Афинский царь. В греческой мифологии афинский герой и царь, сын эгея и эфры. Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тесей

Кодр, греч. - потомок Эрехфея и сын Меланфа, последний афинский царь. На верхней картинке: Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года.

Кодр стоит на «водоразделе» мифов и исторической традиции. Его отец будто бы был царем в мессенском Пилосе, но был вытеснен оттуда Гераклидами, т. е. дорийцами, и переселился в Афины; за спасение города от вторгшихся беотийцев афиняне избрали Кодра своим царем. Однако в царствование Кодра дорийцы напали и на Аттику. Узнав, что пророчество предвещает спасение Афинам, если их царь погибнет, Кодр переоделся простым лесорубом, ушел в лес, спровоцировал там ссору с дорийским дозором и был убит. Вскоре дорийцы отступили от Афин, и Аттика осталась одной из немногих областей европейской Греции, не покоренных дорийцами.

У Кодра было несколько сыновей, из них Андрокл основал Эфес, Нилей - Милет, а Медонт (Медон) стал после смерти Кодра правителем Афин, но уже не как «басилей» («василевс»), т. е. царь, а как «архонт» - «главенствующий», так как из уважения к Кодру афиняне перестали присваивать царский титул кому-либо.

В предании о Кодре, дошедшем до нас с различными небольшими изменениями, отражены определенные исторические факты. Прежде всего то, что Афины действительно устояли перед лицом вторжения дорийцев в 12-10 вв. до н. э. и благодаря этому сохранили в целости политическую и культурную преемственность микенской и домикенской эпох. А также то, что в Афинах очень рано был упразднен институт царей - но, конечно, не одноразовым актом, а в результате постепенного ограничения царской власти аристократией. Во главе государства оказался совет девяти архонтов, избираемых из аристократических кругов; по мере демократизации их правомочия уменьшались, пока, в конце концов, не ограничились формально-правовыми и религиозными вопросами. Председатель этого совета имел звание «первого архонта», и его именем назывался календарный год, в течение которого он выполнял свои обязанности. Однако перечень исторических афинских архонтов открывает не сын Кодра - Медонт, а неизвестный нам Креонт (сер. 7 в. до н. э.).

Фотографии древних Афин

Афинский Акрополь

Храм Зевса Олимпийского

Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г.

