Нечестивы те кто не побит. Нечестивец, нечестивый. Смотреть что такое "Нечестивец, нечестивый" в других словарях

Втор 13:13 ...что появились в нем нечестивые люди из среды тебя...
2Цар 7:10 ...и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,..
2Цар 23:6 ...А нечестивые будут, как выброшенное терние,..
1Пар 17:9 ...и нечестивые не станут больше теснить его, как прежде,..
Пс 1:4 ...Не так – нечестивые , [не так]:..
Пс 1:5 ...нечестивые на суде,..
Пс 5:6 ...нечестивые не пребудут пред очами Твоими:..
Пс 9:18 ...Да обратятся нечестивые в ад, –..
Пс 10:2 ...Ибо вот, нечестивые натянули лук,..
Пс 11:9 ...Повсюду ходят нечестивые ,..
Пс 30:18 ...нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде...
Пс 36:14 ...Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой,..
Пс 36:20 ...а нечестивые погибнут,..
Пс 36:34 ...и когда будут истребляемы нечестивые , ты увидишь...
Пс 50:15 ...и нечестивые к Тебе обратятся...
Пс 57:4 ...С самого рождения отступили нечестивые ,..
Пс 67:3 ...как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия...
Пс 72:12 ...И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,..
Пс 74:9 ...Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли...
Пс 91:8 ...Тогда как нечестивые возникают, как трава,..
Пс 93:3 ...Доколе, Господи, нечестивые ,..
Пс 93:3 ...доколе нечестивые торжествовать будут?..
Пс 108:2 ...ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные;..
Пс 118:95 ...Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить;..
Пс 118:110 ...Нечестивые поставили для меня сеть,..
Пс 140:10 ...Падут нечестивые в сети свои,..
Притч 10:30 ...нечестивые же не поживут на земле...
Притч 12:21 ...нечестивые же будут преисполнены зол...
Притч 14:19 ...и нечестивые – у ворот праведника...
Притч 21:12 ...как повергаются нечестивые в несчастие...
Притч 24:16 ...а нечестивые впадут в погибель...
Притч 28:12 ...но когда возвышаются нечестивые , люди укрываются...
Притч 28:28 ...Когда возвышаются нечестивые , люди укрываются,..
Ис 57:20 ...А нечестивые – как море взволнованное,..
Ис 59:7 ...мысли их – мысли нечестивые ;..
Иер 5:26 ...Ибо между народом Моим находятся нечестивые :..
Дан 12:10 ...нечестивые же будут поступать нечестиво,..

Иуд 1:4 ...издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые ,..
Иуд 1:15 ...которые произносили на Него нечестивые грешники...

1Мак 7:5 ...И пришли к нему все мужи беззаконные и нечестивые из Израильтян,..
3Езд 8:25 ...не обращай внимания на нечестивые дела язычников,..
3Езд 9:13 ...Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться,..
Прем 1:16 ...нечестивые привлекли ее и руками и словами,..
Прем 3:10 ...Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание...
Прем 11:10 ...тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые ;..
Прем 12:4 ...и нечестивые жертвоприношения,..
Прем 16:16 ...ибо нечестивые , отрекшиеся познать Тебя,..
Сир 9:15 ...Не одобряй того, что одобряют нечестивые :..
Сир 41:11 ...Горе вам, люди нечестивые ,..
Сир 41:13 ...так нечестивые – от проклятия в погибель.

Одно из самых удивительных свойств Библии состоит в том, что своей согласованностью она всегда как бы унижает тех, кто упорствует в ложных и ошибочных толкованиях, якобы разъясняющих Слово Бога. При внимательном прочтении простых библейских текстов, как правило, оказывается, что такие толкования всегда выглядят глупо. Примечательный в этом отношении текст был записан в пророчестве о «северном и южном царях», которое было дано пророку Даниилу. И вот что сказал ему ангел о понимании предсказанного:

«…Эти слова оставлены в тайне и запечатаны до времени конца… Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Даниил 12:9, ПНМ, Даниил 12:10, СП).

