Материал для учителей-логопедов "логопедическое сопровождение детей с овз". Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому, и детьми с ограниченными возможностями здоровья Советы логопеда по работе с детьми овз

Здравствуйте! Я логопед в детском саду. По жалобе родителей, заведующий увеличил количество занятий с трех раз в неделю до пяти с ребенком с ОВЗ (предполагаемый диагноз моторная аллалия, документов от врачей или ПМПК мама не предоставляет) мне и психологу. Получается, что у ребенка 10 коррекционных занятий в неделю и занятия в группе детского сада. Правомерно ли это? Подскажите в каких документах прописана норма занятий детям с ОВЗ. Заранее спасибо. Татьяна.

Ответ: 1) Относительно непредоставления документов ПМПК следует указать:

— согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» (далее – Закон) обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— в соответствии с п. 10 Положения о ПМПК (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082) основным направлением деятельности комиссии является оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций … по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ…;

— согласно п. 14 Положения о ПМПК обследование обучающихся с ОВЗ … осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций … с письменного согласия их родителей (законных представителей).

— согласно письму Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» логопед поддерживает связь с … врачами-специалистами детских поликлиник и ПМПК.

То есть, при приеме в логопедическую группу ребеночка с ОВЗ согласно указанной норме Закона Вы обязаны получить подтверждение ПМПК. Если такого подтверждения нет, то детский сад в лице логопеда может направить ребеночка на обследование в ПМПК по согласию родителя. Логопед также обязан поддерживать связь с ПМПК, в рамках которой может уточнить особенности занятий с конкретным ребенком.

2) Относительно нормы занятия с ребеночком с ОВЗ следует отметить:

— согласно п.3 Приложения к приказу Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 норма часов за ставку логопеда составляет 20 часов в неделю;

— в соответствии с приказом Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются для детей:

  • при индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, заикание, мутизм, ринолалия и др.) — 1,5 посещения в час.
  • при индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) — 4 посещения в час.

— согласно письму Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (далее — Письмо):

  • периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития;
    индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
  • продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

То есть, предельных норм на проведение занятий с одним ребеночком с ОВЗ не установлено, периодичность таких занятий зависит от тяжести нарушения. Однако с учетом Вашей нагрузки все дети с ОВЗ с указанными в Письме нарушениями должны посещать не менее 3-х индивидуальных занятий с Вами.

Владимир Коржов, юрист.

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Актуальность проблемы

Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». В настоящее время сложилась устойчивая тенденция иждивенчества. Бытует расхожая фраза, что инвалид должен быть равным среди равных. На наш взгляд, инвалид по своим моральным и психологическим показателям, должен превосходить здорового человека, поскольку на его долю выпал более тяжелый путь. И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, тренинги, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной

дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально-

психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. В нашей школе обучаются дети с ЗПР, и умственной отсталостью. Практически все они имеют те или иные нарушения речи. Поэтому стало необходимостью создание специальной программы коррекционно-логопедической помощи этим детям.

Особенности речевого развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями .

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого школьника, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к незначительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Умственно отсталые дети из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового речедвигательного анализаторов с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дальнейшее развитие протекает медленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя речи, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт - подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

Задачи программы

- Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

- Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

- Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;

- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения.

Должностной инструкции учителя – логопеда

Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МО иНРФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

Преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

Создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

Коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

Место предмета в учебном плане

Для детей с ОВЗ в учебном плане выделены коррекционные занятия с учителем – логопедом. Так как у данной группы учащихся чаще всего страдают все стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая) для каждого ребёнка разрабатывается своя адаптированная под него программа, основой которой является программа для работы с детьми ОНР. Программный материал распределяется (примерно) таким образом: развитие звуковой стороны речи - 80 часов, коррекция грамматической стороны речи - 90 часов, развитие лексической стороны речи – 67 часов, развитие связной речи – 50 часов. Все часы распределяются на 4 года обучения в начальной школе. Программы корректируются в зависимости от успешности освоения материала. Так дети с ЗПР могут освоить данный материал за 4 года обучения, а дети с умственной отсталостью за 5-6 лет. В зависимости от уровня развития речи дети занимаются 2-3 часа в неделю. Соответственно 68 – 102 часа.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Направления коррекционной работы

Характеристика содержания

Мероприятия

Сроки

Диагностическая работа

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи;

- ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии речи и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевым недоразвитием, выявление его резервных возможностей;

- системный разносторонний контроль специалиста за уровнем и динамикой развития речи обучающихся;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Обследование учащихся 1 - 4 классов с целью выявления детей с нарушениями устной и письменной речи.

Анализ письменных работ учащихся

Обследование детей, обучавшихся на логопункте, с целью оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

По плану работы начальной школы

В течение года

Коррекционно-развивающая работа

- выбор оптимальных для развития ребёнка с речевым недоразвитием коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

Комплектование групп обучающихся в соответствии с уровнем речевого недоразвития.