Часть 2: продолжение.
Тесей (Тезей, Фесей), мифический герой Аттики, был сыном Эгея, царя афинского, и Эфры (Этры), дочери Питфея; впоследствии сам стал царём Аттики и Великим преобразователем Афин .
Род Тесея происходил со стороны отца от Эрехтея (от первых автохтонов Греции), а со стороны матери - от Пелопа ("Тесей"). В примечании к сочинению Плутарха говорится, что Тесей считался шестым потомком Эрехфея (Эрехтея), которого, как ни странно, комментатор путает с Эрихтонием. Пелоп же был сыном Тантала, который прибыл на греческую землю из Лидии и приобрёл такое влияние, что по его имени был назван весь полуостров . По Плутарху ("Тесей"), Питфей, сын Пелопа и дед Тесея, некогда "основал небольшой город Трезена и славился как человек самый мудрый и учёный в своём веке".
Относительно времени жизни Тесея, которого Плутарх по значимости для истории Афин сравнил с Ромулом, древний историк писал следующее: " Оба они родились во мраке неизвестности; оба почитаются рождёнными от богов". Оба они сочетали храбрость с благоразумием: "Один построил Рим, другой населил Афины...; и тот и другой похищали женщин; ни один не избежал домашних несчастий и вражды с родственниками; перед самой кончиной навлекли они на себя негодование своих граждан". В жизни обоих можно признать истинным лишь только то, что менее всего "странно и чудесно".
Отец Тесея, Эгей был дважды женат, но ни одна из жён не родила ему ребёнка . Когда он обратился к Дельфийскому оракулу с вопросом, как получить наследника, тот предупредил царя, чтобы он не развязывал концы винного меха, пока не вернётся в Афины, или ему однажды придётся умереть от печали. Эгей не понял смысла прорицания оракула и на обратном пути в Афины заехал в Трезену к Питфею ("Тесей")
Его мудрый друг Питфей понял смысл предсказания оракула и, напоив гостя, который направлялся к себе домой, уложил его спать со своей дочерью Эфрой . Спустя некоторое время той же ночью Посейдон также овладел ею. Перед отъездом Эгей привалил свой меч и сандалии большим валуном и предупредил Эфру, что, если родится мальчик, который сможет, когда подрастёт, сдвинуть этот камень и достать эти вещи, его следует вместе с ними тайно отослать в Афины. А до тех пор Эфра должна хранить молчание, чтобы племянники Эгея, пятьдесят сыновей Палланта (младшего сына Пандиона), не погубили ребёнка.
Паллант в это время правил в южной Аттике . У него было пятьдесят сыновей (паллантиды), которые оспаривали власть Эгея в Афинах, презирая его за бездетность и не считая его прямым потомком Эрехтея ("Тесей").
Тесей рос в Трезене, где его дед Питфей осторожно распространял слух, что отцом мальчика являлся Посейдон , поскольку трезенцы особо почитали этого бога . Имя Тесея означало "положение" и "усыновление" . По Плутарху , "Тесей во время пребывания своего у Питфея имел наставником своим некоего Коннида, которому и поныне афиняне приносят в жертву овна за день до Тесеева праздника". Таким образом, они помнили и почитали его, как писал Плутарх, с большею справедливостью, нежели скульптора Силланиона и живописец Паррасия, "которые сделали лишь изображения и кумиры Тесея", т.е. скульптуру и изображение Тесея.
Однажды Геракл, двоюродный брат Тесея, обедая в Трезене с Питфеем, снял с себя львиную шкуру и повесил на спинку стула . Вошедшие со двора мальчишки при виде шкуры с криком бросились прочь, и лишь один семилетний Тесей быстро схватил лежавший на поленнице топор и смело пошёл на зверя. Когда Тесею исполнилось шестнадцать лет, Эфра подвела сына к валуну, под которым Эгей спрятал свой меч и сандалии, и рассказала об отце. Тесей без труда откатил валун и забрал оставленные для него вещи. После этого он отправился в Афины, но не морским путём, а посуху.
Тесей, как писал Плутарх , гордился своим двоюродным братом и мечтал совершить подвиги, подобные подвигам Геракла. Матери обоих героев "были двоюродные сестры. Этра была дочерью Питфея, Алкмена же [мать Геракла] дочь Лисидики. Лисидика и Питфей были дети Пелопа и Гипподамии".
Однако в классической мифологии , родословная Геракла несколько иная: Алкмена - дочь микенского царя Электриона и Анаксо, жена тиринфского царя Амфитриона и мать Геракла; а Электрион был сыном Персея и Андромеды; Электрион женился на тиринфской царевне Анаксо, которая родила ему восемь сыновей и красавицу Алкмену. Красотой Алкмены прельстился Зевс, и, как положено, через девять месяцев родился мальчик, которого назвали Гераклом.
Таким образом, родство Тесея и Геракла скорее определялось не генетически, а мифологически : Тесей считался сыном Посейдона, а Геракл - сыном Зевса; при этом Посейдон и Зевс были родными братьями. Потому Тесей, как писал Плутарх , "почитал для себя постыдным избегать очевидных опасностей тогда, когда Геракл искал повсюду злодеев и от них очищал моря и земли".
Согласно Плутарху , "дорога в Афины сухим путём была весьма опасна", но Тесей отказался плыть морем, чтобы, подобно Гераклу, "смелыми и похвальными трудами доказать... благородство своего происхождения". На пути в Афины Тесей "решил никого не обижать, но наказать тех, кто против него употребил бы насилие" и с такими мыслями совершил много подвигов: убил известных разбойников Греции - Перифета, Синиса, Скирона и Прокруста . Дочь Синиса, Перигуна, прятавшаяся в зарослях дикой спаржи и тростника, с одного взгляда влюбилась в Тесея, простила ему убийство отца и в положенный срок родила ему сына Меланиппа , который стал знаменитым бегуном, победившим на Немейских играх, учреждённых в честь погибшего Офелета во времена похода семерых против Фив. Впоследствии, как писал Плутарх , Тесей выдал Перегуну замуж за Деионея, сына Эврита, царя эхалийского, а от Меланиппа родился сын Иокс, который разбил в Карии поселение и явился родоначальником иоксидов, "которые сохраняли обычай не рвать и не жечь тростника и дикой спаржи, но почитать их священными".
Вблизи Кроммион (городка между Коринфом и Мегарами) Тесей избавил местное население от свирепой и страшной дикой свиньи, порождения Тифона и Эхидны . В Аркадии он столкнулся с царём Керкионом, наводившим ужас своей жестокостью : он заставлял всех прохожих бороться с ним и убивал их в ходе поединка, либо после него. Тесей схватил Керкиона за колени и ударил головой о землю. Смерть аркадского царя Керкиона была мгновенной.
Здесь важно отметить, что Тесею, во время его путешествия в Афины и вступления в первый брак, было всего шестнадцать лет.
На берегу небольшой реки Кефисс, уже в в Аттике, сыновья Фитала совершили над Тесеем обряд очищения от пролитой крови и оказали ему гостеприимство . Сам Фитал прославился тем, что некогда принял в свой дом Деметру, за что получил от неё в дар смокву (инжир), научил афинян сажать его и обрабатывать, за что они оказали ему и его потомству великие почести.
Инжир в древности называли смоковницей, или фиговым деревом, которое на побережье Средиземного моря достигало 8 метров высоты и произрастало в диком состоянии в Сирии и Малой Азии, искусственно разводилось в Крыму и на Кавказе; его культивировали в Азии, распространили в Америку и другие страны . В греческой мифологии плоды инжира и виноградные грозди считались атрибутами Диониса и фаллического бога Приапа - бога плодородия, производительных сил природы, сына Афродиты и Диониса, родившегося с уродливым маленьким тельцем и огромными гениталиями. Чуждый всем за своё уродство Приап входил в свиту Диониса в его вакхических странствиях.
После очищения у Фиталидов Тесей вошёл в Афины одетый в чистые длинные одежды, с аккуратно уложенными волосами . Там он застал власть Эгея в состоянии упадка. У царя не было законного наследника, поэтому пятьдесят сыновей его брата Палланта строили планы по захвату трона. Эгей жил с Медеей, которая рассчитывала, что трон достанется их сыну Меду, несмотря на иностранное происхождение его матери. Волшебница Медея сразу узнала Тесея и, опасаясь, что её планы на судьбу собственного сына сорвутся, убедила Эгея, что пришелец - наёмный убийца или лазутчик. На пиру Эгей должен был предложить Тесею чашу вина, заранее приготовленную Медеей. В чаше был яд аконит. В последний момент, когда Тесей обнажил меч, чтобы отрезать кусок поданного к столу жареного мяса, царь по вырезанным на рукояти меча змеям узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. Он обнял Тесея, созвал народное собрание и на нём объявил его своим сыном. Тесей хотел отомстить Медее, однако она ускользнула от него, окутав себя волшебным облаком, и вместе с сыном покинула Афины.
Появление Тесея лишало сыновей Палланта надежды править Афинами, потому они во главе со своим отцом открыто выступили против Эгея . Паллант с двадцатью пятью сыновьями и большим войском пошли на город, а другие 25 сыновей залегли в засаде. Узнав о планах Паллантидов, Тесей напал на скрывавшихся в засаде и всех перебил. После этого Паллант с оставшимися сыновьями взмолились о мире. Унаследовав после смерти Эгея афинский трон, Тесей, чтобы укрепить свою власть, казнил всех своих противников, но оставшихся Паллантидов и их отца не тронул. Спустя несколько лет он убил их из предосторожности и был оправдан судом, расценившим это убийство как "обоснованное".
Подвиги Тесея на этом не закончились. Он узнал, что в Марафоне обитает огнедышащий свирепый белый бык Посейдона, убивающий людей . Среди жертв быка оказался даже критский царевич Андрогей, сын Миноса. Быка этого привёз с Крита Геракл и выпустил на свободу в долине Аргоса, откуда тот добрался до Марафона. Тесей отправился в Марафон, а по пути попал в бурю и ему пришлось остановиться у старой пряхи по имени Гекала, которая пообещала принести в жертву Зевсу барана, если Тесей останется живым. Тесей отыскал быка, смело ухватил его за смертоносные рога и победно притащил в Афины, где принёс его в жертву. Он хотел отблагодарить Гекалу, но старушка умерла, не дождавшись его победы. Тогда Тесей установил в её честь праздник - Гекалесии.
Особенно чтили афиняне Тесея за освобождение Афин от дани Миносу . Критский царь Минос, из мести за убийство под Афинами его сына Андрогея, предпринял поход на Афины и заставил афинян присылать каждые девять лет по семи юношей и семи девушек на съедение Минотавру, чудовищу, получеловеку и полубыку, рождённому царицей Пасифаей от убитого Тесеем белого быка.
Минотавр содержался в критском лабиринте . Юноши и девушки, привозимые на Крит из Афин, по самому трагическому повествованию, были пожираемы Минотавром в лабиринте. По другой версии ("Тесей"), они блуждали по нему и, не находя выхода, погибали там. Филохор (историк, живший за 200 лет до н.э.) утверждал, что критяне опровергали предание о пожирании заложников Минотавром и говорили, что лабиринт был обычной темницей, из которой не могли убежать узники, и что они в нём не были подвержены никакому наказанию; что Минос устраивал игры в память сына своего Андрогея и награждал победителей молодыми афинянами, которые до того содержались в лабиринте. В первых играх одержал победу полководец Тавр, бывший при Миносе в великой силе, человек надменный и жестокий, который с афинскими юношами поступал презрительно и строго. Аристотель сам в сочинении "Государственное устройство Боттии" [располагавшейся на берегу Фракии, вблизи города Фессалоника] не верит, что юноши были предаваемы смерти Миносом, но думает, что они проводили всю жизнь свою в рабстве. Также повествует он, что критяне, исполняя некоторый древний обет, некогда посылали в Дельфы своих первородных детей, в числе которых были потомки этих афинских рабов, но не смогли сами прокормиться и отправлялись в Италию и поселились в Иапигии [ныне Апулия - область в Италии]; откуда переселились во Фракию и прозваны боттийцами. По этой причине девы боттийские во время жертвоприношений припевают: "Пойдём в Афины!".
Когда Минос в третий раз потребовал присылки человеческих жертв для Минотавра, Тесей вызвался добровольно отправиться в числе других и обещал отцу (Эгею) убить Минотавра . Корабли, на которых отправляли четырнадцать жертв, обычно оснащались чёрными парусами, но на этот раз Эгей вручил сыну белый парус (по другой версии, пурпурный), который, в случае успеха, он должен был поднять по возвращении. На Крите Тесей победил полководца Тавра, а в лабиринте он одолел чудовище и вышел из запутанных ходов лабиринта при помощи нити, полученной им от дочери Миноса, Ариадны. Ариадна тайно бежала с Тесеем с Крита, но он оставил её одну на острове Наксос по неизвестным причинам. По мнению Плутарха ("Тесей"), Минос настолько был доволен победой Тесея над Тавром (который, по слухам, сожительствовал с Пасифаей), что вернул Тесею юношей и освободил Афины от дани.
Минос мстить Тесею за Ариадну тоже не стал, что указывало на допустимость его поступока, который укладывался в существовавшие тогда этические нормы. Сами греки так и не поняли Тесея: в одних источниках он представлялся отважным и справедливым, в других - неверным возлюбленным, бросившим Ариадну на пустынном берегу острова .
Плутарх считал ("Тесей"), что все повести об отношениях между Тесеем и Ариадной имели малую достоверность: одни говорили, что Ариадна вышла замуж за Онара, жреца Диониса, будучи покинутой Тесеем, прежде влюбившегося, по словам Гесиода, в прекрасную Эгле; другие утверждали, что Ариадна родила от Тесея Энопиона и Стафила, и Энопион построил себе новый город. Писатели с Наксоса утверждали, что было два Миноса и две Ариадны: одна из них была женой Диониса на острове Наксос и родила Стафила; другая, младшая, похищенная Тесеем и привезённая им на остров Наксос, умерла там; второй не оказывают таких почестей, как первой. Праздники в честь старшей отправлялись с весельем и играми, праздники последней смешивались с печалью и унынием, ибо первая удостоилась бессмертия, а вторая подверглась общей участи.
Наконец, существовала ещё одна Ариадна, которая правила Критом после гибели Миноса и его сына Девкалиона и с которой Тесей впоследствии заключил мирный договор (см. ниже). Поскольку она получила критский трон по праву наследования, можно предположить, что она была дочерью Миноса и, следовательно, не умерла на острове Наксос, а выжила и вернулась назад.
После Наксоса Тесей сперва отправился в Делос, а затем уже в Аттику ("Тесей"). В Делосе Тесей "принёс жертвы Аполлону, посвятил Афродите кумир, полученный им от Ариадны, и вместе с юношами завёл пляску, которая и поныне в употреблении у жителей Делоса; эта пляска представляет разные извороты лабиринта: производятся мерные движения то в одну сторону, то в другую. Этот танец делосцы называют "журавль"". В пояснении к записи Плутарха говорится, что от этого пошёл обычай у афинян отправлять ежегодно в Делос посольство для принесения жертв, а пляска, которую устроил Тесей, называется "журавль" потому, что журавли летают кругообразно. Новейшие путешественники нашли, что она и поныне сохраняется у греков в употреблении, которые называют её "кандией" и "критской пляской". В Делосе был также жертвенник Кератон, составленный из левых рогов животных (кинфских козлят). Отличительной особенностью жертвенника заключалась в том, что рога не были ни связаны, ни склеены между собой. По свидетельству Плутарха, "Тесей также плясал во круге жертвенника Кератона".
По возвращении в Афины Тесей забыл о своём обещании отцу поднять белый (пурпурный) парус . Эгей, наблюдавший корабль с акрополя, увидел чёрные паруса и лишился чувств, а потом, придя в себя, бросился вниз и разбился насмерть (по другой версии - бросился с утёса в море, которое с тех пор зовётся Эгейским).
Корабль, на котором отплыл и вернулся Тесей, был, по свидетельству Плутарха ("Тесей"), тридцативёсельный; афиняне хранили его в целостности до времен Деметрия Фалерского, который жил за 280 лет до н.э. Говорили, что афиняне продолжали посылать этот корабль на Делос, хотя сам Плутарх писал, что "старые доски снимали, на место их клали новые так, что корабль этот служил философом примером" вечного обновления. В честь возвращения Тесея был учреждён праздник Осхофорий, который справлялся следующим образом: избирали нескольких юношей благородного племени при живых родителях. Они брали в руки виноградные ветви с гроздями и бежали из храма Вакха к храму Афины Скирадии вблизи Фалирейской пристани, к которой причалил корабль Тесея. Кто первый туда прибегал, тому давали чашу вина, смешанного с мёдом, сыром, мукой и маслом. За ними следовал хор, поющий песни в честь юношей. Несколько женщин из числа богатейших сопровождали их с корзинами в руках. Всеми предводительствовал провозвестник, держа трость, обвитую ветвями.
Унаследовав афинский престол, Тесей объединил вокруг Афин всю Аттику, до этого разделённую на двенадцать общин, причём каждая решала свои дела самостоятельно, обращаясь к афинскому царю только в случае необходимости . Чтобы эти общины подчинились Афинам, Тесею пришлось обратиться к каждой из них в отдельности. Простые граждане и бедняки готовы были признать его власть, а остальных он привёл в подчинение - кого убеждением, а кого и силой.
Плутарх по этому поводу писал ("Тесей"): Тесей "собрал всех населявших Аттику жителей в один город и составил из них один народ. До этого времени жили они рассеянно и с трудом собирались тогда, когда надлежало советоваться о благе общем... Тесей переходил из селения в селение, из семейства в семейство, уговаривал и увещевал их. Простые и бедного состояния люди принимали охотно его советы; сильным обещал он правление демократическое, а не самодержавное, предоставляя себе право предводительствовать на войне и быть хранителем законов; всем другим надлежало иметь равные права... Он уничтожил разные пританеи, советы и судилища и построил один, для всех общий пританей и совет на том месте, где стоит и поныне". В комментариях говорится, что в пританее давались пиршества по поводу какого-нибудь случая. В середине огромного здания был своего рода храм, посвященный Гестии, в честь которой поддерживался неугасимый огонь. Гестия у греков олицетворяла собой вселенскую Богиню-мать с мировым космическим очагом, вокруг которого располагались планеты, носящие имена других богов.
Именно Тесей дал Афинам их нынешнее название и при покровительстве благодарной ему за это богини Афины учредил Панафинейские игры*, сделав их доступными для всей Аттики . В комментариях к "Тесею" Плутарха говорится , что некоторые переводят это место в известном мифе иначе: " Крепость и город [он] назвал Афинами". А сам Плутарх писал: "Весь город назвал [он] Афинами и учредил общее жертвоприношение, которое называется Панафинеей".