Часто бывает, что люди, читающие эти слова, думают будто Бог специально напустил на это пророчество туман, который должен исчезнуть только ко «времени конца». При этом, мало кто задумывается над тем, что пророк прямо объявляет «нечестивыми» тех, кто не поймет этого пророчества во «время конца». Но как быть с теми, кто это пророчество «не разумеет» сейчас, но при этом утверждают, что «время конца» уже настало? Нагляднее всего это можно увидеть на примере Свидетелей Иеговы, наполнивших всю планету свидетельством «о Царстве» и о «времени конца», как об уже наступивших с 1914 года. При этом, за прошедшее столетие организация Свидетелей так и «не уразумела» пророчества о последнем «царе северном». Вот, например, что было написано об этом в одном из последних журналов:

«Как усердные исследователи Слова Бога мы с нетерпением ожидаем увидеть, кто же проявит себя в ближайшем будущем северным царем» (журнал «Сторожевая Башня» от 15.05.2015, стр. 30., издан Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, © 2015)

Примечательно, что Свидетели представляют себя здесь «усердными исследователями Слова Бога». Еще, шестнадцать лет назад, Свидетели Иеговы издали книгу «Внимайте пророчеству Данила! », авторы которой истолковали слова Даниила о «мудрых, очищенных, убеленных и переплавленных» как о руководителях своей организации (стр. 293, абз. 13,14, издана Обществм Сторожевой Башни, Библий и Трататов, © 1999). Но если «время конца» наступило еще 100 лет назад, и в лице Свидетелей уже появились «мудрые» служители Иеговы, то почему никто из них «не разумеет» этого простого пророчества? Как же они могут называть себя «усердными исследователями Слова Бога», когда пророк Даниил говорит, что во «время конца» пророчество о царе северном «не уразумеют» только нечестивые? Грустно об этом говорить, но насколько же унизительно это звучит!

Но гораздо страшнее то, что такой ситуацией и проповедью о преждевременно наступившем «времени конца» позорится Святое Имя Бога, – теми, кто посвятил себя прославлять Его. Почему же Свидетели не разумеют это пророчество? Можно ли их назвать нечестивыми? И почему никто из нечестивых этого не поймет?

Почему Свидетели не разумеют пророчество Даниила?

Так же и апостол Павел пишет о том, что преждевременное провозглашение наступившего Дня Господа имеет прямое отношение к «человеку беззакония» (2 Фессалоникийцам 2:2,3,НМ). Это согласуется со словами Христа, что знать срок установления Царства - это не человеческого ума дело! Фактически, непослушание Христу в этом вопросе тоже является «беззаконием»:

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?..» (см. Луки 6:46-49).

И если, вопреки Иисусу, какие-то люди начинают высчитывать это время, то разве они могут считаться в глазах Христа и Бога «мудрыми, очищенными, убеленными и переплавленными»? Учитывая всё это, становится ясно, что именно беззаконное вычисление срока Царства и беззаконное провозглашение якобы наступившего Дня Господа являются главными причинами того, что в целом Свидетели Иеговы «не разумеют» пророчество Даниила о последнем «царе северном» и о «времени конца». Как это ни печально, но в этом контексте такие люди не могут с чистой совестью думать, что являются в глаза Бога праведными, мудрыми или испытанными.

«И не уразумеет сего никто из нечестивых…» Почему?

Тем не менее, будут те, кто не уразумеет глобальные пророчества даже в грядущее «время конца». Почему же никто из нечестивых не сможет их понять? Интересную часть ответа на этот вопрос можно найти в том, как описывает гибель нечестивых апостол Павел:

Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших… (2е Фессалоникийцам 1:6-9)

Павел явно указывает признаки нечестивых. Во-первых, они будут оскорблять настоящих служителей Бога.

Во-вторых, они не покорятся , которая будет звучать с уст этих святых в подлинное «время конца», то есть тогда, когда будет исполняться и пророчество Даниила. Следовательно, не принимая их весть, нечестивые не поймут и само пророчество о последнем «царе северном», который появится только в то время.

