Клинико-физиологическое обоснование и основные механизмы лечебного действия физических упражнений. Физиологическое обоснование влияния ЛФК на организм больного. Механизм лечебного действия физических упражнений Физиологическое обоснование механизмов лечеб

Министерство образования и науки Российской Федерации


Реферат

по дисциплине: «Физическая культура»

На тему: «Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений»


Улан-Удэ, 2014

Введение


Лечебная физическая культура основана на одном из ведущих биологических факторов - потребности к движению. Здоровый организм обладает высокой способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. При заболеваниях нарушается жизнедеятельность организма, ухудшается приспособляемость его к условиям внешней среды, а также снижается возможность выполнять мышечную работу. Следовательно, при заболевании, когда движения могут вызвать обострение или осложнение, необходим режим покоя, который резко ограничивает двигательную активность. Режим покоя снижает потребность организма в питательных веществах и кислороде, восстанавливает в ЦНС тормозные процессы, способствует более экономной работе внутренних органов. Но режим покоя имеет и отрицательные стороны: в связи со снижением процессов возбуждения в ЦНС, ухудшаются функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также трофика всего организма. Длительный постельный режим может привести к целому ряду осложнений (застойная пневмония, инфаркт легкого, тромбоз вен и др.), поэтому покой необходимо сочетать с применением физических упражнений, как только позволит состоянии больного. В период болезни ЛФК уменьшает неблагоприятное влияние вынужденной пониженной двигательной активности, усиливает защитные реакции организма, предупреждает развитие осложнений, а также способствует развитию компенсаторных механизмов. Физические упражнения при некоторых заболеваниях и повреждениях имеют первостепенное значение в восстановлении строения и функции поврежденного органа. Применение средств ЛФК в период выздоровления помогают восстановить работоспособность, а постепенно увеличивающиеся физические нагрузки обеспечивают тренировку организма, способствуют нормализации и совершенствованию его функций. Такая тренировка в случаях хронического течения заболевания ускоряет формирование компенсаторных механизмов, повышает приспособленность организма и предупреждает обострения.

Лечебная физкультура улучшает нарушенные функции, ускоряет регенерацию, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки. Воздействие упражнений может быть общим и специальным. Общее воздействие проявляется в активизации всех функций организма, что способствует выздоровлению, предупреждению осложнений, улучшению эмоционального состояния, уменьшению неблагоприятных последствий вынужденной гипокинезии во время болезни, а специальное - в направленном улучшении нарушенной болезнью функции определенного органа или в развитии компенсаций. Общее воздействие является неспецифическим, поэтому различные физические упражнения для различных мышечных групп могут оказывать одинаковое воздействие на организм, а одни и те же упражнения могут быть эффективными при различных заболеваниях. Специальные физические упражнения могут оказывать в некоторых случаях специфическое действие на патологический процесс. Например, при атрофии мышц вследствие иммобилизации конечности специальные упражнения, вовлекающие в движения данные мышцы, восстанавливают их структуру и функцию, обмен веществ в них; при контрактуре сустава наступившие изменения в строении суставной сумки, синовиальной оболочки, суставных хрящей могут восстановиться только благодаря специальным движениям в суставе.


Механизм тонизирующего влияния физических упражнений


В начале заболевания, особенно остро протекающего, усиливаются возбудительные процессы в ЦНС, появляются защитные и патологические реакции, повышается температура тела, активизируется деятельность многих внутренних органов. В этот период больному показан режим покоя, физические упражнения не применяются или применяются очень ограниченно.

По мере стихания острых явлений, а также при хронических заболеваниях уровень протекания основных жизненных процессов понижается. Это объясняется преобладанием процессов торможения в ЦНС, что является следствием самого заболевания и уменьшения двигательной активности больного (уменьшение количества импульсов, поступающих от рецепторов опорно-двигательного аппарата). Эти же причины приводят к снижению деятельности желез внутренней секреции (надпочечников, щитовидной железы и др.). Нарушение регулирующего влияния центральной нервной и эндокринной систем сказывается на уровне протекания вегетативных функций: снижаются функции кровообращения, дыхания, обмен веществ, сопротивляемость и реактивность организма. Физические упражнения повышают интенсивность процессов жизнедеятельности в организме, уменьшают неблагоприятное действие на больного двигательного режима с ограничением активности.

Во время выполнения физических упражнений происходит возбуждение двигательной зоны ЦНС, которое распространяется и на другие ее участки, улучшая все нервные процессы. Усиливается деятельность желез внутренней секреции. Так, увеличение выделения гормонов мозгового слоя надпочечников активизирует деятельность многих внутренних органов; увеличение выделения гормонов коркового слоя повышает сопротивляемость организма, обмен веществ, оказывает противовоспалительное действие. Одновременно посредством моторно-висцеральных рефлексов стимулируются вегетативные функции: улучшается деятельность сердечно - сосудистой системы, увеличивается кровоснабжение всех органов и тканей, усиливается функция внешнего дыхания, активизируются защитные реакции.

Тонизирующее действие физических упражнений усиливается от положительных эмоций, возникающих на занятиях лечебной физической культурой. Уже само осознание, что лечебная физическая культура может помочь восстановить здоровье, что в этом методе лечения многое зависит от собственной настойчивости и активности, повышает уверенность в своих силах, отвлекает от тревожных мыслей о болезни. Улучшение настроения, появление бодрости и даже неосознанного удовольствия от выполнения физических упражнений, которое И. П. Павлов назвал мышечной радостью, активизируют нервные процессы и стимулируют деятельность желез внутренней секреции, что, в свою очередь, улучшает процессы регуляции функций внутренних органов.

Любые физические упражнения оказывают тонизирующее действие. Степень его зависит от массы сокращающихся мышц и интенсивности выполнения упражнений. Значительное воздействие оказывают упражнения, в которых участвуют крупные группы мышц и которые выполняются в быстром темпе. Механизмы моторно-висцеральных рефлексов активизируют работу внутренних органов при работе как мышц туловища, так и мышц ног или рук. Поэтому можно достигать общетонизирующего эффекта, выполняя физические упражнения с нагрузкой на здоровые сегменты тела.

Тонизирующее действие физических упражнений должно быть строго дозированным в зависимости от состояния больного и периода заболевания. В острый и подострый периоды болезни, при тяжелом общем состоянии больного применяются упражнения, которые стимулируют деятельность только отдельного органа или системы. Например, движения в мелких дистальных суставах усиливают периферическое кровообращение, но вызывают лишь незначительные сдвиги в деятельности других органов.

В начальном периоде выздоровления, а также при хронических заболеваниях для закрепления полученных результатов лечения (поддерживающая терапия) показаны общетонизирующие воздействия. Поэтому применяют физические упражнения для различных мышечных групп, суммарная физическая нагрузка которых не слишком большая. Она может не превышать нагрузку предыдущих занятий. Такая нагрузка должна не утомлять занимающихся, а вызывать чувство бодрости, радости.

Для восстановления функций всего организма в период выздоровления используют и постоянно возрастающие физические нагрузки, которые постепенно усиливают стимулирующий эффект и путем тренировки улучшают адаптацию организма, совершенствуют резервы.