*Прежде городские жители отправляли праздник Афиней в честь богини Афины . Тесей сделал его общим для всей Аттики - и потому ему было присвоено название Панафиней.
Во времена Ксенофонта (V-IV вв. до н. э.) ("Пир", 1) этот праздник называли уже Панафинейскими играми, на которые собирались люди "высокой нравственности". В комментариях к сочинению Ксенофонта отмечено, что Панафинеи были одним из важнейших афинских праздников в честь богини Афины. Первоначально он проводился ежегодно; но со времени Писистрата (VI в. до н.э.) Панафинеи стали проводиться 1 раз в 4 года, праздновались с особым блеском и получили название "Великие Панафинеи"; а ежегодный праздник с тех пор стал называться "Малыми Панафинеями". Великие Панафинеи продолжались несколько дней; в первые дни происходили разные состязания - гимнастические, конные и музыкальные; к числу первых принадлежал и панкратий - сложное состязание, состоявшее из борьбы с кулачным боем. Участники состязаний делились по возрасту на три группы: детей, "безбородых" (т.е. юношей) и "мужей" (т.е. взрослых).
В комментариях к "Тесею" Плутарха дается несколько иное пояснение : Большие Панафинеи праздновались через каждые пять лет 23 числа месяца гекатомбеона, а Малые - ежегодно 20 числа месяца фаргелиона. На Больших выносили таинственный пеплос, или покрывало Афин, на котором были изображены победы богов над гигантами и достопамятные подвиги героев.
Аттичные месяцы (гекатомбеон, метагейтнион, боэдромион, пианепсион, мемактерион, посейдеон, гамелион, антестерион, элафеболион, мунихион, фаргелион, скирофорион и 13-й, эмболисмический, месяц - 2-й посейдеон) начинались с новолуний . Начало года обычно относили к месяцу летнего солнцестояния (июнь). Добавочный месяц вставлялся перед началом весны.
В комментариях к "Тесею" Плутарха поясняется, что гекатомбеон - первый месяц в афинском календаре, приходился на июнь-июль; матагитнион (македонский горпей) соответствовал августу-сентябрю, боэдромион - сентябрю, а мунихион соответствовал апрелю-маю современного календаря.
Гесиод в каждом месяце выделял 30 дней, из которых некоторые дни считались священными (они посвящались богам : 4 число каждого месяца - Гермесу, 7 - Аполлону, 8 - Посейдону, 9 - день освобождения, посвящался Гере, Прометею и Персефоне). Осталось непонятным выражение Гесиода "день перед первым числом" считался священным и в то же время 30-е число каждого месяца - это "день наилучший для обозренья свершенных работ", т.е. 30-го числа каждого месяца греки подводили итог сделанному за месяц, а про 31-е число древний поэт ничего не писал, единица же уже была числом Зевса . Вероятно, 30 числа каждого месяца греки не только "обозревали свершённое" за месяц, но и отчитывались перед Громовержцем за сделанное. Поэтому думать, что ранняя история греческого календаря остаётся практически неизвестной, как полагал Э. Бикерман , нет никаких оснований. Этот же автор отметил Гомера, от которого стало известно, что появление новой Луны сопровождалось празднеством, но он не упоминал названий месяцев и не считал число месяцев в году, хотя счислял число (лунных) месяцев беременности, как мы делаем это до сих пор.
Таким образом, можно вполне допустить, основываясь на числе олимпийских богов, которых было 12 по числу знаков Зодиака , что греки счисляли, как минимум, 360 дней в году + добавочный, редуцированный, месяц, хотя названия самих месяцев нам известны только с античных времён.