В-третьих, и это самое страшное, к тому времени нечестивые так и «не познают Бога» как личность. В самом деле, если человек не знает Бога, то как он может понять Его слова? Это еще труднее, если такой человек нечестивый. Разве может понять пророчества от чистого Бога человек, который нечист своим умом? Никак не может.

Например, двум читателям дали одинаковый текст, в котором была написана искренняя хвала Свидетелям Иеговы. Первому сказали, что этот текст написал человек, долгие годы верой и правдой служивший Свидетелем Иеговы. Но второму читателю сказали, что этот текст написал лютый враг Свидетелей, который оскорбляет, унижает и критикует их за дело и без дела. Как отреагирует на одинаковый текст каждый из читателей? Если первый сможет поверить в искренность написанного, то второму читателю будет тяжелее сделать это. Скорее всего, искренняя хвала покажется ему саркастической насмешкой, которую написал злой недоброжелатель.

Как видно, даже по-человеческому рассуждению это легко объяснимо. Как может понять честного человека тот, кто всю свою жизнь жил по принципу «все лгут; не солжёшь, не проживёшь» ? Конечно, никак! Лживый человек никогда не поверит честному. Он будет считать честного наивным глупцом или слишком хитрым. В каждом слове честного человека закоренелый лжец будет подозревать подвох и злой умысел, как написано:

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Титу 1:15,16).

Лукавый ум, наполненный нечестием и коварством, неспособен принять за истину простые слова чистого, любящего и честного Бога. Лукавому человеку просто не помещается в уме, что Бог может быть великим и одновременно простым и доступным (ср. Иоанн 15:15). Такой человек не понимает, что Иегова не делает западни для честных и искренних, Он всегда открыт для взаимодействия с ними (Псалом 16:26-28). Для праведных Его слово всегда искренно и лишено лукавства, все глубокие истины оказываются для них гениально простыми в своем величии.

Как говорится, если хочешь хорошо спрятать вещь, положи её на самом видном и доступном месте. И ведь Бог так и поступил с пророчествами. Поэтому они просты и понятны для Его вдумчивых служителей. Если бы это было не так, то был бы бессмысленным и призыв апостола Петра обращаться к пророчествам как “светильнику, сияющему в темном месте” (2е Петра 1:19). Всякий светильник всегда ставят только на месте, которое видно для всех. Само сравнение пророчеств со светильником показывает, что в них нет ничего чрезмерно утаённого. И верный человек “разумеет” мотивы и слова Бога, ведь знает образ Его мышления и образ действия.

Лукавый же ум всегда будет искать какой-то подвох, какой-то невероятно потайной смысл даже в самых простых истинах, понимание которых лежит просто на поверхности. Еще, сознательная нечестность всегда взаимосвязана с эгоизмом , поэтому лукавый человек не будет искать в Божьем замысле глобальной справедливости, но только «исполнения» каких-то своих, местечковых человеческих интересов. Эгоисту непонятны желание и готовность Бога идти на жертвы ради чего-то. Вот почему нечестивые названы «не познавшими Бога». Если Он и присутствует в их жизни, то только номинально, безжизненно, и поэтому они упорствуют в глупейших ошибках, которые не выдерживают проверку временем и(или) контекстом Библии. Как и во все времена, в будущее «время конца», когда Бог в последний раз «заговорит» к миру через Своих «избранных святых», непонимание лукавыми людьми Божьих пророчеств будет прямо взаимосвязано с их нечестностью и несправедливостью. Естественно, разве сможет узнать голос настоящих Божьих служителей тот, кто не узнал Бога, как личность?

Именно поэтому (как это уже происходит с преждевременными и ошибочными толкованиями Общества Сторожевой Башни), люди, пытающиеся использовать Библию для продвижения человеческих учений и замыслов, рано или поздно начинают выглядеть глупо или даже обманщиками…

В связи с этим настоящие служители Бога должны относится к Слову Бога с особым вниманием, чтобы не согрешать. Только тот, кто любит высшую справедливость, может понять справедливого Бога и Его справедливый пророческий замысел. Будем же и дальше искренне искать только Божьего, чтобы обрести правильное понимание для спасения. Ведь «Он недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:27).

. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили .

Намереваясь повествовать о том, что случилось с Ананией и Сапфирой, и желая показать, что они согрешили, Лука сперва упоминает о человеке, поступившем по правде, – об Иосии. Несмотря на такое множество лиц, которые поступали так же – продавали имущество и деньги отдавали апостолам, несмотря на столь великие знамения и на такое обилие благодати, Анания из всего этого не вынес никакого назидания и навлек на себя погибель. Но удивительно то, что прегрешение было по соглашению с женой и никто другой не был очевидцем продажи. Вот откуда у этого несчастного возникла мысль поступить так, как он поступил. Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к подчинению себя его силе. А то, что верующие сносили имения свои апостолам, неужели было следствием насилия? Неужели мы привлекаем вас против вашей воли?

«Для чего ты положил это в сердце твоем?» Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно, другое – в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье – в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению. Многие из нечестивых, выставляя на вид то, что случилось с Ананией и Сапфирой, присуждают верховного из апостолов к смерти. Но обвинение касается не Петра, а скорее Духа Святаго, произнесшего на них справедливый приговор: потому что Петр только изобличил их во лжи, а жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнью и Дух Святый. То же нужно сказать и о Сапфире, потому что не Петр убил ее, но так как прегрешение было делом обоих, то Судия одинаково наказал того и другую. Поэтому-то Петр, как знавший об этом и всегда вещавший Духом Святым, и изрек этот, принятый им от Того же Духа, глас.

. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это .

Прошло три часа, и жена не узнала о том, что случилось с мужем, и никто из присутствовавших не сказал ей, потому что боялись. Итак, удивляясь этому, Лука изложил то и другое: и то, что прошло три часа, и то, что она вошла, не зная о том, что случилось. Заметь: Петр не зовет ее, но скорее выжидает, чтобы она вошла, когда захочет, давая ей время добровольно одуматься. Что же касается того, что никто не осмелился сказать ей о случившемся, так это произошло из страха к учителю и из послушания ему.

«Скажи мне, за столько ли продали вы землю?» Петр хотел спасти ее, потому что муж был зачинщиком греха. Поэтому-то он и дает ей время оправдаться и раскаяться. Быть может, скажет кто-нибудь, что Петр поступил с ними жестоко, но какая тут жестокость? Если был побит камнями собиравший вопреки закону дрова (см. ), то много более должен быть наказан святотатец, потому что деньги эти были священны. Почему она упала у ног Петровых? Потому что стояла близ него. А стояла она близ него для того, чтобы, если пожелает раскаяться и исповедать свое прегрешение, могла исполнить это, не стыдясь посторонних, которые в противном случае слышали бы ее исповедь.

«Нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили» . Смотри: более не остерегаются уже, в силу закона, касаться нечистых предметов, а прямо и без всякой осторожности касались мертвых. Обрати внимание и на то, что среди своих апостолы строги, а среди чужих удерживаются от наказаний; то и другое естественно. Последнее нужно было для того, чтобы не подумали, что они страхом наказания принуждают людей против их желания обращаться к истинной вере, а первое – для того, чтобы обратившимся уже к вере и удостоившимся небесного учения и духовной благодати не позволить стать людьми презренными и святотатцами, и в особенности в начале, потому что это послужило бы поводом к поношению их проповеди .

«И великий страх объял всю церковь» . Анания и Сапфира были наказаны, а другим послужило это на пользу. Прежде хотя и были знамения, но не было такого страха. Итак, истинно, что Господь познается, суды творя.

. Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все .

С того времени, как начали бояться их, Петр и прочие апостолы творили больше чудес.

«Пребывали в притворе Соломоновом» . Пребывали апостолы уже не в доме, но в храме. Так как Лука сказал «в притворе Соломоновом» , то, чтобы ты не удивлялся, каким образом дозволяла это толпа, он говорит, что «никто не смел пристать к ним, а народ» иудейский «прославлял» апостолов.