Таким образом, тонизирующее действие физических упражнений заключается в изменении (чаще всего в усилении) интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозированной мышечной нагрузки.


Механизм трофического действия физических упражнений


При заболевании происходит изменение строения органов и тканей - от незначительных тончайших нарушений химического состава клеток до выраженных структурных изменений и повреждений, а в некоторых случаях вплоть до гибели клеток. Эти патологические проявления болезни всегда связаны с нарушением обмена веществ. Лечение направлено на ускорение регенерации (восстановление строения) клеток, что достигается улучшением и нормализацией обмена веществ. Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под их влиянием активизируются обменные процессы.

При выполнении физических упражнений регулирующие системы (нервная и эндокринная) стимулируют деятельность кровообращения, дыхания, активизируют обменные процессы. На мышечные сокращения расходуется аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Во время отдыха происходит усиление ресинтеза и синтеза АТФ, энергетические запасы увеличиваются (фаза сверхвосстановления). АТФ является источником не только энергии движения, но и пластических процессов. Поэтому увеличение АТФ обеспечивает обновление клеток и тканей, их регенерацию. В процессе мышечной деятельности в кровь из мышц поступают молочная и пировиноградная кислоты, которые используются как энергетический материал другими органами. Физические упражнения не только активизируют обмен веществ, но и направляют трофические процессы на регенерацию поврежденных клеток.

Ярким примером влияния занятий лечебной физической культурой на регенеративные процессы в организме может служить лечение переломов. Образование костной мозоли при правильном сопоставлении отломков и иммобилизации происходит и без применения физических упражнений. Однако ее формирование в таких случаях протекает медленно, а структура неполноценна. Такая костная мозоль вначале по объему значительно больше кости (периостальная мозоль), ее структура рыхлая, расположенные в ней костные элементы не соответствуют неповрежденным окружающим участкам. Лишь после того,- как больной начинает выполнять различные производственные и бытовые действия, т. е. использовать функциональные нагрузки, происходит перестройка костной мозоли: лишние тканевые элементы рассасываются, строение костных элементов приходит в соответствие с неповрежденными участками.

Если лечебную физическую культуру применяют с первых же дней после травмы, то регенерация кости значительно ускоряется. Физические упражнения, улучшая кровообращение и обмен веществ, способствуют рассасыванию погибших элементов и стимулируют рост соединительной ткани и образование кровеносных сосудов. Своевременное применение специальных физических упражнений (особенно эффективны упражнения с осевой нагрузкой) ускоряет процессы формирования и перестройки костной мозоли.

Под влиянием мышечной деятельности задерживается развитие атрофии мышц, вызванной гиподинамией. А если атрофия уже развилась (при иммобилизации после травм, повреждениях периферических нервов и т. п.), восстановление структуры и функции мышц возможно только при выполнении физических упражнений, активизирующих обменные процессы.

Трофическое влияние оказывают различные физические упражнения вне зависимости от локализации их воздействия. Степень влияния упражнений на общий обмен веществ зависит от количества мышц, участвующих в движении, и от интенсивности его выполнения. Некоторые физические упражнения оказывают направленное трофическое действие на определенные органы. Так, движения в суставе улучшают его трофику и способствуют восстановлению его строения при заболеваниях и артрогенных контрактурах, вызванных изменением строения. А упражнения для мышц брюшного пресса улучшают трофику органов брюшной полости.

Трофическое действие физических упражнений проявляется также в улучшении окислительных процессов в организме, а усиление тканевого обмена при этом стимулирует ликвидацию патологических процессов, например заживление вяло текущих ран.

При нарушениях обмена веществ трофическое действие физических упражнений способствует его нормализации. Причем не только за счет активизации обмена веществ из-за увеличения энергетических затрат, но и вследствие улучшения функции регулирующих систем. Например, при сахарном диабете физические упражнения повышают тканевой обмен, расход сахара и отложение его в мышцах, а также усиливают действие инсулина, что в ряде случаев позволяет уменьшать его дозу. При легких формах сахарного диабета физические упражнения, улучшая гормональную регуляцию, снижают уровень сахара в крови иногда до нормальных величин.

Механизм формирования компенсаций


При заболеваниях нарушения функций возмещаются адаптацией (приспособлением) поврежденного органа или других систем органов за счет оптимизации регуляторных механизмов. Таким образом, компенсация - это временное или постоянное замещение нарушенных функций. Формирование компенсаций представляет собой биологическое свойство живых организмов. При нарушении функций жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу же. Так, при нарушении дыхательной системы простейшая самопроизвольная компенсация проявляется в виде одышки и тахикардии. Во время выполнения физической работы одышка усиливается. Занятия лечебной физической культурой постепенно развивают компенсации за счет укрепления дыхательной мускулатуры, увеличения подвижности ребер и диафрагмы и автоматически закрепленного глубокого, но редкого дыхания, которое более экономично, чем поверхностное, но частое дыхание. Физические упражнения совершенствуют функции других органов и систем, участвующих в газообмене: улучшается работа сердца и совершенствуются сосудистые реакции, увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина в крови, обеспечивающих доставку кислорода клеткам, кислород лучше усваивается, а окислительные процессы в тканях протекают более экономно. Эти компенсации позволяют выполнять физическую нагрузку без одышки, хотя структурные изменения в легких сохраняются.

Регуляция процессов компенсации происходит по рефлекторному механизму. Пути формирования компенсаций установлены П. К. Анохиным. Схематически их можно представить следующим образом. Сигналы о нарушении функций поступают в ЦНС, которая без участия сознания приводит в действие компенсаторные механизмы, заключающиеся в такой перестройке работы всех органов и систем, которая компенсирует нарушенные функции. Однако вначале обычно формируются неадекватные компенсаторные реакции: чрезмерные или недостаточные. Под воздействием новых сигналов о степени компенсаций ЦНС обеспечивает их дальнейшее совершенствование и вырабатывает и закрепляет оптимальную компенсацию.

Физические упражнения увеличивают поток импульсов в ЦНС и ускоряют процесс формирования компенсаций, а также вырабатывают компенсации более совершенные, так как приспосабливают организм не к состоянию покоя, а к условиям мышечной деятельности.

Компенсации бывают временные и постоянные. Временные компенсации необходимы на непродолжительное время в период болезни. Так, до операции на грудной клетке можно с помощью физических упражнений усилить диафрагмальное дыхание; навык углубленного диафрагмального дыхания облегчит положение больного в послеоперационный период. Постоянные компенсации формируются на всю жизнь при необратимых изменениях в организме (пороке сердца, ампутации конечности, опущении внутренних органов и др.). Такие компенсации следует постоянно совершенствовать. Во многих случаях в результате настойчивой тренировки функции улучшаются настолько, насколько это необходимо для бытовой и трудовой деятельности, хотя само заболевание не излечивается.

Формирование постоянных компенсаций с помощью физических упражнений в настоящее время широко используется в системе реабилитации инвалидов и больных с хроническими заболеваниями.