Кроме того, Тесей "установил Метэкии, или праздник переселения, и жертвы, которые и поныне приносят в шестнадцатый день месяца гекатомбеона. После того сложил он царскую власть так, как обещал народу, и начал устраивать правление, посоветовавшись наперёд с богами" ("Тесей"). Фукидид называл Метэкии праздником общего поселения.
Подражая Гераклу, провозгласившему своего отца Зевса покровителем Олимпийских игр, Тесей объявил отца Посейдона покровителем Истмийских игр . Иные утверждали, как поясняется в комментариях к "Тесею" Плутарха , что эти Игры были установлены коринфским царём Сисифом ещё за 550 лет до Тесея, и афинский царь лишь возобновил их и посвятил Посейдону. В этом споре для нас важна цифра "550 лет" между установлением Игр Сисифом и их возобновлением Тесеем, т.е., по сути, временным промежутком между царствованием Сисифа и Тесея. Истинная причина пристрастия Тесея к Истмийским играм ещё сложней. Как писал Плутарх ("Тесей"), Игры эти, отправляемые прежде в память о погибшем в море Меликерте, "происходили ночью и более были подобны священным обрядам, нежели позорищам, или торжествам". Потому некоторые говорили, что Тесей "установил Истмии для очищения себя от убийства Скирона, родственника своего, который был сыном Канета и Гениохи, дочери Питфея". Другие утверждали, что Тесей "установил эти игры в память умерщвления Синиса". О причастности коринфян в установлении Истмийских игр свидетельствует фраза, по которой Тесей "определил, чтобы коринфяне уступали председательство афинянам, присутствующим на Истмиях, и столько места, сколько может занять распростёртый парус корабля, именуемого феорида" (феоридой назывался корабль, отправляемый ежегодно с несколькими афинянами для их присутствия на общенародных играх или при других священных торжествах).
Как бы там ни было, Истмийские игры прижились в Греции и продолжались ещё в историческое время : они сопровождались праздником в честь Посейдона и проходили раз в 2 года летом в роще близ Коринфа, где находился храм истмийского Посейдона. На время Истмийских игр провозглашался священный мир, но т.к. некоторые греческие племена (элейцы) не принимали участия в играх, их популярность была меньше, чем у Олимпийских и Пифийских состязаний, в которых принимало участие всё греческое население. Истмийские игры состояли из гимнастических, конных, поэтических и музыкальных состязаний. Победители получали венки из сельдерея или пинии (сосны), в которые вплеталась пальмовая ветвь. Истмийские игры прекратились с победой христианства.
Тесей присоединил к Афинскому царству Мегару, ранее принадлежавшую его дяде Нису, а также унаследовал Трезен после своего деда Питфея . Тесей стал первым афинским царём, который начал чеканить деньги, и на его монетах было изображение быка, или вола в назидание всем, как полагал Плутарх ("Тесей"), что для их приобретения надо трудиться.
"Чтобы более умножить число жителей, Тесей давал всем равные права. Известное общенародное провозглашение: "Сюда придите все народы!" установлено Тесеем, который учредил некоторым образом всеобщее гражданство. Однако не оставил демократии беспорядочной, смешанной из стёкшегося отовсюду народа, без всякого различия состояний. Он первый разделил народ на эвпатридов (благородных), на геоморов (землевладельцев) и на демиургов (ремесленников). Эвпатридам дал право выбирать начальствующих, быть наставниками в законах, истолкователями всего, касающегося до богослужения и священных обрядов, и таким образом ввёл между всеми равновесие, ибо эвпатриды превосходили других достоинством, геоморы - пользой и демиурги множеством своим. Мнение Аристотеля, что Тесей прежде всех склонился в народоправлению и отказался от самовластия, подтверждает Гомер, который, исчисляя корабли греческие, одних афинян называет "демос" .
"Присоединив Мегариду к Аттике, воздвигнул он в Истме столь известный всем столп, на котором надписал два стиха, показывающие пределы двух областей. На восточной части было написано" : "Иония здесь, не Пелопоннес". На западной: "Здесь Пелопоннес, а не Иония", тем самым определив границы своих владений. Говорили , что этот столп существовал до царя Кодра, во время которого был разрушен Гераклидами, некогда нашедшими приют у афинян, а впоследствии отобравшими у них Мегару. Много позднее, подражая Тесею, римский император Адриан (76-138 гг. н.э.) воздвигнул в Афинах памятник между древним и новым городом, на котором на одной стороне надписал: "Здесь Афины, древний град Тесея", а на другой стороне: "Здесь град Адрианов, а не Тесея". Вот такие шутки позволяли себе древние!
Одним из славных подвигов Тесея был поход против амазонок, воинственных женщин, у которых он увёл царицу Антиопу, и она стала его женой . В отмщение за это амазонки пошли войной на Аттику во главе с её сестрой Ипполитой, осадили Афины и проникли в город ; решительная битва, в которой Тесей одолел их, была посреди города . Однако, прежде чем осадить Афины, по мнению Плутарха ("Тесей"), амазонки должны были сперва овладеть всей областью, а то, "что они стояли лагерем в самом городе, то подтверждается как именами мест [их городского сражения - Мусейон и Пникс, - вблизи Акрополя], так и гробницами падших на сражении... Сражение это дано было в месяце боэдромионе, в который афиняне и поныне отправляют Боэдромий" - бег и крики в память радостных восклицаний, которые издавали афиняне, когда пришёл к ним на помощь Ксуф, правитель Пелопоннеса.
Одни говорили , что Тесей принимал участие в походе Геракла против амазонок и в качестве своей добычи получил царицу амазонок Антиопу. Другие утверждали, что Тесей посетил страну амазонок на несколько месяцев позже Геракла и что Антиопа пришла приветствовать его дарами, но едва взошла на корабль, как Тесей поднял якорь и похитил её. Плутарх ("Тесей") больше склонялся ко второй версии, по которой Тесей отплыл на своих кораблях, пристал к их берегу, и, будучи склонными к любви, амазонки "не только не убежали..., но ещё прислали ему подарки. Тесей просил войти на корабль амазонку, принёсшую их, и тотчас отплыл, взяв её с собой". Согласно основному греческому мифу , Геракл плавал к амазонкам за поясом Ареса, и в его команде Тесей не значился, а вот на обратном пути Геракл посетил Трою и освободил там дочь троянского царя Гесиону, предназначенную в жертву Посейдону. Все эти события происходили задолго до Троянской войны, однако они послужили предысторией к её истории, к которой Тесей тоже не имел никакого отношения.
В состоявшемся сражении между афинянами и амазонками Антиопа, уже родившая Тесею Ипполита, сражалась на стороне Тесея и погибла от стрелы, пущенной амазонкой Молпадией, которую впоследствии убил Тесей . Впрочем, существует версия, по которой Антиопа погибла значительно позднее. Её же сестра Ипполита попала в плен и стала женой Тесея (потому некоторые считают, что именно она, а не Антиопа, была матерью его сына Ипполита). Причём с Ипполитами в греческих мифах тоже достаточно наслоений: одну Ипполиту, царицу амазонок, убил ещё Геракл, а другая стала женой Тесея.
Как бы там ни было, афиняне, вероятно, не простили своему царю войны с амазонками, поскольку при всех дальнейших положительных преобразованиях Афин и Ионии в целом началась история постепенного падения Тесея, в которой немаловажную роль сыграл его ближайший друг Пирифой - царь фессалийских лапифов (фессалов), помогавший ему в борьбе с амазонками, поскольку, прежде чем попасть а Аттику, им пришлось пройти через Фессалию . Следует отметить, что амазонки, так же как и фессалийские кентавры, согласно греческим мифам, умели ездить верхом на лошадях, в то время как ахейцы во времена Геракла и Тесея пользовались преимущественно колесницами, а всадников называли грубыми и неотёсанными "кентаврами". Тесей помог Пирифою изгнать кентавров из Фессалии в Аркадию, где с ними потом столкнулся Геракл.
Укрепляя связи с соседями, Тесей приютил у себя фиванского царя Эдипа, напал на Фивы и заключил в темницу регента Креонта (по другой версии, убил его) .
Эдип привлекал афинян необычностью своей трагической судьбы . Сам Эдип был высоко порядочным, но род его был проклят, и ему пришлось испытать тяжкую участь; Эдип стал невольным убийцей своего отца и женился на родной матери. Изгнанный сыновьями из своего города Фивы, сопровождаемый верной дочерью Антигоной, пробрался он к правителю Афин - Тесею, который приветливо встретил его в священной роще в Колоне. В трагедии Сорфокла "Эдип в Колоне", умирающего Эдипа граждане Афин ценили уже за то, что его тело стало талисманом: "Благодарит Тезея Эдип и обещает ему свою защиту. Он говорит, что могила его будет всегда верной защитой афинян".
Существует миф , по которому после войны с амазонками Тесей заключил мир с критским царём Девкалионом (сын Миноса и Пасифаи) и женился на его сестре Федре. Ревнивая Антиопа, которая была незаконной женой Тесея, ворвалась на свадебный пир и стала угрожать перебить гостей, за что была убита Тесеем. По свидетельству Плутарха ("Тесей"), другие говорили, что Антиопу умертвил Геракл, но в любом случае, Тесей женился на Федре после смерти Антиопы, от которой имел сына Ипполита.
По свидетельству Плутарха ("Тесей"), до Тесея афиняне имели торговые суда с ограниченной командой (не более пяти человек); только Ясону (по общегреческому соглашению) разрешалось иметь корабли с большей командой для истребления морских разбойников - пиратов. Став афинским царём, Тесей начал строить свой флот и после смерти Миноса, когда трон достался его сыну Девкалиону, напал на Крит и убил Девкалиона; после этого критское правление "перешло к Ариадне, с которой Тесей вступил в переговоры, получил обратно афинских юношей и заключил мир между афинянами и критянами; обе стороны обязались клятвой никогда не возобновлять войны". С этого времени Тесея считают родоначальником афинского морского флота.
Ещё Гесиод писал (634), что его предки "в поисках добрых доходов на легких судах разъезжали", но уже в своё время он рекомендовал всем (643-644): "Малое судно хвали, но товары грузи на большое: больше положишь товару - и выгоды больше получишь".