Сентябрь

Коррекционно-развивающая работа (продолжение)

- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекция и развитие высших психических функций;

Составление расписания, корректировка рабочих программ.

Проведение систематических логопедических занятий с учащимися с речевым недоразвитием в соответствии с рабочими программами и расписанием

Сентябрь, начало каждой четверти

Консультативная работа

- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с речевым недоразвитием, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование учителей начальных классов и педагогов-предметников по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимися с проблемами речевого развития;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка с речевым недоразвитием.

Консультации:

По результатам диагностики

По индивидуальным запросам педагогов и родителей

Сентябрь – октябрь

В течение года

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984, 1999). В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий. В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.

Содержание

коррекционно-воспитательной работы

(ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приемов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения;

II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

I.2 Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

5) обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

7) подведение итогов занятия;

8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Познавательные УУД:

Формировать умения:

ориентироваться в материале занятия: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

отвечать на простые вопросы учителя-логопеда, находить нужную информацию в иллюстрированном материале.

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

извлекать информацию из схем, иллюстраций.

подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД

Формирование коммуникативных умений и навыков:

ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

подведение итогов занятия;

формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Регулятивные УУД:

Развитие и совершенствование:

устойчивости внимания;

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности;

произвольности общения и поведения;

Личностные УУД:

Формирование умения:

ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

осознания ценности своей семьи, своих родственников, любви к родителям.

проявления интереса (мотивации) к учению.

оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов и иллюстраций с точки зрения общечеловеческих норм.

Динамика развития ребёнка за год

УЧЕБНЫЕ ПЕРИОДЫ

III

Состояние звукопроизношения

Наличие ошибок в письменной речи

Наличие ошибок при чтении

Речевая активность на уроке

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут в разной степени (в зависимости от тяжести отклонения) восполнены пробелы:

в развитии звуковой стороны речи

в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

в формировании связной речи

в развитии общей и мелкой моторики

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего, имеющих физические и психические нарушения развития, такие как: задержка психического развития, умственная отсталость..

Планируемые результаты освоения программы обучающимися .

В коррекционно-логопедической работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, оценку продвижения ребенка в речевом развитии, овладении коммуникативными навыками, которые, в конечном итоге, составляют основу адаптации обучающихся в социуме.

1 уровень (к концу 4 класса).

Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

Поставлены и отдифференцированы все звуки;

Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.

Паначёва Вера Николаевна, учитель начальных классов, учитель-логопед МБОУ «СОШ №8 МО «Ахтубинский район» Астраханская область

Малофеев Н.Н. От выявления дефекта к индивидуальному плану развития ребенка // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции. СПб., 2001. - Ч.1.- С. 19-25.

Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М.: Права человека, 2001. - С. 30-46.

Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Просвещение, 2003 - 164 с. + Приложение.

Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 312 с.

Стребелева А.Е., Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Учеб. издание. - М.: Просвещение, 2010. - 271 с.

Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей- инвалидов // Социологические исследования. 2003. – № 5. – С. 100-106.

Панчева В.Н.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО «КГУ»)

Повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров

(факультет)

Кафедра

Р Е Ф Е Р А Т

Тема « Логопедическая работа с детьми с ОВЗ»

Выполнила Лебедева М,Н.______________

фамилия, инициалы

Руководитель _Иванов В.А.,профессор,доктор медицинских наук_

фамилия, инициалы

2015

Содержание

    Введение

2. Виды логопедических работ

3. Заключение

1 Введение

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Поэтому своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.

С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.

Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).

Таким образом, при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий логопедическая служба ставит перед собой следующие задачи:

    уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)

    нормализация просодической системы речи

    формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи

    развитие фонематического восприятия и звукового анализа

    развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

    нормализация лексико-грамматических навыков

Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми с ОВЗ являются:

1.Коррекция речедвигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);

2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).

3.Укрепление артикуляционного аппарата.

Неотъемлемой частью логопедической работы является логопедический массаж. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус. В зависимости от диагноза мы применяем расслабляющий и укрепляющий массаж. Для уменьшения гиперкинезов проводится специальный массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж. Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, мы в своей работе используем элементы самомассажа. Дети с логопедом работают с массажными мячами, кольцами су-джок. Очень нравится учащимся работа с сыпучими материалами (греча, горох, желуди, каштаны), работу с этими предметами мы тоже используем, как элементы самомассажа.

Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Данные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой, специально подобранной для таких занятий.

У детей с ОВЗ возникают трудности при обучении технике письма, вызванные, прежде всего несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удержания ручки. Разработаны целые специальные комплекты пальчиковых игр и упражнений: упражнения с кольцами су-джок, работа с сыпучими материалами (греча, горох), игры с песком, водой, конструкторы из крышек от бутылок, упражнения со счётными палочками

Специфические затруднения при письме у детей с овз чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки. Это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв и слогов. Предупреждению дисграфии у детей с ОВЗ способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи используем в своей работе игры на развитие голоса.

Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Для этого в логопедические занятия включаем специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда.