Механизм нормализации функций

физический упражнение лечебный здоровье

Для восстановления здоровья и работоспособности после заболевания или травмы необходимо нормализовать все функции организма. Физические упражнения активизируют различные функции. Вначале они помогают восстановить моторно-висцеральные связи, которые, в свою очередь, оказывают нормализующее действие на регуляцию других функций. В период выздоровления становятся возможными большие тренирующие физические нагрузки, которые нормализуют деятельность регулирующих систем. Физические упражнения повышают возбудимость двигательных центров в ЦНС. Возбуждение их начинает преобладать над возбуждением других зон и тем самым заглушает патологические импульсы, поступающие от больных органов. Так как двигательные центры имеют связь с центрами, регулирующими работу внутренних органов, постепенно восстанавливается и функция последних. Нормализация процессов нервной регуляции под воздействием физических упражнений подкрепляется активизацией и восстановлением регулирующей функции эндокринной системы.

При многих заболеваниях сердца снижается его сократительная функция. Начинают действовать компенсаторные процессы, изменяющие деятельность сердечно - сосудистой системы, усиливающие функцию дыхательной системы. Защитные механизмы (сердцебиение, одышка, слабость, боли), щадящие сердце, ограничивают возможность выполнения мышечной работы. Лечение таких больных покоем, медикаментами, диетой и другими средствами улучшает их состояние, но полного восстановления мощности сердечных сокращений не происходит без мышечных нагрузок. Лечебная физическая культура с точно дозированной, постепенно увеличивающейся нагрузкой укрепляет сердечную мышцу, нормализует сократительную способность сердца и восстанавливает функцию регулирующих систем в соответствии с объемом нагрузки.

Физические упражнения способствуют также ликвидации двигательных расстройств. Например, длительная иммобилизация нижней конечности при переломе формирует новый навык ходьбы - с прямой ногой, который остается и после снятия гипса. Ходьба нормализуется довольно быстро при помощи специальных физических упражнений.

После болевой контрактуры, даже при ликвидации болей и изменений в суставе, может сохраниться ограничение движения как следствие патологического условного рефлекса. Восстановления полного объема движений в этом случае добиваются физическими упражнениями в расслаблении мышц, отвлекающими, игровыми заданиями в чередовании с движениями в пораженном суставе.

В процессе болезни ослабевают или даже полностью исчезают те или иные рефлексы, присущие здоровому организму. Так, длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением позы. И когда больной получает разрешение вставать, его сосуды плохо реагируют на положение стоя, изменяющее условия гемодинамики: не происходит необходимого повышения тонуса артерий нижних конечностей. Вследствие этого кровь устремляется к нижним конечностям, и из-за недостаточного ее притока к головному мозгу больной может потерять сознание. Упражнения с постепенной переменой положения ног, головы и туловища способствуют восстановлению позно - сосудистых рефлексов.

Клиническое выздоровление не всегда сопровождается восстановлением работоспособности. У человека, перенесшего, скажем, воспаление легких, может нормализоваться температура, состав крови, восстановиться структура легочной ткани, но при первой же попытке выполнить физическую работу появятся обильное потоотделение, одышка, головокружение и слабость. Для восстановления работоспособности потребуется еще длительное время.

Выполнение правильно подобранных и точно дозированных физических упражнений в период выздоровления будет способствовать нормализации вегетативных функций организма, восстановлению двигательных качеств, сниженных в период болезни, и оптимальному функционированию всех систем организма во время мышечной работы. С этой целью используются например, специальные физические упражнения, которые совершенствуют определенное двигательное качество (силу мышц, координацию движений) или функцию органа (внешнее дыхание, перистальтику кишечника и т. п.). Они дозируются таким образом, чтобы оказывать тонизирующее воздействие, т. е. нагрузки в них должны постепенно, но постоянно возрастать. Такая тренировка вызывает приспособление организма к увеличивающимся физическим нагрузкам за счет совершенствования функций регуляторных и вегетативных систем и опорно-двигательного аппарата, т. е. ведет к нормализации всех функций организма в целом.

Таким образом, лечебное действие физических упражнений многообразно. Оно проявляется комплексно (например, в виде одновременного тонизирующего и трофического влияния). В зависимости от конкретного случая и стадии заболевания можно подобрать такие специальные физические упражнения и такую дозировку нагрузки, которые обеспечат преимущественное действие одного механизма, необходимого для лечения в данный период болезни.


Классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК


В ЛФК для лечения заболеваний и повреждений применяются следующие основные средства: физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, т. е. выполняемые мысленно, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц), игры, естественные факторы (солнце, воздух, вода), лечебный массаж, а также дополнительные средства: трудотерапия и механотерапия.

Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Физические упражнения классифицируются по нескольким признакам: по анатомическому - упражнения для мышц головы, шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних конечностей; по признаку активности - активные (выполняемые самим больным), пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного) и активно-пассивные упражнения (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК).

По принципу использования гимнастических предметов и снарядов гимнастические упражнения делятся на упражнения без предметов и снарядов; упражнения с предметами и снарядами (гимнастической палкой, резиновым, теннисным и волейбольным мячом, набивным мячом, с булавами, гантелями, эспандерами, скакалкой и др.); упражнения на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, на гимнастической скамейке, гимнастических кольцах, механо - терапевтической аппаратуре, брусьях, перекладине, бревне, тренажерах и т.п.).

По видовому признаку и характеру выделяются дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Статические дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях без движения ног, рук и туловища, динамические выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д. К дренажным относят дыхательные упражнения, специально направленные на отток экссудата из бронхов, и используют их при различных заболеваниях органов дыхания. Следует различать дренажные упражнения (дыхательные) и позиционный дренаж (специально заданные позиционные исходные положения, также направленные на отток экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба»).

Помимо упомянутых выше применяются также порядковые и строевые упражнения. Они организуют и дисциплинируют больных, вырабатывая необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и т. п.). Подготовительные, или вводные, упражнения подготавливают организм к предстоящей нагрузке. Корригирующие - уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклонной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят любые движения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. При этом сочетаются силовые напряжения и растягивание. Например, при выраженном грудном кифозе (сутулости) корригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины, растягивание и расслабление грудных мышц; при плоскостопии - укрепление мышц голени и стопы.

Упражнения на координацию движений и в равновесии применяются для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях и др. Выполняются в основных исходных положениях: обычная стойка, на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них. Сюда же относятся упражнения, формирующие бытовые навыки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др. Широко используются лепка, сборка детских пирамидок, мозаика и т.п.

Упражнения в сопротивлении применяются в восстановительном тренировочном периоде лечебной физической культуры, способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечнососудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Пассивные упражнения назначают для предупреждения тугоподвижности в суставах в случаях, когда больной не может выполнять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах. Под методическим приемом лечение положением понимается специальная укладка конечностей в определенное корригирующее положение с помощью различных приспособлений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановления функции мышц, что особенно важно для предупреждения контрактур и патологических синкинезий. Идеомоторные упражнения улучшают трофику опорно-двигательного аппарата и вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность сердца, дыхание, обмена веществ, нередко сочетаются с пассивными движениями при контрактурах, параличах и парезах.