Брак Тесея с Федрой дополнительно скреплял дружбу между Афинами и Критом . Федра родила Тесею двух сыновей - Акаманта и Демофонта, - и она любила своего пасынка Ипполита. Однако целомудренный Ипполит, увлекавшийся охотой и почитаемый Артемидой, не платил Федре взаимностью. Говорили, что она домогалась его, была им отвергнута, повесилась, оставив записку, в которой обвиняла его в посягательствах на её честь. Получив записку, Тесей проклял сына, взмолился Посейдону, чтобы тот наказал Ипполита, приказал сыну покинуть Афины и никогда не возвращаться в родной город. Когда Ипполит ехал вдоль берега, гигантская волна обрушилась на берег, из её гребня возникло чудовище, которое погналось за его колесницей; не справившись с упряжкой Ипполит разбился насмерть. Говорили, что Артемида просила Асклепия вернуть его к жизни и тот победил смерть, тем самым отобрав Ипполита у Аида и этим обидев царя мёртвых.
В этой истории о Федре, Ипполите и Тесее важна не клевета царицы и не вспыльчивость главы семьи (подобные явления были часты в Древнем мире), а их возможность общения друг с другом через "записку". Следовательно, в те далёкие времена уже умели писать и читать, причём письмом греки пользовались, как следует из греческой мифологии , ещё до войны Семерых против Фив. Гомер записки клеветнического содержания называл "зловесными знаками", а в пояснении к его фразе говорилось, что древние греки и римляне до конца античности пользовались в быту для письма складными дощечками, намазанными воском, по которому острой палочкой, называвшейся "стилем", выцарапывались буквы. Из древних народов Средиземноморья только этрусские жрецы утверждали, что у них имелись "Священные книги", написанные ещё богами .
О браках Тесея ходила разная молва. Как писал Плутарх ("Тесей"), "эти браки не имели ни похвального начала, ни счастливого конца. Уверяют, что он похитил некую Анаксо из Трезены; что, умертвив Синиса и Керкиона, употребил насилие против дочерей их; что женился на Перибее, матери Аякса, потом на Феребее и на Иопе, дочери Ификла; что, влюбившись в Эглу, дочь Панопея,... оставил Ариадну - поступок, противный чести и справедливости. Всего более поносят похищение Елены, которое наполнило Аттику бедствиями войны и было причиной изгнания его и погибели".
Начало дружбы Пирифоя с Тесеем Плутарх описал так ("Тесей"): "Когда слава о великой силе и храбрости Тесея повсюду распространились, то Пирифой, желая её испытать, похитил волов его, пасшихся на Марафоне. Узнав, что Тесей, вооружённый, преследует его, он не предался бегству, но обратился против него. Взглянув один на другого, удивились они красоте друг друга, уважили взаимную смелость и удержались от сражения. Пирифой первый простёр руку, просил Тесея быть самому судьёй в этом похищении, обещаясь добровольно подвергнуться такому наказанию, какое на него наложит. Тесей простил его и предложил союз и дружбу, которую они утвердили клятвой".
Пирифой, сын Иксиона, царь племени лапифов (фессалов), отличался своей храбростью . Гомер называл лапифов героями, а Овидий рассказывал о их вражде с кентаврами.
Со временем у Пирифоя умерла жена Гипподамия (Деидамия), и два овдовевших героя решили вновь жениться уже на дочерях Зевса : Тесей выбрал себе спартанскую царевну Елену, сестру Диоскуров, а Пирифой помог ему похитить её.
"Тесею было пятьдесят лет,... когда он похитил Елену, ещё не достигшую брачного возраста" ("Тесей"). Елене было тогда всего двенадцать лет (а некоторые говорили, что ещё моложе), и, хотя она уже славилась своей красотой, замуж выходить ей было всё-таки рано ; поэтому Тесей отправил её в деревню Афидны (севернее Афин, близ Марафона), приставил к ней свою мать, наказав своему другу Афидну денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место её пребывания (по другой версии, Елена родила от Тесея дочь Ифигению, которую удочерила Клитеместра, старшая и уже замужняя сестра Елены). Тесей "хранил её и не хотел возвратить братьям её Диоскурам, которые требовали её обратно" . "Некоторые, желая скрыть это великое преступление", утверждали, что Елена была похищена не им.
После этого друзья решили добыть Персефону, жену Аида, чтобы она стала невестой Пирифою . Тесей и Пирифой спустились в подземное царство и, каким-то образом заставив Хирона, переправились через Стикс и, миновав сторожевого пса Кербера, оказались у дверей дворца Аида. Владыка царства мёртвых спокойно выслушал их наглое требование и, притворяясь гостеприимным, предложил им сесть. Ничего не подозревая, они сели, куда было предложено, и оказались на троне забвения. Они приросли к каменному трону настолько, что уже не могли с него встать, не покалечившись. Их бичевали эринии (богини мести) и терзал зубами Кербер, а Аид смотрел на всё это и усмехался.
Через четыре года Геракл, пришедший в царство Аида, чтобы, по велению Эврисфея, микенского царя, забрать Кербера, узнал двух друзей, когда они молча протянули к нему руки, моля о помощи . Пресефона любезно разрешила Гераклу освободить её незадачливых похитителей и забрать их с собой, если только он сможет. Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынужден был отступить.
Существует версия, по которой Тесей и Пирифой никогда не спускались в Аид, а пытались похитить жену царя феспротов, который, вовремя узнав о их замысле, взял наглецов в плен, после чего бросил Пирифоя на съедение собакам, а Тесея заключил в темницу, откуда его вызволил Геракл .
Плутарх увидел в этом мифе другую реальность ("Тесей"): Тесей, "дабы оказать Пирифою взаимную услугу, отправился с ним в Эпир для похищения дочери Аидонея, царя молоссов, который называл жену Персефоной, дочь - Девой, а пса своего - Кербером". Узнав, что Пирифой и Тесей прибыли в Эпир, чтобы похитить дочь царя, тот поймал их, "Пирифоя тотчас предал Керберу, а Тесея держал в оковах". В комментарии поясняется, что молоссами называлось племя в Эпире, проживавшее вблизи Амвракийского залива. Сам Эпир представлял собой область на западе Греции, на побережье Ионийского моря.
Вернувшись в Афины, Тесей обнаружил, что от его былой популярности в городе не осталось и следа . Пока он находился "в царстве Аида" спартанцы во главе с Диоскурами, братьями Елены, вторглись в Аттику, разорили Афидны, где прятали Елену, и вместе с сестрой увезли в Спарту в качестве рабыни Эфру (Этру), мать Тесея. Власть в Афинах захватил Менесфей, правнук Эрехфея, снискавший себе расположение народа тем, что напоминал аристократам о той власти, которую они потеряли, а бедным говорил, что у них украли отечество и родные святыни, и сами они стали игрушкой в руках проходимца неизвестного происхождения по имени Тесей. Акамант и Демосфон, сыновья Тесея, вынуждены были бежать из Афин и нашли приют в Эвбее у Элефенора (царя абантов на Эвбее).
Характеризуя нового царя Афин, Плутарх писал ("Тесей"): "Менесфей, сын Петеоя [Петея], внук Орнея и правнук Эрехтея, первый из людей, как говорят, начал угождать народу и привлекать его на свою сторону льстивыми словами. Он старался возмутить сильнейших афинян против Тесея, на которого они давно уже негодовали, быв уверены, что он отнял у них всю власть и силу, какую имели в разных племенах, и, заключив их в стенах одного города, сделал подданными и рабами своими. Простолюдинов возбуждал к мятежу, представляя им, что они пользуются лишь мечтательной свободой и что в самом деле лишены своих отчизн и священных обрядов и вместо многих добрых и законных владык должны повиноваться одному - пришельцу и чужеземцу". Себе в помощь Менесфей призвал тиндаридов из Спарты, иначе называвшихся диоскурами, числом, которое составило перевес в Аттике, предав тем самым не только Тесея, но и Афины и всех афинян.
Считается, что Плутарх был не совсем точен в хронологии смены власти в Афинах : первично трон узурпировал отец Менесфея - Петей, сын Орнея, внук Эрехфея и Праксифеи, а тот уже передал царство своему сыну - Менесфею.
Политика Менесфея неоднократно применялась в последующие времена и до сих пор используется в наше время, когда требуется сменить ту или иную власть. Из предателей времён Тесея Плутарх ("Тесей") отметил Академа, который, "узнав неизвестно каким образом, что Елена скрывается в Афиднах, объявил о том её братьям. По этой причине тиндариды оказали ему при жизни великие почести и впоследствии, когда лакедемоняне [спартанцы] вступали многократно в Аттику и разоряли её, щадили Академию из уважения к Академу". Академия находилась в 6 стадиях (более 1 км) от Афин, включала в себя гимнасию и сад, окружённый стеной, с крытыми аллеями. Много позднее в Академии преподавал Платон. Название "Академии", как писал Плутарх ("Тесей"), происходило не от Академа, а от Эхедима из Аркадии, который во времена Тесея был союзником тиндаридов, и от его имени афинская Академия была названа Эхедемией.
Ослабленный после Аида Тесей не имел сил бороться с Менесфеем за власть и отправился в изгнание . Говорили , что Тесей отдал Гераклу все уделы земли, подаренные ему прежде городом; он посвятил их Гераклу и назвал Гераклеями, а до этого они назывались Тесеями; себе же он оставил только четыре удела; своих детей выслал на Эвбею к Элефенору, а сам, произнеся на афинян проклятие, отплыл на остров Скирос (находящимся между островами Эвбея и Лесбос), где владел родовым имением. Афиняне долго ощущали на себе тесеево проклятие и, чтобы укротить его тень, определили приносить ему жертвы и оказывать божественные почести.
На Скиросе местный царь Ликомед принял гостя . Когда Тесей попросил разрешения остаться на острове, Ликомед притворился, что хочет показать Тесею границы своих владений, заманил его на вершину высокого утёса и скинул вниз. Причину этого поступка видят в том, что Ликомед был другом Менесфея. Некоторые говорят, что Ликомед захотел присвоить себе участок земли, принадлежавший Тесею. Так или иначе, но Ликомед представил всё так, будто Тесей упал спьяну, поскольку перед прогулкой слишком много выпил.
На смерть Тесея никто не обратил внимания . Сыновья его в качестве простых граждан последовали за Элефенором под Трою. Похоже, Геракл не на много пережил Тесея (в Троянской войне он тоже не участвовал).
Менесфей, царствовавший в Афинах, остался единственным женихом Елены и во главе афинского войска пошёл на Трою, где, по одной версии, погиб, а по другой версии, всё же вернулся с войны, но не посмел войти в Афины, в которых уже правил Демофонт, сын Тесея ; Менесфей переправился на остров Мелос, царь которого недавно умер, не оставив наследников, и стал его правителем.
Важно отметить, что предводителем афинских войск в Троянской войне был именно Менесфей, а не Демофонт . Следовательно, Менесфей воспринимался ахейцами как законный царь Афин.