Недостаточная сформированность грамматического строя у учащихся выражается, прежде всего, в наличии морфо-синтаксических ошибок. Поэтому наши занятия опосредованы практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующую познавательную деятельность ребёнка.

На своих занятиях проводим с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом, коррекции подвергается вся речевая система.

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности; психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

Характерной для логопедической работы с детьми с овз является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую. Следует поддерживать у ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

Коррекционная работа по исправлению рече-двигательных нарушений проводится не только логопедами, а совместно с учителями, воспитателями, инструкторами ЛФК, медицинским персоналом и родителями.

2Рассмотрим более подробно основные виды работ логопеда с детьми с ОВЗ.

1.Логопедический массаж . В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Виды массажа:
- Массаж биологически активных точек (БАТ).
- Массаж языка с применением специальных приспособлений (логопедические зонды, шпатели, щеточки).
-Элементы самомассажа лица, шеи.
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой.
Основные приемы массажа:
Поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.
Выбор приема массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата
Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. Примеры релаксационных упражнений:
1) «Олени»
Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени…Руки не напряжены и расслаблены. Знайте девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики! Дышится легко…Ровно…Глубоко.
2)«Хоботок»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а расслаблены.
3)«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…
3. Дыхательные упражнения . Важнейшие условия правильной речи- это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий, особенно с детьми, имеющими дефекты произношения, с заикающимися детьми.
1)«Снегопад». Сделать маленькие комочки из ваты. Предложить ребенку положить комочек ватки на ладошку и сдуть ее. То же самое упражнение выполнить держа комочек ватки над носом. Подуть вверх.
2)«Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейлей и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку. Чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
4.Дыхательная гимнастика . Была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
1)Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Встать прямо, показать ладошки зрителю, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха, пауза. Нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха.
На занятиях с детьми мы проводим следующие упражнения:
2)«Погончики», 3)«Насос»,4) «Кошка», 5)«Обними плечи», 6)«Повороты головы», 7)«Китайский болванчик».
5. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения : «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».(Разные виды гимнастик для губ, щек, челюстей, языка).
6.Пальчиковая гимнастика.
В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.
При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.

Учитель – логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным, с ребенком работает педагог- психолог.
Игры: «Это правда или нет», «Запомни картинку», «Скороговорки разной длины», «Пары слов».
7. Гимнастика для глаз . Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Упражнение «Филин»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз.
Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме! А вот любой маленький успех, даже незначительное, казалось бы, достижение, становится общим ПРАЗДНИКОМ!

3.Заключение

В конце учебного года составляется годовой отчет о работе логопеда. В отчете отмечается общее количество детей с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количество школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, поставленных на очередь.

Список литературы:

1 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах- М.,2001

2 Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых детей – М., 1988

3 Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой.- М..1989

4 Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. М., 1973

5 Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М..1994

6 Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. В 2-х т.- М..1997

«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ДОУ. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект.

В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

Возникающие проблемы, затрудняющие совместную деятельность воспитателя и логопеда:

Совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой ДОУ;

Нет единых требований к организации совместной деятельности воспитателя и логопеда в нормативных документах, методической литературе;

В рамках рабочего времени возникает сложность в распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;

Отсутствует четкое деление функции между воспитателем и логопедом.

Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:

1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

2. Принцип единства диагностики непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

3. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.

4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

5. Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования правильной речи.Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются в тесном сотрудничестве.

Преемственность в работе с детьми ОВЗучителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.

Формы коррекционно-развивающей работы между специалистами в ДОУ:

– беседы,

– консультации,

– семинары

Практикумы,

– открытые просмотры,

– мастер-классы.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:

1. Совместное планирование занятий воспитателя, которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.

2. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении, также составление плана совместной работы.

3. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

4. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

В функции логопеда входит:

– формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;

– изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

– совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

– работа над коррекцией звукопроизношения;

– работа над коррекцией слоговой структуры слова;

– формирование послогового чтения;

– знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;

– обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;

– предупреждение нарушений навыков письма и чтения;

– развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.

К функциям воспитателя относят:

– пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической темев процессе всех режимных моментов;

– учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;

– системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;

– стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;

– использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;

– закрепление навыков чтения и письма;

– формирование связной речи (такими методами, как заучивание стихотворений, текстов, потешек, знакомство с художественной литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);

– закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

– развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Необходимые игры и упражнения :

Дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами;

Упражнения для развития артикуляционного аппарата;

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

Упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;

Работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

Лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.

Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:

Проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;

Использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые воспитателем и логопедом, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

Применение всевозможных логопедических игр и упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);

– проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.

Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий,оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.

Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.

Список литературы:

1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебноепособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. –Москва:Академия, 2006. –144 с.

2. Лизунова,Л. Р.Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие. –Пермь: ОТ и ДО, 2010. –114с.

3. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного Образования.–Москва: Центр педагогического образования, 2014. –32

Случайные статьи

Вверх