«Выносили больных на улицы» . При Христе не было того, чтобы больные получали исцеления на улицах и от тени. А если «никто не смел пристать к ним» , то каким же образом совершается в этом случае исцеление? Это было делом Того, Кто сказал: «Верующий в Меня дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» (). Со всех сторон возрастало удивление апостолам: и со стороны уверовавших, и со стороны исцеленных, и со стороны наказанных, и со стороны дерзновения их во время проповеди , и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни. Да, это удивление проистекало не только из чудес, но и потому, что самая жизнь и добродетели этих мужей были великие и поистине апостольские.

. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ .

Что значит «исполнились зависти?» Это значит, что они были возбуждены, взволнованы тем, что говорили. Теперь нападают на апостолов с большим ожесточением, но не тотчас начинают судить их, думая, что общественная стража сильнее поразит их. Посмотри, пожалуйста, как слагается жизнь апостолов. Сначала – печаль по причине вознесения Христовом, потом – радость по причине сошествия Святаго Духа; снова – печаль от людей, ругавшихся над ними, и снова радость – от умножения верующих и от знамения (чуда); далее – опять печаль вследствие заключения Петра и Иоанна (см. ), и опять – радость вследствие оправдания; наконец теперь от блеска при явлении Ангела в темнице и знамений – радость, а от первосвященника и от тех, что схватили их, – печаль. Да, их жизнь, можно сказать, такова, какова жизнь всех, живущих по Богу.

«Ангел Господень ночью отворил двери темницы» . Ангел вывел их и на радость им, и на пользу иудеев.

. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями. Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему .

После этого следовало бояться Бога, охранявшего апостолов, как птенцов, от рук их. И двойное укрепление темницы, то есть и печать, и люди, и вообще все достаточно было, чтобы убедить, что случившееся было действием силы Божественной. А они говорят: «Не запретили ли мы вам..?» Что же, если вы и запретили? Вот если бы и апостолы согласились тогда с вами и решили повиноваться вам, то теперешние ваши требования были бы справедливы; если же они сказали тогда, что не будут повиноваться, то какой смысл в ваших теперешних требованиях?

«И хотите навести на нас кровь Того Человека» . И теперь думают еще, что Христос был простой человек. Говорят же так, желая показать этим, что запрещение было необходимо для них и что они распорядились так, щадя свою жизнь, а скорее говорили это для того, чтобы раздражить против них толпу.

«Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» . Без жестокости отвечают апостолы как потому, что они были учителями, так и потому, что не гневались на иудеев, но сожалели о них и хотели освободить их от обольщения и гордости.

«Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый» . О воскресении более не было уже речи. А что дарует Господь отпущение, тому свидетели «и мы и Дух Святый» , Который никак не сошел бы, если бы прежде не были отпущены грехи. И смотри, как к упоминанию о злодеянии апостолы присовокупляют слово об отпущении грехов, показывая, что поступки их заслуживали смерти, а то, что они получили, получали как от благодетеля. Что же касается выражения: «Его возвысил Бог… в Начальника и Спасителя» , так они употребили его, приписывая все Отцу, чтобы не подумали, что Сын чужд Отца. Но почему о том, что апостолы вышли из темницы, узнали первосвященники и прочие не тотчас? Это для того, чтобы, оставаясь некоторое время в недоумении, они легче могли понять и уразуметь, что это было действием силы Божественной.

«И Дух Святый, Которого дал повинующимся Ему» . Не сказали: «Дух Святый, Которого дал нам», но – «Которого дал повинующимся Ему» , вместе и показывая смирение, и открывая великие истины, а кроме того, и объявляя, что и сами иудеи могли получить Духа, потому что для того именно и допускал то, что апостолы были водимы в судилище, чтобы и иудеи поучались и сами апостолы приобретали более дерзновения, и все вообще получали назидание.

. Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли .

Другие, слушая апостолов, смущались, а первосвященник и бывшие с ним «разрывались от гнева и умышляли умертвить их» . Что же касается Гамалиила, он был учителем Павла; и достойно удивления, как он, будучи законоучителем и человеком по уму рассудительным, не уверовал еще до сих пор. Это потому, что и Павел еще не уверовал.

«Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать» . Обрати внимание на мудрую приспособительность речи, – на то, как Гамалиил тотчас поверг их в страх, и чтобы не подать подозрения, что он разделяет мысли апостолов, беседует с иудеями как с людьми одних убеждений и не особенно резко выражается, а говорит: «подумайте… что вам с ними делать» .

«Ибо незадолго перед сим» . Приводит два примера и упоминает не о древних, но о последних событиях, потому что эти последние сильнее в деле убеждения. Поэтому, указывая на них, Гамалиил и говорил «незадолго перед сим» . Зная и другие примеры, он удовольствовался этими двумя, то есть примером Февды и Иуды Галилеянина (см. ст. 37), потому что «устами двух или трех свидетелей» подтверждается «всякое слово» (). Не сказал, кем были убиты, но говорит, что все разошлись. О Февде упоминает и Иосиф Флавий в девятнадцатой книге древностей, как говорит Евсевий в четвертой книге церковной истории. Вот слова последнего: «Во время наместничества в Иудее Фада, один лжеучитель, по имени Февда, убеждал народ взять имущество и следовать за ним к реке Иордан; Февда говорил, что он – пророк, и утверждал, что рассечет реку и сделает ее удобопроходимой, и многих обольстил. Впрочем, Фад не допустил, чтобы они осуществили свою неразумную мысль, но послал отряд конницы, который многих из них избил и многих взял живыми; а самому Февде отрубили голову и принесли в Иерусалим».

. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их .

«Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе .

Во времена правления Пилата случилось, кажется, восстание галилеян, увлекшихся учением Иуды Галилеянина. Учение же Иуды состояло в следующем. Он говорил, что «господином» не следует называть никого ни ради чести, ни за любомудрие, что не следует называть так даже царя. И многие из последователей его подверглись жестоким наказаниям за то, что не называли господином кесаря, и за их учение, что не следует возносить Богу никаких других жертв, кроме установленных в законе Моисеевом. Следуя этому учению, они запрещали приносить жертвы о спасении царя и римского народа. Пилат, естественно, вознегодовал за это на галилеян и приказал, чтобы в то время, когда они будут приносить законные, по их мнению, жертвы, убивали и их самих, так что с приносимыми жертвами смешивалась кровь и приносящих, как это видно и из Евангелия от Луки (см. ).

«Отстаньте от людей сих» . Указав на примеры погибших лжеучителей, Гамалиил советует им подумать и о себе: опасайтесь, чтобы среди стараний погубить других самим не погибнуть, потому что тот, кто идет против того, что угодно Богу, губит не противника, а себя.

«Если это предприятие и это дело – от человеков» , то какая нужда в ваших домогательствах? А "если" оно "от Бога" , то и при всем старании вашем вы не можете разорить его. Не сказал прямо, что дело это "от Бога" , но не сказал и того, что оно – дело человеческое, потому что если бы сказал, что оно "от Бога" , то первосвященник и бывшие с ним стали бы возражать, а если бы сказал, что оно – «от человеков» , то предал бы апостолов в их руки. Таким мудрым построением речи Гамалиил принуждает их ждать ее конца. Но, смотри, не сказал: «если оно не разорится, то оно – от Бога», но сказал: «если оно – от Бога, то не разорится».

«Они послушались его» . Послушались потому, что он говорил это не при апостолах. Как же иудеи били апостолов, если послушались его? Послушались его в том отношении, что отказались от намерения убить их, потому что они хотели этого и потом оставили это свое желание, но били их, удовлетворяя свой гнев.