С Троянской войны Демофонт, сын Тесея, вернулся первым , привёз с собой из-под Трои свою бабку Эфру (Этру) , которую в Трою увезла ещё Елена, и захватил отцовский трон . Афиняне говорили, что Демофонт принёс в родной город палладий из Трои и поместил в местном храме Афины.
Именно Демофонт не испугался микенского царя Эврисфея и приютил у себя Гераклидов (детей Геракла), преследуемых Эврисфеем из страха, что они могут свергнуть его, когда вырастут . Афиняне с присущим им чувством справедливости решили приютить Гераклидов, когда увидели их, сидящими у алтаря милосердия. Когда Гераклиды возмужали, Эврисфей собрал войско и выступил против Афин. Поскольку оракул объявил, что афиняне будут разбиты, если кто-нибудь из детей Геракла не будет принесён в жертву Персефоне, Макария, единственная дочь Геракла, согласилась пожертвовать собой (в это время сохранялись ещё человеческие жертвоприношения, характерные для всей эпохи полубогов-героев). Афиняне победили Эврисфея и убили его сыновей и многих союзников. Сын Геракла, Гилл догнал Эврисфея, покинувшего поле боя на колеснице, и отрубил ему голову, а мать Геракла, Алкмена выколола ему глаза.
Много позднее, когда Гераклиды изгнали из Спарты Тисамена, сына Ореста, тот тоже попросил у афинян убежище , но они уже не приняли его, и в сражении с ними Тисамен погиб (по другой версии, Тисамен погиб в борьбе с Гераклидами).
Троянская война отложила отпечаток на всех ахейцев. Говорили , что Демофонт женился на фракийской царевне Филладе, но через некоторое время бросил её, отчего та приняла яд и умерла . Когда же Демофонт всё-таки поехал к ней, лошадь споткнулась, он упал, напоролся на собственный меч и умер.
А среди знаменитых афинян были и те, которые вели свой род ещё от Еврисака, сына героя Аякса и его возлюбленной Текмессы, дочери фригийского царя . К потомкам Еврисака относились Алкивиад, Мильтиад, Кимон и историк Фукид. Они гордились тем, что Аякс был сыном Эака и внуком Зевса.