Изометрические (статические) напряжения мышц без движений в суставах являются очень важным средством профилактики атрофии мышц при иммобилизации конечностей и как средство восстановления мышц при парезах. Упражнения в расслаблении мышц создают благоприятные условия для кровоснабжения и отдыха мышц после их напряжения, нередко сочетаясь с ним, и тогда эта методика носит название постизометрической релаксации мышц (ПИР). Гимнастические упражнения в воде (в бассейне) находят все большее применение в практике. Теплая вода также способствует расслаблению мышц, размягчению мягких тканей, уменьшает спастичность, снижая тяжесть тела и отдельных его частей, облегчая выполнение упражнений. Физические упражнения в воде показаны при травмах опорно-двигательного аппарата, остеохондрозах, спондилезах, нарушениях осанки и сколиозах, но особенно при параличах и парезах. При поражении вестибулярного аппарата, ампутации нижней конечности используют упражнения в равновесии.


Список используемых источников


1.Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

2.Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений «Физическая культура для с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общей ред. проф. С.Н. Попова.- 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 608 с.

3.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему выражается в тренировке всех основных и вспомогательных факторов гемодинамики:

Возрастает сократительная функция миокарда за счет усиления питания мышцы сердца во время выполнения физических упражнений;

Активизируется регионарный кровоток;

Вводятся в действие дополнительные (дежурные) капилляры и др.

Помимо общетонизирующего воздействия, физические упражнения оказывают направленное действие, стимулируя преимущественно функции определенных органов и систем.

Дыхательные упражнения применяют с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, укрепления дыхательных мышц, предупреждения легочных осложнений.

Для исправления различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоночника, стоп и др.) используют корригирующие упражнения.

При тугоподвижности суставов, понижении эластичности тканей и кожи применяют упражнения на растягивание.

Упражнения в равновесии активизируют не только вестибулярные, но и тонические и статокинетические рефлексы, уменьшают степень выраженности вестибулярных расстройств и могут обусловить формирование компенсаций при нарушениях вестибулярной функции.

Мышечная релаксация оказывает специальное лечебное воздействие - снижает артериальное давление. Это происходит за счет того, что при расслаблении всех мышц количество импульсов от нервных окончаний (проприорецепторов), находящихся в мышцах, уменьшается, и нервные центры, ответственные в числе прочего и за величину артериального давления, «успокаиваются».

сосудистый дистония лечебный физкультура

Показания и противопоказания к назначению ЛФК

Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого при проведении дозированных проб с нагрузкой. Больным показаны утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм (преимущественно в санаторно-курортных условиях), спортивные игры или их элементы; физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой области.

Противопоказания к назначению или продолжению занятий разными формами ЛФК: общие противопоказания, исключающие применение ЛФК, значительное повышение АД (свыше 210/120 мм рт. ст.); состояние после гипертонического криза, значительное снижение АД (на 20--30% от исходного уровня), сопровождающееся резким ухудшением самочувствия больного; нарушения сердечного ритма; развитие приступа стенокардии, резкой слабости и выраженной одышки.

Запрещенные виды физической нагрузки и гимнастических упражнений при ВСД

При вегето-сосудистой дистонии нельзя резко менять положение тела, например, быстро вставать из положения сидя, высоко прыгать. Кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения, которые подразумевают очень низкое положение головы. И, напротив, очень полезены неспешные виды спорта - бег трусцой, плавание, лыжи, йога, длительные прогулки по парку, особенно перед сном.

Также следует избегать упражнений с большой амплитудой движения для туловища и головы, а также резко и быстро выполняемых движений и упражнений с длительным статическим усилием.

Делать упражнения нужно в хорошо проветриваемом помещении, в позитивном настроении. Гимнастику лучше всего делать утром, после того как вы проснулись. При занятии гимнастикой не следует наклонять низко туловище и голову, чтобы избежать чрезмерного прилива крови к голове. Дыхание должно быть глубоким и ровным, желательно в такт с выполняемым движением, поскольку это позволяет улучшить кровообращение.

Физкультуру при ВСД лучше всего начинать с ходьбы на месте, так как это привычное занятие для нашего организма.

Движения руками и плечевым поясом должны быть ровными, нерезкими. Эти упражнения способствуют выпрямлению позвоночника, укреплению мышц спины и плечевого пояса, расширению грудной клетки, правильному дыханию.

После занятий гимнастикой вы должны ощутить не усталость, а бодрость, улучшение настроения и повышение работоспособности. Если после занятия ваше самочувствие ухудшилось, появились головная боль, усталость, нужно снизить нагрузку и проконсультироваться с врачом.

Очень хорошо в дополнение к указанным комплексам ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе. Не обязательно заниматься бегом трусцой, если вам это не по душе -- не нужно. Но без пеших прогулок не обойтись.

Упражнения при ВСД по гипертензивному типу

1. Сидя на стуле, руки на коленях, ладони вверх, пальцы рук веером. На счет 1 -- сжать пальцы рук в кулак; одновременно, не отрывая пятки от пола, поднять стопы; на счет 2 -- разжать пальцы, опустить стопы, поднять пятки. Повторить 12-16 раз.

2. Сидя на стуле, руки на коленях, ноги согнуты в коленях, колени расставлены широко. На счет 1 -- руки в стороны (вдох); на счет 2 -- руки положить на левое колено, локти прижать к туловищу (выдох); на счет 3 -- руки в стороны (вдох); на счет 4 -- руки положить на правое колено, локти прижать к туловищу (выдох). Повторить 4-6 раз.

3. Сидя на стуле, руками, руками держаться за стул сзади. На счет 1 - выпрямить правую ногу; на счет 2 - вернуть правую ногу в исходное положение (и. п.); на счет 3 - выпрямить левую ногу; на счет 4 - вернуть левую ногу в и. п.; насчет 5-8 проделать те же движения, но при этом ноги должны быть приподняты над полом. Повторить 4-6 раз.

4. Сидя на стуле. На счет 1 - руки к плечам; на счет 2 - руки в стороны; на счет 3 - руки к плечам; на счет 4 - руки опустить. Повторить 6-8 раз.

5. Сидя на стуле, держась руками сзади за стул. На счет 1 - развести согнутые в локтях руки в стороны (вдох); на счет 2 - соединить руки согнутые в локтях (выдох). Повторить 4--6 раз.

6. Сидя на стуле. На счет 1 - поднять левую ногу, согнутую в колене; на счет 2 - выпрямить; на счет 3 - согнуть; на счет 4 - опустить; на счет 5--8 - проделать то же правой ногой. Повторить 4--6 раз.

7. Сидя на краю стула. На счет 1 - руки развести в стороны (вдох); на счет 2 - прижать согнутую в колене левую ногу к груди, обхватить руками (выдох); на счет 3 - руки в стороны (вдох), опустить левую ногу; на счет 4 - прижать правую ногу (выдох). Повторить 4--6 раз.

8. Сидя на стуле, руки к плечам, пальцы касаются плеч. На счет 1 - круговые движения руками вперед; на счет 2 - круговые движения руками назад (по 6-8 раз).

9. Сидя на краю стула, руки на коленях. На счет 1 - поднять левую руку и правую ногу вверх; на счет 2 - опустить их; на счет 3 - поднять правую руку и левую ногу вверх; на счет 4 - опустить их в и. п. Повторить 6--8 раз.

10. Сидя на стуле. На счет 1 - встать, руки в стороны (вдох); на счет 2 - сесть (выдох). Повторить 6--8 раз.