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Меня всегда особенно умилял этот текст.
Авраам, выглядящий как бы даже более милосердным, чем Сам Бог, по очереди «выторговывает» у него количество праведников, ради которых Содом и Гоморра смогут быть помилованы. Сошлись на десяти праведниках…

Ясное дело, что этот текст – в чистейшем виде иконопись. Принцип иконичности важно помнить и применять его не только к изображениям в красках, но и к текстам Писания. Как иконы пишутся людьми, но по вдохновению свыше, так и священные тексты писались людьми, в соответствии с их собственными представлениями тех времен о Боге, хотя и были в определенной степени богодухновенны. Не то, чтобы те представления совсем не были верны, - они были заведомо неполны, искажены и во многом гадательны. Они и сейчас большей частью таковы, но все же Новый Завет после Христа явил людям качественно новый уровень богопознания. Поэтому словесные иконы Бога в ВЗ и в Евангелиях – иконы разного уровня. Бог в Евангелиях – любовь, пусть и обличающая, как в ВЗ, но в конечно счете распятая; ее сила – в видимой немощи, в кресте, а не в громе и молниях.

Но в любом случае икона – не картина художника-реалиста, отображающего конкретный пейзаж или портрет какого-нибудь исторического лица. Принцип «как оно было на самом деле» невозможно применить ни к Шестодневу, ни к грехопадению прародителей, ни к последующим рассказам, поскольку они написаны символически. Задача иконы, что словесной, что в красках, лишь приоткрыть другую реальность и поведать о ней определенными средствами выражения! Но ничего общего с детальным описанием или изображением, как на фото, это не имеет.

Ветхозаветная икона изображает Бога как некую внешнюю для человека силу, грозную, справедливую и всеподавляющую. С которой ведется диалог «на расстоянии», притом весьма почтительном. Новый Завет явил нам другую икону Бога – Иисуса Христа как «образ (буквально - икону) Бога невидимого» (Кол. 1, 15). А Иисус дает понять, что Бог внутри каждого и открывается через сердце. Вот еще одна разница между ветхозаветным и новозаветным восприятием Бога.

Ну и даже в поздневетхозаветную эпоху, уже перед пришествием Христа, мудрецам было известно, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1, 13) и что «завистию диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2, 24). И если Он есть Жизнь, тогда как Он может кого-то умерщвлять и насылать бедствия, о чем явно пишется во многих местах ВЗ и даже у таких пророков, как Исайя?

О грядущих бедствиях и разорениях, впрочем, предупреждал и Иисус. В отношении Иерусалима прежде всего, что исполнилось примерно 40 лет спустя. И в отношении Капернаума, где Он Сам долго жил и проповедовал: «И ты, Капернаум, до неба ли вознесен будешь? До ада низвергнешься. Ибо если бы в Содоме были совершены чудеса, совершившиеся в тебе, он остался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Но Иисус Сам не насылает бедствия на эти города, в отличие от Содома, где повествование ведется от первого лица Бога. В таком случае, исходя из того, что Бог все-таки неизменен, как понимать тексты о потопе, о погублении Содома и Гоморры, которые, скорее всего, были не лучше и не хуже Тира, Сидона, Капернаума, Иерусалима, когда-то цветущих городов, а впоследствии разоренных, но не прямым божественным вмешательством, а опосредованным попущением, в более естественном ходе событий?

В мире, созданном Творцом, действуют определенные безличные законы. Их действие осуществляется уже в условиях отпадения, проявления грехов человеческих. Один из таких законов социальной среды - мера за меру («какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», - говорил Иисус). Такой детерминизм, возможно, есть одно из следствий падения человека и мира вокруг него. Как и случайности этого мира, впрочем: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, и не храбрым – победа, не мудрым – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл. 9, 11). Когда большие группы людей систематически нарушают эти законы, это отражается на состоянии окружающего мира – отсюда разные экологические кризисы. Но иногда при накоплении избыточной отрицательной человеческой энергии и неживая природа, несущая все же отпечаток творческой мудрости, может «бунтовать» и обрушиваться по местам на человечество. И при этом, как правило, праведные запросто могут гибнуть с нечестивыми; более того, праведникам, да и вообще невиннным, чаще приходится страдать в этом мире больше других, и физически не в последнюю очередь. То, что спасается от всемирного потопа только один праведный Ной с семейством, а от катастрофы с Содомом только один праведный Лот с домочадцами – это опять-таки иконописный прием.