Последним царём Афин был Кодр, потомком которого считались Солон и Платон. Кодр жил, по преданию, в XI в. до н.э. . Им закончилась древнейшая героическая эпоха Афин, и после некоторого переходного периода началась история демократического государства Афины, завершившаяся покорением афинян македонцам, а затем римлянами.
По преданию , Кодр пожертвовавшим собой для спасения родины при вторжении дорийцев (XII-XI вв. до н.э.); по другим данным - на рубеже IX-VIII вв. до н.э. В комментариях к сочинению Плутарха о Солоне говорится , что Кодр погиб в битве с дорийцами.
По греческой мифологии , Кодр был сыном Меланфа, потомком Нелея, представителем мессенского царского дома. Когда дорийцы захватили Мессению, Кодр отправился в Афины, в одном решающем сражении разбил афинян и убил их царя, потомка Тесея, после чего воцарился в Афинах, взяв себе в жёны афинянку. После вторжения дорийцев в Аттику, дельфийский оракул предсказал им, что они смогут овладеть Афинами только в том случае, если сохранят жизнь Кодру. Жители Дельф, дружески настроенные к афинянам, сообщили им об этом пророчестве (по другой версии, афиняне узнали о пророчестве от своего шпиона в Дельфах). Желая спасти свой город, Кодр вышел на сражение с врагом в одежде простого дровосека и, не узнанный дорийцами, преднамеренно пожертвовал жизнью. По другой версии, Кодр, переодевшись в лохмотья, вышел за городские ворота якобы за дровами и погиб в стычке с неприятелем. Так или иначе, узнав о гибели Кодра, дорийцы сняли осаду. Некоторые утверждали, что после Кодра афинский трон унаследовал его сын Медонт, который и стал последним царём Афин.
Продолжение следует!

