепра. Еврейско-хазарская переписка и арабо-персидские географы локализуют Хазарию в восточном Предкавказье и в дельте Волги, причем крайним пограничным пунктом с запада в письме Иосифа называется крепость Саркел (Левобережное Цимлянское городище), а до 30-х гг. IX в. и низовья Дона не входили в Хазарский каганат.

Данные археологии полностью подтверждают такое расположение Хазарии. СМК представляет собой культурно-историческую общность, сложившуюся у нескольких разных и не связанных единым государством этносов вследствие сходных природных условий обитания и общих в целом видов хозяйственной деятельности. Данная КИО включает в себя и культуры алан Северного Кавказа (краниологический тип, керамика, крепостное строительство, прикладное искусство – сходство с лесостепным вариантом СМК), Волжской и Дунайской Болгарии (краниологический тип, обряд погребения, керамика, крепостное строительство, домостроительство, прикладное искусство, ремесло – сходство с праболгарскими вариантами).

На нижней Волге и в восточном Дагестане, где современники локализуют Хазарию, выделяются дагестанский и крайне неисследованный нижневолжский варианты СМК, менее всего связанные с СМК «в узком смысле». При этом хазарский этнос в «чистом виде» еще не выявлен (подкурганные погребения с ровиками могут трактоваться не яснее, чем «тюркские»), до сих пор не обнаружены города Итиль, Семендер, Беленджер. Поэтому есть все основания уже на новом уровне согласиться с выводами Б. А. Рыбакова, А. Г. Кузьмина, Г. С. Федорова: Хазарский каганат к началу IX в. представлял собой небольшое полукочевое государство, имевшее некоторое влияние лишь за счет положения на Шелковом и Волго-Балтийском торговых путях. Представления же об огромных размерах Хазарии, благодаря которой в VIII – IX вв. восточные славяне осваивали новые земли, действительности не соответствуют.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Хазарский каганат 685 Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева - а он специально изучил вопрос Хазары

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат возник в 650 году и пал только в 969 году под ударом войска варяжско-русского князя Свендослава-Святослава. Это было гигантское государство, занимавшее все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Итак, к середине VII в. карта Восточной Европы изменилась. В лесах развивались славянские княжества, в степях господствовали Болгария и Хазария, на Северном Кавказе вернула независимость Алания, а в горах восточной части Кавказа

автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат и печенеги В 967 году Хазарский каганат пал под ударами войска князя Святослава. И оказалось - каганат сдерживал движение в южнорусские степи кочевников-печенегов. Печенеги уже в 915 и 920 годах воевали с князем Игорем. В 943 году Игорь заключил с ними союз

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

II. Русь и Хазарский каганат Выше обрисованы, конечно, только самые общие (и к тому же далеко не полные) контуры явления, вошедшего в историю под именем Хазарского каганата. Но нам пора перейти к роли каганата в истории Руси. Мы видели, что уже Карамзин подверг сомнению тот

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ Еще в 70-е годы VI в. тюркюты достигли Кавказа и берегов Черного моря. Именно от них хазары заимствовали многие политические институты своего Хазарского каганата. В описаниях хазар упоминаются привычные тюркские титулы вождей и старейшин. Однако

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

9. Что представлял собой новый курс Рузвельта? К началу 1930-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса.Но экономический кризис 1929–1933 гг. убедительно продемонстрировал, что «уникальная» система

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Хазарский каганат Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VI Хазарский каганат О хазарах известно со времён европейской империи гуннов IV–V вв. н. э. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (6, с. 146–152).История возникновения и таинственного

Случайные статьи

Вверх