Упражнения при ВСД по гипотензивному типу

1. Сидя на стуле. Руки на коленях, ладони вверх. На счет 1 -- пальцы сжать в кулак, поднять стопы; на счет 2 -- пальцы рук разжать, поднять пятки. Повторить 12 -- 14 раз. Темп быстрый.

2. Сидя на стуле. Руки опущены вдоль туловища. На счет 1 - руки к плечам; на счет 2 -- руки в стороны; на счет 3 -- руки к плечам. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. Сидя на стуле, руками держась сзади за стул. На счет 1 - отвести левую прямую ногу в сторону влево; на счет 2 -- вернуться в исходное положение; на счет 3 -- отвести правую ногу в сторону вправо; на счет 4 -- вернуться в и. п. Повторить 6 -- 8 раз. Темп средний.

4. Сидя на стуле. Руки согнуты в локтях, пальцы касаются плеч. На счет 1--8 -- круговые движения руками вперед; на счет 9--16 -- круговые движения руками назад. Темп медленный, дыхание произвольное.

5. Сидя на стуле. Держась за стул руками сзади. На счет 1 --- поднять согнутую в колене левую ногу; на счет 2 -- выпрямить левую ногу; на счет 3 -- согнуть левую ногу в колене; на счет 4 -- вернуться в и. п., то же правой ногой. Повторить 4--6 раз. Темп средний, дыхание произвольное.

6. Сидя на стуле. Руки к плечам, пальцы касаются плеч. На счет 1 -- развести локти, сделать вдох; на счет 2--3-- 4 -- локти вместе, сделать выдох. Темп медленный, вдох сделать на счет 1, выдох на счет 2--3.

7. Сидя на стуле. Руки на коленях. На счет 1 -- поднять левую руку и правую прямую ногу вверх; на счет 2 -- вернуться в и. п.; на счет 3 -- поднять правую руку и левую прямую ногу вверх; на счет 4 -- вернуться в и. п. Повторить 6--8 раз. Темп средний, дыхание произвольное.

8. Сидя на стуле. Колени и стопы вместе. Насчет 1 -- развести носки в стороны; на счет 2 -- развести пятки в стороны; на счет 3 -- свести вместе носки; на счет 4 -- свести вместе пятки. Темп быстрый, дыхание произвольное. Повторить 4--6 раз.

9. На счет 1 -- встать, руки вверх -- вдох; на счет 2 -- вернуться в и. п. Повторить 3--4 раза. Темп медленный.

10. Сидя на стуле. Руки на коленях. На счет 1 -- развести руки в стороны -- вдох; на счет 2 -- вернуться в и. п. -- выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

11. Сидя на стуле. Руки на коленях. Вращение туловища влево и вправо (по 4--6 раз в каждую сторону). Темп медленный.

  • 2.6. Организация работы по лфк в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения лфк
  • Часть вторая
  • 3.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 3.3. Основы методики лфк при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  • 3.4. Атеросклероз
  • 3.5. Ишемическая болезнь сердца (ибс)
  • 3.6. Гипертоническая болезнь (гб)
  • 3.7. Гипотоническая болезнь
  • 3.8. Нейроциркуляторная дистония (нцд)
  • 3.9. Приобретенные пороки сердца
  • 3.10. Облитерирующий эндартериит
  • 3.11. Варикозное расширение вен (врв) нижних конечностей
  • Глава 4 лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.1. Основные причины заболеваний органов дыхания
  • 4.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 4.3. Основы методики лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.4. Острая и хроническая пневмония
  • 4.5. Плеврит
  • 4.6. Бронхиальная астма
  • 4.7. Эмфизема легких
  • 4.8. Бронхиты
  • 4.9. Бронхоэктатическая болезнь
  • 4.10. Туберкулез легких
  • Глава 5 лфк при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (жкт) и органов мочевыделения
  • 5.1. Основные клинические проявления заболеваний жкт
  • 5.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 5.3. Гастриты
  • 5.4. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • 5.5. Заболевания кишечника и желчевыводящих путей
  • 5.6. Опущение органов брюшной полости
  • 5.7. Заболевания органов мочевыделения
  • Глава 6 лфк при гинекологических заболеваниях
  • 6.1. Воспалительные заболевания женских половых органов
  • 6.2. Неправильное (аномальное) положение матки
  • Глава 7 лфк при нарушениях обмена веществ
  • 7.1. Ожирение
  • 7.2. Сахарный диабет
  • 7.3. Подагра
  • Глава 8 лфк при заболеваниях суставов
  • 8.1. Основные клинические проявления при артритах и артрозах
  • 8.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 8.3. Артриты
  • 8.4. Артрозы
  • Часть третья
  • 9.2. Задачи и основы методики лфк при травмах ода
  • 9.3. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 9.4. Переломы костей нижних конечностей
  • 9.5. Переломы костей верхних конечностей
  • 9.6. Повреждения суставов
  • 9.7. Переломы позвоночника и костей таза
  • Глава 10 особенности реабилитации спортсменов после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата
  • Глава 11 лфк при операциях на органах грудной клетки и брюшной полости, при ампутациях конечностей
  • 11.1. Операции на сердце
  • 11.2. Операции на легких
  • 11.3. Операции на органах брюшной полости
  • 11.4. Ампутации конечностей
  • Глава 12 лфк при ожогах и отморожениях
  • 12.1. Ожоги
  • 12.2. Отморожения
  • Глава 13 лфк при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
  • 13.1. Нарушения осанки
  • 13.2. Сколиозы
  • 13.3. Плоскостопие
  • Часть четвертая лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы
  • Глава 14
  • Основные клинические проявления при заболеваниях и повреждениях нервной системы
  • Глава 15 лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • Глава 16 лфк при нарушениях мозгового кровообращения
  • Глава 17 лфк при травматической болезни спинного мозга (тбсм)
  • 17.1. Виды повреждений спинного мозга. Периоды тбсм
  • 17.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 17.3. Методика лфк в различные периоды тбсм
  • Глава 18 лфк при остеохондрозах позвоночника
  • 18.1. Шейный остеохондроз
  • 18.2. Поясничный остеохондроз
  • 18.3. Лечение остеохондрозов позвоночника
  • Глава 19 лфк при неврозах
  • Часть пятая
  • 20.2. Врожденная косолапость (вк)
  • 20.3. Врожденная мышечная кривошея (вмк)
  • Глава 21 лфк при заболеваниях внутренних органов
  • 21.1. Миокардит
  • 21.2. Острая респираторная вирусная инфекция (орви)
  • 21.3. Бронхиты
  • 21.4. Пневмония
  • 21.5. Бронхиальная астма
  • 21.6. Дискинезия желчевыводящих путей (джвп)
  • 21.7. Рахит
  • Глава 22 лфк при заболеваниях нервной системы
  • 22.1. Детский церебральный паралич (дцп)
  • 22.2. Миопатия
  • Глава 23 подвижные игры в системе реабилитации детей
  • Часть шестая особенности занятий физическими упражнениями с отдельными контингентами населения
  • Глава 24
  • Виды двигательной активности в период беременности, при родах и в послеродовой период
  • Глава 25 занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и вузов
  • Глава 26 оздоровительная физическая культура для лиц среднего и пожилого возраста
  • 26.1. Анатомо-морфологические и физиологические особенности лиц зрелого (среднего) и пожилого возраста
  • 26.2. Физиологическая характеристика основных видов оздоровительной физической культуры
  • 26.3. Особенности планирования физических нагрузок для лиц среднего и пожилого возраста
  • 2.2. Клинико-физиологическое обоснование механизмов лечебного и реабилитационного действия физических упражнений

    При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушения. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни и вызвать ряд осложнений. С одной стороны, ЛФК оказывает непосредственное лечебное действие (стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, изменяя обмен веществ, улучшая репаративные процессы, восстанавливая нарушенные функции), с другой - уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.