В греческой мифологии афинский герой и царь, сын Эгея и Эфры

Первая буква "т"

Вторая буква "е"

Третья буква "с"

Последняя бука буква "й"

Ответ на вопрос "В греческой мифологии афинский герой и царь, сын Эгея и Эфры ", 5 букв:
тесей

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тесей

Легендарный афинский царь

Победил Прокруста и Минотавра

Победитель Минотавра

Одолел Минотавра

Кому Ариадна дала нить?

Легендарный афинский царь, убивший Минотавра и Прокруста

Определение слова тесей в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Известно несколько значений: Тесей - персонаж мифов в Древней Греции. Тёсей - село в Японии. Тесей - будущий фильм о наёмном убийце, ставшем антигероем Тесеем, который начал убивать убийц их методами.

Мифологический словарь Значение слова в словаре Мифологический словарь
(греч.) - сын афинского царя Эгея и трезенской царевны Эфры. Царь Эгей, долго бывший бездетным, спросил о своем потомстве оракула, но получил неясный ответ. Отправившись в странствия, он попал к трезенскому царю Питфею, который разгадал смысл ответа оракула...

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТЕСЕЙ (Тезей) легендарный афинский царь (ок. 13 в. до н. э.). Ему приписываются синойкизм Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно греческим преданиям, Тесей совершил много подвигов (в т.ч. победил Прокруста, Минотавра, участвовал...

Примеры употребления слова тесей в литературе.

Разрушены были неприступные Афины, Елена освобождена, мать его в тяжком плену в Спарте, сыновья Тесея , Демофон и Акамант, принуждены были бежать из Афин, а вся власть была в руках ненавистного Менесфея.

Да каким он мог быть аргонавтом, если Ясон уже погиб, а Тесей еще лишь движется к своим подвигам.

Срисуй ее с Аспасии несчастной: Во всем я схожа с жертвою Тесея , Хотя и не безлюден остров мой.

Имеются в виду семь афинских юношей и семь девушек, которых Тесей избавил от смерти, убив в лабиринте в Кносе Минотавра.

Великий македонец совершил подвиг, превосходящий деяния мифических героев - Геракла, Тесея и Диониса.

Тесей, Тезей — в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры, 10-й царь Афин.

Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея — мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей — представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопы, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит от Тантала и, наконец от самого Зевса.

Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.

Подвиги Тесея

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывает истинное происхождение Тесея и Питфей распространил слух, что мальчик рожден от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу.

Еще до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Тесей отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки чудовищ. Тесей убил Перифета, Синса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона, Прокруста и Дамаста. В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол.

Тесей явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.

Тесею также пришлось бороться с 50-ю Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердился себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с критским царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани 7-ю юношами и 7-ю девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея.

Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Застигнутый там бурей Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Однако Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис. По версии ряда мифографов Тесей был вынужден оставить Ариадну на острове, поскольку ему во сне явился Дионис и сообщил, что девушка должна принадлежать ему. Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским.

Другие подвиги Тесея

Тесей участвовал в Калидонской охоте, а также в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифию добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем. Он так и остался в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины.

Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены, отбитой братьями назад и позднее ставшей причиной Троянской войны. Вернувшись из своего похода в царство Аида, он нашел престол занятый Менесфеем. Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то была земля. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы.

Исторический прототип

Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н. э. Плутарх в жизнеописании «Тесей» приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III века до н. э.

В правление Тесея афиняне убили сыня Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх («Тесей»):

«Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесет всем равенство, — и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами (…) Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства (…) Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство - он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников, и благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия. О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян».

Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу, из-за чего амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру и имел от неё сына Ипполита. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов (эпирского племени), где был схвачен и брошен в тюрьму. Когда он смог вернуться в Афины, то нашёл недовольный народ, подстрекаемый против него Менесфеем. Потерпев поражение в борьбе с врагами, Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.

По Евсевию Тесей был изгнан из Афин остракизмом, правилом против тирании, которое он же первым и ввёл в качестве закона. Афинский трон занял Менесфей.

Как последний афинский царь Кодр спас свой город от врага?

В греческой мифологии Кодр – последний царь Афин, сын Меланфа, потомок Нелея, представитель мессенского царского дома. Когда дорийцы захватили Мессению, Кодр отправился в Афины, в одном решающем сражении разбил афинян и убил их царя, потомка Тесея, после чего воцарился в Афинах, взяв себе в жены афинянку. После вторжения дорийцев а Аттику дельфийский оракул предсказал им, что они смогут овладеть Афинами только в том случае, если сохранят жизнь Кодру. Жители Дельф, дружески настроенные к афинянам, сообщили им об этом пророчестве (по другой версии, афиняне узнали о пророчестве от своего шпиона в Дельфах). Желая спасти свой город, Кодр вышел на сражение с врагом в одежде простого дровосека и, неузнанный дорийцами, преднамеренно пожертвовал жизнью. По другой версии, Кодр, переодевшись в лохмотья, вышел за городские ворота якобы за дровами и погиб в спровоцированной стычке с неприятелем. Так или иначе, узнав о гибели Кодра, дорийцы сняли осаду.

Случайные статьи

Вверх