Христос в Евангелии, кстати, не объясняет причину природных катаклизмов или несчастных случаев. Он только указывает:

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лк. 13).

Здесь указывается, с одной стороны, беспричинность, а с другой, небезосновательность этих роковых происшествий в плане последствий. Погибшие погибли не по своей вине, но оставшимся в живых этот пример приводится в качестве предупреждения. Поскольку живущие здесь и сейчас могут погибнуть подобным же образом, но уже по своей вине. Бесполезно оценивать долю вины погибших в каждом подобном случае, но живущим стоит задуматься о возможной внезапности их конца и непредсказуемости его. Этот пример в чем-то перекликается с повествованиями о потопе или Содоме, и сходство его с вышеупомянутыми образами ВЗ в том, что все они говорят об одном и том же: уклонись от зла, человек, и сотвори благо; обратись и образумься, то есть покайся. Но говорят об этом по-разному.

Из книги «Сокровищница Давида»

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2).

Псалтырь, так же как знаменитая Нагорная проповедь, начинается благословением. Слово «блажен» на иврите очень выразительное. В оригинале оно стоит во множественном числе, и до сих пор не ясно, является ли оно прилагательным или существительным. Таким образом, мы видим, что на человека, оправданного Богом, снисходит много благословений, и он наслаждается совершенным и вечным блаженством. Это слово можно было бы перевести как «о, блаженства!» Мы вполне можем считать эту фразу торжествующим восклицанием благословенного праведника. Пусть подобное благословение снизойдёт и на нас!

Мы видим, что благочестивый муж описан здесь как через отрицание (ст. 1), так и через утверждение (ст.2). Он тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Он предпочёл более мудрого Советчика и ходит в законе Господа Бога своего. Для него пути благочестия – пути мира и наслаждения. Стопы его направляются Словом Божьим, а не лукавством и коварными замыслами безбожников. Когда поведение человека круто меняется и он перестаёт поступать безбожно – это вернейший знак действенного присутствия благодати в его сердце. Далее заметьте, что благочестивый муж «не стоит на пути грешных». Он предпочитает более изысканное общество. Сам будучи грешником, он, тем не менее, был очищен кровию Христа, оживотворён Святым Духом и обновлён сердцем. Находясь по великой милости Божьей в собрании праведных, он не допускал и мысли о присоединении к воинству нечестивых. Также сказано: «…не сидит в собрании развратителей». Он не находит никакой отрады в глумлении безбожников. Пусть другие смеются над грехом, вечностью, адом, раем и извечным Богом – человек Божий усвоил более совершенную философию, чем философия безбожников, и ощущает присутствие Божье слишком явственно, чтобы сносить богохульство нечестивцев. Собрание развратителей может состоять из знатных людей, которые, однако, заседают у самых врат ада. Лучше убежать с этого собрания прочь, потому что оно вскоре всё равно опустеет, а все принимавшие в нём участие – погибнут. Обратите внимание на развитие мысли в первом стихе:

который не ходит на совет нечестивых

и не стоит на пути грешных

и не сидит в собрании развратителей

Когда люди живут в грехе, они катятся по наклонной плоскости. Вначале они лишь ходят на совет нечестивых, забывающих Бога. Здесь зло совершается ими скорее разово, чем по привычке, но затем, привыкнув ко злу, они встают на путь грешных, сознательно нарушающих заповеди Божьи. Если их не остановить, они сделают следующий шаг и сами станут лжеучителями и обольстителями душ и будут сидеть в собрании развратителей. Теперь они злодеи с учёной степенью – истинные доктора адских наук и почитаемые специалисты в области сатанинского обольщения. Что же касается праведника, то человек, которому принадлежат все благословения Божьи, не может сообщаться с подобными нечестивцами. Он не оскверняется прикосновением к этим прокажённым, он удаляется от зла как от запачканной одежды. Он выходит из среды нечестивых, выходит со Христом за стан, неся Его поругание. О, если бы и мы, по благодати Божьей, были удалены от грешников!

Случайные статьи

Вверх