    Здоровый организм обладает высокой способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. При заболеваниях наблюдается подавление и ослабление приспособительных реакций. Сознательная физическая тренировка, посредством которой стимулируются физиологические процессы, увеличивает возможность больного организма к развитию приспособительных процессов. Полнота приспособления и есть полнота здоровья (В.Н. Мошков).

    В развитии приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки ведущую роль играет нервная система (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.П. Боткин и др.). Нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются экстерорецепторами (зрительным, слуховым, тактильным и др.); возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений. Центральная нервная система (ЦНС) формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие существует между внутренними органами и ЦНС. Импульсы от рецепторов внутренних органов (интерорецепторов) также поступают в нервные центры, сигнализируя об интенсивности функций и состоянии органа. Проприоцептивные импульсы с рецепторов мышц, связок, сухожилий поступают в ЦНС (кору больших полушарии, подкорковые центры, ретикулярную формацию ствола мозга) и посредством рефлексов через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ. Эту взаимосвязь объясняет теория моторно-висцеральных рефлексов, разработанная М.Р. Могендовичем.

    В оценке физиологического действия физических упражнений необходимо учитывать их влияние на эмоциональное состояние больного. Положительные эмоции, возникающие в процессе занятий физическими упражнениями, стимулируют физиологические процессы в организме больного и одновременно отвлекают его от болезненных переживаний, что имеет важное значение для успеха лечения и реабилитации.

    Помимо ведущего значения нервного механизма регуляции физиологических функций, большую роль играет гуморальный механизм. При выполнении мышечной работы в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.), которые оказывают стимулирующее действие на работу сердца; метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, снабжающие эти мышцы кровью. Химически активные вещества оказывают влияние на нервную систему. Такое взаимодействие нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма больного человека на различные виды физических нагрузок.

    В.К. Добровольскому принадлежит приоритет в обосновании механизмов лечебного действия физических упражнений: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций.

    Тонизирующее влияние физических упражнений . Заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозированной физической нагрузки. Тонизирующее действие физических упражнений обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы опорно-двигательному аппарату, одновременно влияет на центры вегетативной нервной системы, возбуждая их. Возбуждение ЦНС и усиление деятельности желез внутренней секреции стимулирует вегетативные функции: улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, улучшается обмен веществ, повышаются различные защитные реакции (в том числе иммунобиологические).

    Чередование упражнений, усиливающих процесс возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием, в быстром темпе), с упражнениями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.

    Трофическое действие физических упражнений . Проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме. Улучшение трофических процессов под воздействием физических упражнений протекает по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Проприоцептивные импульсы стимулируют нервные центры обмена веществ и перестраивают функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Систематическое выполнение физических упражнений способствует восстановлению нарушенной регуляции трофики, что часто наблюдается в процессе болезни.

    Занятия физическими упражнениями способствуют сокращению сроков между клиническим и функциональным выздоровлением. Например, больной с переломом плечевой кости может считаться клинически выздоровевшим после консолидации отломков. Однако его функциональное выздоровление (реабилитация) наступит тогда, когда полностью восстановятся нарушенная функция конечности и трудоспособность. Успешность использования трофического действия физических упражнений во многом зависит от оптимальности применяемых при этом физических нагрузок.

    При мышечной деятельности усиливается также трофическое влияние нервной системы на сердце, что способствует улучшению обменных процессов в миокарде. В результате улучшения кровоснабжения и улучшения обменных процессов в миокарде сердечная мышца постепенно укрепляется, а ее сократительная способность увеличивается.

    Активизация и нормализация общего обмена веществ как проявление общего трофического действия физических упражнений создает оптимальный фон для протекания местных трофических процессов.

    Механизмы формирования компенсации . В процессе лечения и реабилитации больных действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций. Компенсация - это временное или постоянное замещение нарушенных функций. Нарушения функции при травмах и заболеваниях возмещаются тем, что изменяется или усиливается функция поврежденного органа или других органов и систем, замещая или выравнивая нарушенную функцию. Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность. При нарушении функции жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу. Например, при ослаблении сократительной способности сердца и уменьшении в связи с этим систолического объема крови компенсаторно увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС) и таким образом обеспечивается необходимый минутный объем кровообращения. Регуляция процессов компенсации происходит рефлекторным образом. Пути формирования компенсаций установлены П.К. Анохиным. Согласно его теории, сигналы о нарушении функций поступают в центральную нервную систему, которая перестраивает работу органов и систем таким образом, чтобы компенсировать изменения. Вначале формируются неадекватные компенсаторные реакции, и лишь в дальнейшем, на основании новых сигналов, степень компенсации корригируется и происходит ее закрепление.

    Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и способствуют появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию. Так, например, при нарушении функции дыхания занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования вентиляции и кровообращения в легких, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях.

    Компенсации подразделяются на временные и постоянные. Временные компенсации - это приспособление организма на какой-то определенный период (болезни или выздоровления) - например, усиление диафрагмального дыхания при операции на грудной клетке.

    Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком нарушении функции. Например, подтягивание и переставление прямой ноги (в ортопедическом аппарате и без него) за счет мышц таза и туловища при параличе ног (вследствие травматического повреждения спинного мозга).

    Механизмы нормализации функций . Нормализация функций - это восстановление функций как отдельного поврежденного органа, так и организма в целом под влиянием физических упражнений. Для полной реабилитации недостаточно восстановить строение поврежденного органа - необходимо также нормализовать его функции и наладить регуляцию всех процессов в организме. Физические упражнения помогают восстановить моторно-висцеральные связи, которые оказывают нормализующее действие на регуляцию функций организма. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы. Возникающий при мышечной деятельности мощный поток импульсов с проприо- и интерорецепторов может существенно изменить соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и содействовать угасанию патологических временных связей. Создание в коре головного мозга новой, более сильной доминанты вызывает ослабление и исчезновение ранее доминировавшего «застойного болезненного очага» (А.Н. Крестовников и др.).

    Систематическая физическая тренировка восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, а также способствует восстановлению двигательных расстройств. Например, при параличе мышц, вследствие парабиотических состояний при воспалении нерва пассивные движения, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц, идеомоторные упражнения создают возбуждение в патологическом участке и улучшают его трофику, что способствует ликвидации парабиотических состояний и восстановлению движений. Нормализация функции осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций (которые, например, искажают нормальную походку после травмы нижней конечности и др.).

    Длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением положения тела. В результате при вставании у больного возникают головокружение, потеря равновесия и даже потеря сознания (ортостатический обморок). Упражнения с постепенной сменой положения головы, туловища, нижних конечностей тренируют и восстанавливают позно-сосудистые рефлексы.

    Клиническое выздоровление, т.е. нормализация температуры, исчезновение симптомов заболевания, не означает еще, что произошло полное восстановление функционального состояния организма и его работоспособности, уровня общей тренированности и развитие двигательных качеств, сниженных в период болезни. Это достигается в результате последующей систематической тренировки, окончательно нормализующей вегетативные и двигательные функции.

    Лечебное действие физических упражнений объясняется важной социальной и биологической ролью движений в жизни человека.

    Ф. Энгельс доказал, что главным фактором, создавшим человека, явился труд. Без мышечной работы человек не может ни познавать природу, ни воздействовать на нее. Мышечные движения необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.

    Во время болезни в организме происходят различные структурные и функциональные нарушения. Одновременно усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, изменяется обмен веществ. При многих заболеваниях для лечения необходимо резкое ограничение двигательной активности. Но вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. Лечебная физическая культура , с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие (стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции), с другой - уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.

    Лечебное действие физических упражнений проявляется в сложных психических, физиологических и биохимических процессах , которые протекают в организме при занятиях ЛФК . Поэтому современное представление о механизмах лечебного действия физических упражнений основывается на достижениях в этих науках.

    Особенно хорошо изучены физиологические процессы. В этом большая заслуга отечественной физиологической школы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского. Работы советских ученых Ю. И. Данько, В. К. Добровольского, С. М. Иванова, А. А. Лепорского, М. Р. Могендовича, В. Н. Мошкова, И. М. Саркизова-Серазини, И. Б. Темкина и др. внесли огромный вклад в клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений.

    Организм человека должен постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внутренней и внешней среды. Это приспособление достигается изменением функций клеток различных органов и систем, взаимосвязанных друг с другом. Процессы, происходящие в каком-либо органе или системе, вызывают изменение деятельности других органов или систем. Связь всех функций и процессов осуществляется регулирующими системами: нервной и гуморальной .

    Нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются экстерорецепторами (зрительным, слуховым, тактильным, вкусовым и др.), возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений. Центральная нервная система, в свою очередь, формирует ответную реакцию.

    Мышечные движения осуществляются под влиянием импульсов, поступающих к мышцам из центральной нервной системы. Вместе с тем всякое мышечное сокращение приводит к появлению потока импульсов, идущих от мышц к нервным центрам, которые приносят информацию об интенсивности сократительного процесса. Таким образом, имеется тесное взаимодействие между регуляторами и регулируемыми процессами.

    Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внутренними органами и центральной нервной системой. Импульсы от рецепторов внутренних органов (интерорецепторы) также поступают в нервные центры, сигнализируя об интенсивности функций и состоянии органа. Нервные центры, регулирующие работу этого органа, в свою очередь, посылают к нему усиливающие или ослабляющие импульсы, изменяя его деятельность. Таким образом осуществляется саморегуляция внутренних органов и обмена веществ (без участия нашего сознания). Но помимо саморегуляции отдельных органов и систем существует более сложная межсистемная регуляция физиологических функций. Например, тесная связь имеется между мышечной деятельностью и функциями всех органов и систем. Эту взаимосвязь объясняет теория моторно-висцеральных рефлексов , разработанная М. Р. Могендовичем (1947). Проприорецептивные импульсы с рецепторов мышц, связок, сухожилий поступают в центральную нервную систему (кору больших полушарий, подкорковые центры, ретикулярную формацию ствола мозга) и посредством рефлексов через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен вешеств. В условиях нормальной жизнедеятельности организма проприорецепция преобладает над другими видами афферентных раздражителей, существенно влияя на иные физиологические процессы.

    Тесно связан с нервным и другой механизм регуляции - гуморальный. Он заключается в том, что химические соединения, образующиеся в организме (гормоны, метаболиты), а также ионы водорода, калия, кальция и др., попадая в кровь, разносятся по всему организму, изменяя функции органов и систем. Эти химические вещества влияют также на хеморецепторы и нервные клетки, изменяя их состояние. С другой стороны, образование гормонов в известной мере подчинено влиянию нервной системы. Таким образом, оба механизма регуляции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    В моторно-висцеральных рефлексах нервный механизм также тесно переплетается с гуморальным. При выполнении мышечной работы в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.), которые оказывают стимулирующее действие на работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, кровоснабжающие эти мышцы. Химически активные вещества оказывают влияние и на нервную систему (рис. 3) .


    Рис. 3.
    Схема моторно-висцеральных рефлексов.

    При заболеваниях происходит нарушение рефлекторной регуляции. Возникают патологические доминанты и патологические рефлексы, извращающие нормальные процессы в организме, а также формируются компенсаторные изменения регуляции и работы ряда органов и систем.

    В свете изложенных данных о физиологических механизмах регуляции функций в организме становится понятным лечебное действие физических упражнений . Современное представление о нем разработано проф. В. К. Добровольским (1947, 1952). Оно проявляется в виде четырех основных механизмов: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций .

    Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений

    Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме (общего тонуса) под влиянием дозированной мышечной нагрузки. При заболеваниях изменяется общий тонус. В начале часто наблюдается усиление возбудительных процессов в центральной нервной системе, активизируются защитные и появляются патологические реакции, повышается температура тела, усиливается деятельность многих внутренних органов.

    Механизмы трофического действия физических упражнений

    Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме. При заболеваниях нарушаются обмен веществ и нормальная структура тканей и органов. Лечение направлено на восстановление нарушенных структур посредством улучшения и нормализации обмена веществ. Мощным стимулятором обмена веществ являются физические упражнения.

    Механизмы формирования компенсаций

    Лечебное действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций . Компенсация - это временное или постоянное замещение нарушенных функций. При заболеваниях нарушения функции возмещаются тем, что изменяется или усиливается функция поврежденного органа или других систем органов, замещая или выравнивая нарушенную функцию. Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность. При нарушении функции жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу же.

    Механизмы нормализации функций

    Нормализация функций заключается в восстановлении функций как отдельного поврежденного органа, так и всего организма под влиянием физических упражнений. Для полного выздоровления недостаточно восстановить строение поврежденного органа; необходимо также нормализовать его функции и в первую очередь восстановить правильную регуляцию всех процессов в организме.

    Показания и противопоказания к применению лечебной физической культуры

    Лечебная физическая культура дает положительный эффект и показана, по сути дела, при всех заболеваниях: внутренних, нервных и хирургических болезнях, травмах и др. Применяется лечебная физическая культура на определенных этапах заболевания.

    Занятия физическими упражнениями бывают противопоказаны чаще всего лишь временно . Нельзя применять ЛФК в тех случаях, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме, в остром периоде заболевания, при общем тяжелом состоянии, высокой температуре, сильных болях, опасности массивного кровотечения, а также при консервативном лечении злокачественных опухолей.

    Необходимо отметить, что по мере совершенствования методов лечения противопоказания к применению лечебной физической культуры суживаются, ее начинают применять даже в реанимационных отделениях, при крайне тяжелом состоянии больных.

    Положительное влияние мышечной деятельности на нервную систему было доказано русскими физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Теория моторно-висцеральных рефлексов, разработанная М.Р. Магендови - чем, рассматривала влияние проприоцептивной афферентации двигательного анализатора на функцию внутренних органов. Т.е., проприоцепция через посредство центральной нервной системы адаптирует вегетативную сферу к потребностям скелетной мускулатуры.

    По мнению С.Н. Попова , средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: произвольная экономизация дыхания, разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотера - пия, трудотерапия и др.; к пассивным - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим - психопотенцирование, аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

    Важнейшее средство реабилитационной физической культуры - это физические упражнения.

    Физические упражнения могут быть разделены на гимнастические, спортивно-прикладные и идеомоторные, т.е. выполняемые мысленно, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц .

    Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость.

    По видовому признаку и характеру выделяются дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Статические дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях без движения ног, рук и туловища, динамические выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д. К дренажным относят дыхательные упражнения, специально направленные на отток экссудата из бронхов, и используют их при различных заболеваниях органов дыхания .

    Помимо упомянутых выше, применяются также порядковые и строевые упражнения. Они организуют и дисциплинируют реабилитируемых, вырабатывая необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и т.п.).

    Упражнения на координацию движений и в равновесии применяются для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях и др. Сюда же относятся упражнения, формирующие бытовые навыки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др. Широко используются лепка, сборка детских пирамидок, мозаика и т.п.

    Упражнения в сопротивлении применяются в восстановительном тренировочном периоде реабилитационной физической культуры, способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Пассивные упражнения назначают для предупреждения тугоподвижности в суставах в случаях, когда больной не может выполнять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах .

    Изометрические (статические) напряжения мышц без движений в суставах являются очень важным средством профилактики атрофии мышц при иммобилизации конечностей и как средство восстановления мышц при порезах. Упражнения в расслаблении мышц создают благоприятные условия для кровоснабжения и отдыха мышц после их напряжения, нередко сочетаясь с ним, и тогда эта методика носит название постизометрической релаксации мышц.

    Из спортивно-прикладных упражнений в практике реабилитационной физической культуры наиболее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимании и переносе тяжести, дозированную греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, лечебное плавание, езду на велосипеде, лазание по гимнастической стенке и канату, что способствует окончательному восстановлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывая у больных настойчивость и уверенность в своих силах .

    Однако необходимо учитывать, что физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям индивида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что педагог знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

    Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамическим изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой - развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др.), которые определяют физическую работоспособность организма.

    При этом в ряде источников отмечается, что в процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

    • 1) индивидуальный подход к индивиду;
    • 2) сознательность;
    • 3) принцип постепенности;
    • 4) систематичность;
    • 5) цикличность;
    • 6) системность воздействия (или поочеред - ность);
    • 7) новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений;
    • 8) умеренность.

    Таким образом, рассмотренные средства реабилитационной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, общении сотрудника правоохранительных органов, что создает предпосылки дальнейшего эффективного выполнения им служебных задач в профессиональной деятельности.

    В основе терапевтического действия физических упражнений лежит процесс тренировки. Она способствует совершенствованию регулирующего и координирующего влияния центральной нервной системы на функции различных органов и систем организма.

    Согласно В.К. Добровольскому, в настоящее время выделяют четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: механизм тонизирующего влияния, формирования компенсаций, трофического действия и нормализации функций .

    Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в изменении интенсивности физиологических процессов в организме в процессе выполнения нагрузки. Эго обуславливается наличием связи между двигательной зоной коры больших полушарий головного мозга и центрами вегетативной нервной системы, поэтому возбуждение первых во время работы ведет к повышению активности вторых, как и желез внутренней секреции. В результате активизируется деятельность большинства вегетативных функций (сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем), улучшается обмен веществ, повышаются активность различных защитных реакций. И, наоборот - при низком уровне двигательной активности происходит детренировка функциональных систем организма.

    Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации как в организме в целом, так и в отдельных тканях. Возникающее во время работы расширение просвета кровеносных сосудов удовлетворяет потребность тканей в питательных веществах и в кислороде и в своевременном освобождении активных тканей от продуктов обмена. Поскольку выполнение мышечной работы сопровождается активизацией деятельности основных систем жизнеобеспечения организма (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и др.), то трофическое влияние распространяется практически на весь организм, а не только на работающие мышцы.

    Исключительно важно, что лечебные физические упражнения направлены на нормализацию обменных процессов не только в больном органе, но и во всем организме, в том числе и в тех функциональных системах, в которых начавшиеся изменения еще даже не могут диагностироваться современными методами.

    Формирование компенсаций - это временное или постоянное замещение нарушенных функций за счет повышения функции других органов или систем.

    При нарушении функции жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу. Их формирование представляет собой биологическую закономерность. Согласно П.К. Анохину, регуляция процессов компенсации происходит рефлекторным образом: сигналы о нарушении функций поступают в ЦНС, которая перестраивает работу органов и систем таким образом, чтобы компенсировать изменения. Физические упражнения ускоряют этот процесс и способствуют появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию.

    Компенсации бывают двух видов: временные и постоянные. Временные компенсации - это приспособление организма на какой-то определенный период (болезни или выздоровления). Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком нарушении функции .

    Нормализация функций - это восстановление деятельности как отдельного поврежденного органа, так и организма в целом под влиянием физических упражнений. Для полной реабилитации недостаточно восстановить строение поврежденного органа - необходимо также нормализовать его функции и наладить регуляцию всех процессов в организме.

    Таким образом, благодаря физическим упражнениям обеспечивается более эффективная нормализация функций и реабилитация, что наиболее отчетливо проявляется:

    • - при нарушениях движений;
    • - при болевом синдроме;
    • - при нарушениях сосудистого тонуса и т.д.

    Весьма существенно и то обстоятельство, что благодаря физическим упражнениям гораздо активнее идет общая и профессиональная реабилитация больного.

    В: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое |2|.

    Оздоровительно-рекреативная физическая культура - это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания: занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения. Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация».

    Рыжкин Ю.Е. выделил основные функции физической рекреации:

    • - социально-генетическая (механизм усвоения социально-историчес - кого опыта);
    • - творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);
    • - системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);
    • - аксиологическая (ценностно-ориентировочная);
    • - коммуникативная (важное средство неформального общения людей).

    Основными видами физической рекреации являются туризм - пеший, водный, велосипедный, пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.

    По количеству занимающихся, рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).

    Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

    Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других - за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

    В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

    Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

    • 1. группы ЛФК при диспансерах, больницах;
    • 2. группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;
    • 3. самостоятельные занятия .

    В рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно - методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые) .

    Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.

    Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных.

    Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма.

    Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни.

    Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

    Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция - оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

    Таким образом, указанные направления различаются по объему и интенсивности физических нагрузок, но имеют единую главную цель - достижение оздоровительного эффекта. Занимающиеся не ставят перед собой задачу выполнения спортивных нормативов, а также разрядных норм по тому или иному виду спорта. При самостоятельных занятиях они сами определяют характер упражнений, продолжительность занятий и дозировку нагрузки, поскольку основной целью является укрепление здоровья.

    Случайные статьи

    Вверх